«Тельма»/«Thelma», 2017 (Норвегия)
Норвежская драма «Тельма» про телекинез и влюбленных студенток, которую выдвинули от Норвегии на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». После заметного англоязычного дебюта «Громче, чем бомбы» с Изабель Юппер и Джесси Айзенбергом норвежский режиссер Йоаким Триер снял у себя на родине мистическую инди-драму о девушке со сверхспособностями. Скромница Тельма (Эйли Харбе из фильма-катастрофы «Волна») впервые вырывается из-под гиперопеки религиозных родителей и начинает жить в университетском городке. Она не пьет и не курит, но не может противостоять одному соблазну — Тельме очень нравится сокурсница Аня (певица Okay Kaya). Первая лесби-влюбленность в фильме рифмуется со сверхспособностями, которые внезапно просыпаются в девушке: левитация, телекинез, чудеса с электричеством и прочие штуки в духе «Очень странных дел».
«Побочный эффект»/«Bieffekterna», 2016 (Швеция)
Юлия — талантливая студентка-медик, у которой парень по имени Эрик болен раком. Юлия вместе с Эриком и Ребеккой трудится в лаборатории под руководством профессора, который пытается найти способ замедлить старение клеток человека. Однажды они проводят эксперимент, в ходе которого выживает колония перспективных клеток. У Эрика тем временем болезнь переходит в четвертую стадию. Юлия решает испытать новую сыворотку на Эрике, и случается чудо — болезнь отступает. Эрик вновь наполняется силами, поднимает стокилограммовые диски, хлещет пиво и занимается сексом с Юлией, мечтая о ребенке. Однако, как нетрудно догадаться из названия фильма, лекарство имеет побочный эффект. У Эрика сильно обостряется слух, он способен слышать сердцебиение человека на расстоянии нескольких метров. А чуть позже его иммунные клетки начинают уничтожать здоровые — и случается регрессия. Бодрый сайфай с лесбийскими танцами, дракой на вечеринке и изумительными морскими пейзажами (Юлия все время тянет несчастного Эрика купаться) имеет англоязычное название «Origin», что, конечно же, отсылает к похожему фильму «I,Origins» Майка Кэхилла, где тоже проводили генетические опыты в похожей лаборатории.
«Алена»/«Alena», 2015 (Швеция)
Изначально «Алена» была телевизионным фильмом, но режиссер Даниель ди Градо добавил несколько сцен, и фильм вышел в шведский прокат. В основе сюжета — одноименный графический роман Кима У.Андерссона. Школьница Алена вынуждена уйти из государственного учебного заведения и поступить в пансионат для богатых девочек. Ее семья бедна, и Алена быстро становится объектом насмешек и травли со стороны высокомерных соучениц. Однако у Алены находится верная подруга Йозефина, которая быстро расправляется с обидчицами. Все бы ничего, если бы Йозефина существовала на самом деле. Хоррор про девочек-подростков — популярный жанр не только в Голливуде (к примеру, «Кэрри» Брайана Де Пальмы). Короткие клетчатые юбки, призрачные школьные коридоры, за каждым углом которых таится ненависть, а также некоторые лесбийские намеки — вот рецепт нордического фильма ужасов.
«Кем мы становимся»/«Sorgenfri», 2015 (Дания)
В провинциальном датском городке Соренгфри по телевидению объявляют карантин: обнаружено несколько случаев заразной болезни. Вскоре эпидемия становится масштабной. Инфицированные умирают, здоровые прячутся в домах, затянутых черной пленкой, а в город стягиваются правительственные войска, которые обращаются с людьми очень жестоко. Вскоре оказывается, что зараженные становятся опасными убийцами вроде зомби. В центре сюжета — одна из обычных семей, которой предстоит справиться с опасностью. Фактически фильм напоминает сериалы «Ходячие мертвецы» и «Бойтесь ходячих мертвецов». Дебютант Миккельсен особо не оригинальничает и поминает и классика жанра Джорджа Ромеро с его «Ночью живых мертвецов», что само по себе неплохо.
