Трое в противогазах и резиновых перчатках, всхлипывая, прощаются с покрытым волдырями полуголым стариком, который явно не очень понимает, что происходит. Потом старика грузят на тележку, отвозят к вырытой неподалеку яме, убивают выстрелом в голову, обливают бензином и поджигают.
Молодой человек по имени Трей Эдвард Шульц дебютировал два года назад фильмом «Криша», после которого целый ряд критиков (хотя были и резко несогласные) объявил его надеждой американского кино. На «Кришу» Шульц собрал немного денег краудфандингом, снял ее в родительском доме, в ролях — в основном родственники режиссера (главная героиня, Криша, — его тетя), а также он сам. Это очень живая, нервная, порой истеричная мелодрама про пожилую алкоголичку, которая навещает давно брошенную семью на День благодарения, — вроде бы ничего сенсационного, но фильм сделан фантастически уверенно, учитывая все вводные; чаще других в восторженных отзывах встречалась фамилия Кассаветеса.
Здесь речь тоже о семейных ценностях: сняв противогазы, люди оказываются заросшим бородой учителем истории по имени Пол (Джоэл Эджертон), его женой Сарой (Кармен Эджого) и их 17-летним сыном Трэвисом (Келвин Харрисон-мл.). Еще у них есть собака, что в фильмах ужасов всегда неспроста. Покойный был отцом Сары. В стране (или мире) бушует эпидемия какого-то жуткого вируса, и герои спрятались от него в доме посреди леса, заколотив двери и ставни. Не будем углубляться в не слишком извилистый сюжет, но, конечно, у них будут гости (включая Райли Кио).
Шульц использует понятия и приемы постапокалиптического хоррора, но хоррором фильм можно назвать с некоторой натяжкой: в частности, что именно «приходит ночью», зрителю придется додумывать самостоятельно — поскольку ничего, однозначно претендующее на звание «оно», никуда не приходит. Однако название (в любом случае удачное) кажется вполне уместным. По ночам в доме определенно неуютно — к тому же при заколоченных окнах не всегда можно определить время суток. Юный Трэвис не может спать, а когда спит, проваливается в сюрреалистические кошмары. Но ирония в том, что все действительно ужасное происходит при свете дня.
Тревис, как мы постепенно понимаем, — центральная фигура в этой истории, наши глаза в ней, поскольку фильм в конечном счете не о чудищах и вирусах, а снова, как и «Криша», о том, как члены семьи превращают друг друга в заложников своей любви, и именно ребенок ощущает это в первую очередь. Впрочем, он уже и не ребенок, что здесь тоже обыгрывается.
Надежда или нет (пожалуй, все-таки да), Шульц опять демонстрирует замечательное владение формой: это по-настоящему тревожные, тяжелые полтора часа. Едва ли он и дальше будет заниматься хоррором, а жаль — в этом жанре у него точно есть перспективы. Шульц, как положено, учится у лучших: это можно увидеть в кубриковских проездах по коридору и симметричных кадрах, в почти линчевском саунд-дизайне — и при этом его фильм меньше всего похож на упражнение, на отлично сделанное домашнее задание (чем грешит как раз большинство начинающих хоррормейкеров). Это осознанно скромная, но взрослая и серьезная работа: может, здесь и нет родной тети режиссера, но демоны, которые прячутся то ли в темном лесу, то ли в уютной столовой, явно его собственные.