После «Тесноты» Кантемира Балагова в ограниченный прокат выходит другой фильм из недр мастерской Александра Сокурова на Кавказе, которой давно уже нет, но выпускники и хорошее кино осталось. «Софичка» — поэтическая экранизация одноименной повести Фазиля Искандера, что само по себе неординарный выбор для молодого режиссера, но тут, как и у всех учеников Сокурова, чувствуется особая степенность и бессрочность в подходе к материалу. Фильм выглядит совершенно нездешним кино, витает над временем, не озирается на привычки современных зрителей. Он снят в аутентичных селах Абхазии, полностью на абхазcком языке, с множеством непрофессиональных актеров (в том числе дебютантка Лана Басария в роли молодой Софички). Кира Коваленко настояла на том, чтобы все было снято на языке местных жителей — в отличие от текста оригинальной повести, потому что в те годы в этих селах никто не общался на русском.
Из этой скрупулезности в интонации рождается особое кино: текст тут живет немного обособленно от изображения, героиня в молодости и героиня в старости сливаются в едином пространстве. Как и в «Тесноте» (тут уже никак не закрыть глаза на общие региональные мотивы), поворотными событиями в фильме служат свадьба, война (только здесь Великая Отечественная), любовь брата и, конечно, горный пейзаж, в величии которого можно растворить боль любого масштаба.
Родилась в Нальчике. В 2010–2015-м училась в режиссерской мастерской Александра Сокурова при Кабардино-Балкарском государственном университете. Среди ее работ также короткометражные фильмы «Марево», «Небо казалось высоким», «Они ушли от меня» и другие.
Другие варианты названия вашего фильма
Изначально было «Софичка», как и в повести.
Вспомните СМС/сообщение/звонок, которые изменили судьбу вашего фильма
Звонок нашего мастера курса А.Н.Сокурова, когда он предложил взяться за этот проект.
7 вещей, от которых вы отказались ради кино
В какой‑то момент казалось, что отказалась от всего, все отдала и ничего себе не осталось. Но если идешь этой дорогой, нужно быть к этому готовым.
Здесь и далее кадры из фильма «Софичка»
Самое плохое, что может произойти во время съемок
У нас во время съемок взяли под арест одного из главных актеров. Мы меняли съемочный план, отодвигали его съемочные дни, в надежде, что все разрешится. Потом в перерывах я отсматривала фотографии актеров, искали замену. Но это не самое страшное. Самое плохое, когда не удается сделать задуманное, на площадке на это всегда много причин.
Авторы, которые вас вдохновляют
В литературе — Фолкнер, конечно, Достоевский и Чехов, Хемингуэй. В кино — Пазолини, Фассбиндер, конечно, Бергман, Муратова, Шпаликов. Фильмы, которые я очень часто пересматриваю, — «Рассекая волны», «Рокко и его братья», «Хиросима, любовь моя», «Шепоты и крики» — визуально самый совершенный для меня фильм.
Ваше отношение к кинокритике
Я не сталкивалась вплотную и не могу сказать, что очень слежу за этим, но когда написано профессионально, это всегда интересно.
Главный российский фильм XXI века
Я очень мало смотрю, и для меня это очень сложный вопрос. Наверное, фильм «Теснота», но это не реверанс моему однокурснику, это важный фильм, надеюсь, после него в стране будет больше дебютов.
Вставьте сюда картинку, которая лучше всего передает настроение вашего фильма
Музыка, на которую вы бы согласились снять клип
Я думала над этим, мне это было бы интересно, но нет автора (из молодых), который меня бы заинтересовал, сейчас все как‑то оскудилось и обессмыслилось.
Кому вы боитесь показывать свое кино
Уже никому.
Самая неожиданная реакция на ваш фильм
Не могу сейчас вспомнить, чтобы какая‑то реакция была для меня неожиданной. Помню одну пожилую итальянку, которая спустя несколько дней после показа, узнав меня в кафе, отправляла мне воздушные поцелуи.
Самый бессмысленный элемент российской киноиндустрии
Я не знаю, я еще не в индустрии.
Чего не хватает российскому кино
Нам всем не хватает смелости, качественных идей и независимости.
Чего ждать от вашей следующей картины
Это будет фильм о молодых людях на Кавказе.
«Софичка» в прокате с 23 ноября (билеты здесь) в рамках программы «Каро.Арт» в семи городах России: Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Сургуте и Калининграде. Также в рамках «Нового молодого кино» при поддержке «Афиши Daily» в прокате — «Тетраграмматон» Клима Козинского (с 9 ноября), «Нашла коса на камень» Ани Крайс (с 26 октября), фильм якутского режиссера Дмитрия Давыдова «Костер на ветру» (с 7 декабря), драма «Близкие» Ксении Зуевой (с 14 декабря).