«Мертвая зыбь»/«Skumtimmen», 2013 (Швеция)
У Юлии двадцать лет назад пропал пятилетний сын — вышел за каменную изгородь и исчез в тумане. Женщине сказали, что ребенок утонул. Однако, спустя годы, отец Юлии начинает собственное расследование: он думает, что в деле замешен некий Нильс Кант, о котором ходят зловещие слухи. Дело усугубляется, когда дед получает по почте обувь мальчика. Юлия также проникается историей о Канте: Нильс был странным человеком, убил двух нацистов, а затем шведского полицейского и сбежал в Южную Америку. Гроб с его телом (а может, с камнями?) доставили в шведскую деревушку за несколько лет до исчезновения сына Юлии. Однако местные жители поговаривают, что видели Канта, как он бродит в одиночестве по туманной пустоши и по сей день. Мистическую историю берется разгадать симпатичный бородатый полицейский, у которого Кант убил отца. Тягучий зловещий детектив, в котором все максимально медленно и таинственно, между тем таит банальную разгадку. Однако трудно поверить в то, кто настоящий убийца мальчика.
«Хвост»/«Thale», 2012 (Норвегия)
Лео — работник фирмы по очистке помещений, его вызвали убирать дом мертвого старика, останки которого растащили по лесу животные. Ему помогает Элвис (бывший напарник не мог справиться с рвотой при виде мертвых тел). Парни решают спуститься в подвал и обнаруживают, что умерший занимался какими-то экспериментами. Из пыльного магнитофона доносятся странные утробные звуки, и внезапно из ванной, заполненной молочной жидкостью, выныривает обнаженная девушка. Она начинает душить Элвиса, пока Лео не приносит ей найденный у старика военный мундир, чтобы согреться. Девушка — некая Тейл, по скандинавской мифологии она — хульдра, женщина с коровьим хвостом, нимфа, заманивающая людей в леса. В детстве ее нашел старик, отрезал хвост и решил перевоспитать. Картину, не лишенную как саспенса, так и юмора, окрестили «этническим триллером», но русским зрителям может показаться нордическим предшественником «Зоологии».
«Охотники на троллей»/«Trolljegeren», 2010 (Норвегия)
Псевдодокументальный приключенческий фильм, щедро приправленный мистикой. Трое студентов снимают документалку о таинственных убийствах медведей в лесах. Они подозревают, что браконьером является странный человек по имени Ганс. Ганс от всего открещивается, отказывается давать интервью, но парни следят за ним и становятся свидетелями необычного происшествия. Ночью Ганс удирает от кого-то, при этом слышен страшный рев и Ганс кричит: «Тролль!» Так выясняется, что Ганс является единственным в Норвегии охотником за троллями. Студенты присоединяются к Гансу. Андре Эвредаль — изобретательный режиссер, и чего только не придумал: тут и трехголовые тролли, которые превращаются в камни, и фальсификация при помощи убитых медведей, и буйство скандинавской мистики. Однако начало и финал он завернул в классическую обертку «Ведьмы из Блэр»: в титрах говорится, что вся съемочная группа пропала и это реальные записи, которые сохранились.
«Впусти меня»/«Lat den ratte comma in», 2008 (Швеция)
Хит в своей категории. Фильм, наделавший много шума в свое время и даже получивший американский ремейк с Хлоей Грейс Морец. Главному герою, Оскару, — двенадцать. Разведенные родители не обращают на него внимания, в школе над ним вечно издеваются, и у него нет друзей. Все начинает меняться, когда по соседству селится Эли. Девочка ведет себя не сказать чтобы дружелюбно, ходит босая по снегу, но это не останавливает Оскара в желании завязать с ней отношения. Вскоре в округе появляются трупы. «Впусти меня» — это экзистенциальный вампирский хоррор, который сильно отличается от канонов жанра (типа «Сумерек»). Медленная, тягучая картина засасывает зрителя в бездонное одиночество Оскара и задает вопрос, на что способен подросток, чтобы справиться со своими демонами.
«Сесиль»/«Cecilie», 2007 (Дания)
Сесиль — молодая замужняя учительница, которая пришла работать в новую школу (они с мужем переехали в новый дом). Ночью ее пугают звуки за окном, она не может спать. В школьном подвале, куда она спустилась за учебниками, тоже какая-то давящая атмосфера. Ученики, как назло, не слушаются, а по ночам все чаще тревожат кошмары. После того как Сесиль чуть не утонула дома в ванной, она оказывается в психбольнице, где молодой психиатр пытается понять, что с ней. Оказывается, Сесиль помнит фрагменты жизни школьницы, изнасилованной и убитой в день рождения Сесиль, 3 февраля 1972 года. При этом в убийстве обвинили невинного школьника. Сесиль заручается поддержкой психиатра и самоотверженно начинает расследовать дело датской Лоры Палмер. Ганс Фабиан Вулленвебер — режиссер, безусловно подкованный, и из-простого триллера делает наполненный изысканными тревожными кадрами фильм. В одном месте он даже цитирует Кшиштофа Кесьлевского, благо актриса Соня Рихтер в определенных ракурсах похожа на Жюли Дельпи.
«Темный лес»/«Villmark», 2003 (Норвегия)
Группу молодых людей (две девушки и два парня) набирают для участия в реалити-шоу и отправляют лес для выживания. Продюсер — мутный тип, который забирает у всех сигареты и мобильные телефоны и селит в собственной хижине. Компания выпивает вина и находит в избушке бобинный магнитофон, из которого звучит перепуганный детский голос. На следующий день они находят заброшенную палатку с просроченными продуктами, красным платьем, сохнущим на веревке, фотографиями нацистов, а также труп девушки в озере, запутавшийся в рыболовные сети. Строгий продюсер не желает вызывать полицию и настаивает на продолжении эксперимента. Лесси — нервный красивый блондин, самый толковый из команды, возмущен и отказывается возвращаться в хижину, но, побродив по лесу, опять присоединяется к участникам реалити-шоу. Продюсер тем временем ведет себя странно и рубит столетнее дерево посреди ночи, а нечто из темноты бросает в одну из девушек тушку убитого ею днем зайца. Дела становятся совсем плохи. Модные в начале 2000-х реалити-шоу получили свое художественное переосмысление в самом логичном жанре хоррора. Интересно, что фильм не имеет внятного финала: убийца вроде бы и найден, но остается холодящий жилы вопрос — что же с ним не так?
«Безбилетный пассажир»/«Blindpassasjer», 1978 (Норвегия)
Космический корабль «Марко Поло» возвращается из экспедиции на планету Россум. Команда из пяти человек погружена в сон, но когда они просыпаются, обнаруживают, что мониторы зафиксировали проникнувшее на корабль существо, похожее на человека. Чуть позже они догадываются, что это биоробот, который убил одного из членов команды и принял облик жертвы. С Земли тем временем поступает сообщение, что если команда не обнаружит злоумышленника, корабль «Марко Поло» уничтожат (ракета уже запущена). Наивный норвежский сайфай из 70-х звучит рефреном к советской «Москве — Кассиопее». Стоит полюбоваться на наряды космонавтов; на борту они выращивают морковку и даже цыплят. Все детективные изыскания чинно проходят за завтраком или ланчем, на котором они едят вареные яйца (женщины из команды трудятся на кухне даже в феминистской Норвегии). Кроме того, есть забавная хроника, якобы записанная на планете Россум. Там царит средневековье, жители пашут земли и косят луга в идиллических земных пейзажах, хотя все до одного роботы с металлическими лицами.
В рамках фестиваля «Бесценные города в кино» для держателей премиальных карт MasterсardGold Mastercard, World Mastercard, Platinum Mastercard, World Mastercard Black Edition и World Elite Mastercard действует специальное предложение: скидка 50% на покупку билетов в кассе кинотеатра «Пионер» и услуга бронирования. Также при покупке билетов на сайте и через мобильное приложение кинотеатра «Пионер» для всех держателей Masterсard действует скидка 5%. Узнать еще больше о мире кино можно на специальном сайте «Афиши» и Mastercard.