Как по первым кадрам различить Уэса Андерсона, Роя Андерссона и Пола Томаса Андерсона, а Терренса Малика не перепутать с Андреем Звягинцевым? «Афиша» и Mastercard подготовили гид по стилю этих и других режиссеров с самым узнаваемым стилем.
партнерский материал
партнерский материал

Как понять, что вы смотрите фильм Уэса Андерсона?

Вы смотрите фильм Уэса, если в нем все кадры выстроены очень симметрично. Уэс настолько щепетилен в создании кадров, что кажется, будто он измеряет мизансцену под линеечку.

Большое значение придается палитре цветов и оттенков. Так, в «Отеле «Гранд Будапешт» в кадре превалирует нежно-розовый (как пирожные героини Сирши Ронан —
Агаты), в «Королевстве полной луны» — желтый, а в «Водной жизни» такими цветовыми маяками служат красные шапочки.

Если для титров и названия фильма (а также для названий банков, школьных автобусов и больниц) использован шрифт Futura.

Если в кадре есть курящий Билл Мюррей — это тоже фильм Уэса. Кроме того, режиссер любит брать в свои малобюджетные фильмы звезд блокбастеров и боевиков (Брюс Уиллис, Эдвард Нортон).

Обязательно есть какое-нибудь письмо, написанное от руки. Титры у Уэса Андерсона часто выглядят как иллюстрации к детским книжкам, а герои любят произносить многозначительные фразы о смысле жизни.

Большое значение придается семейственности. Персонажи обычно влюбляются и выясняют отношения под французскую поп-музыку с женским вокалом. И в конце непременно есть танец.

Эти и другие особенности режиссера Уэса Андерсона вы можете увидеть в его главных фильмах: «Семейка Тененбаум», «Водная жизнь», «Поезд на Дарджилинг», «Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт».

Как понять, что вы смотрите фильм Роя Андерссона?

Cхожесть с живописью. Чаще всего мизансцены в фильмах шведского режиссера композиционно напоминают картины Эдварда Хоппера, Оноре Домье, а также более молодых художников — Отто Дикса и Георга Шольца.

В картине бесчисленное количество сюжетных линий и героев — примерно до сорока сегментов, и второстепенные герои появляются то в одном, то в другом куске фильма.

Интерьеры похожи на натюрморты. Андерссон уделяет большое внимание комнатам героев, считая, что их убранство является лучшей иллюстрацией характеров персонажей.

В начале перед титрами идет длинная увертюра — вступление в сюжет; а наряду с освещением и декорациями большое значение придается хореографии движений актеров в кадре.

В фильме одновременно присутствуют сюрреализм, гротеск и абсурд, но в то же время обыденность и повседневность.

Эти и другие особенности режиссера Роя Андерссона вы можете увидеть в его главных фильмах: «Шведская история любви», «Песни со второго этажа», «Ты, живущий!», «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии».

Как понять, что вы смотрите фильм Пола Томаса Андерсона?

Если действие картины происходит в долине Сан-Фернандо, вы смотрите фильм ПТА.

Герои обычно яркие и порочные харизматы, находящиеся под гнетом семейных отношений или превратностей судьбы. Их обычно играет один и тот же набор актеров — Филип Сеймур Хоффман, Хоакин Феникс, Джон К.Райлли.

Актеры, играющие главные роли в его фильмах, чаще всего демонстрируют новые грани своего актерского таланта, обычно это «прорывы». Так случилось с Марком Уолбергом в «Ночах в стиле буги», Адамом Сэндлером в «Любви, сбивающей с ног» и Хоакином Фениксом в «Мастере».

Основные сюжетные мотивы: дисфункция семейных отношений, отчуждение, сожаление, одиночество, шанс и судьба, поиски дома и призраки прошлого.

ПТА является наследником стиля Роберта Олтмана. Андерсон — любитель крупной формы, многозначительных сюжетов и длинных операторских планов.

Почти все его фильмы (кроме «Мастера») снимал один оператор — Роберт Элсвит, часто используя стедикам.

Эти и другие особенности режиссера Пола Томаса Андерсона вы можете увидеть в его главных фильмах: «Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Нефть», «Мастер», «Врожденный порок».

Как понять, что вы смотрите фильм Кристофера Нолана?

Актер Том Харди носит маску, и вы практически весь фильм не видите его лица.

Главный герой очень серьезен, даже если он носит костюм мыши. Обычно герои придерживаются делового стиля одежды с пиджаками, галстуками и уютными свитерами. Даже на войне.

В фильмах Нолана никогда нельзя доверять девушкам. Они обязательно предадут в самый неподходящий момент.

Фильм имеет нелинейное повествование, сюжет развивается наоборот, происходят скачки во времени или прочие фокусы с таймлайнами.

Фильм снят на пленку, а еще лучше на 70 мм.

Звучит музыка Ханса Циммера.

Эти и другие особенности режиссера Кристофера Нолана вы можете увидеть в его главных фильмах: «Помни…», «Престиж», «Темный рыцарь», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк».

Как понять, что вы смотрите фильм Терренса Малика?

Нужно различать раннего Малика и позднего Малика. Раннего не так-то просто уложить в единую стилистическую форму, зато поздний имеет такой яркий почерк, что его ни с кем не спутаешь. У позднего Малика женщины все кружатся, а мужчины бродят в раздумьях.

Закатное и рассветное солнце всегда светит прямо в объектив неизменного оператора Эмманюэля Любецки.

Герои позднего Малика ищут смысл жизни и находят его обычно в законах существования вселенной.

Героини царственно возлежат на диванах, передвигаются, будто танцуют, и часто замирают с бокалом на фоне какой-нибудь серой стены.

Мотивы фильмов Малика бескомпромиссны — жизнь и смерть. При этом драматические экзистенциальные события обычно происходят или с людьми шоу-бизнеса, или же просто с успешной семейной парой.

Почти все свои последние фильмы Малик снимал без сценария, и при этом в каждой картине присутствует закадровый голос, который произносит что-то типа: «Мать и отец, вы всегда боретесь во мне».

Эти и другие особенности режиссера Терренса Малика вы можете увидеть в его главных фильмах: «Тонкая красная линия», «Новый свет», «Древо жизни», «Песня за песней».

Как понять, что вы смотрите фильм Гая Маддина?

Режиссер, который во всех своих приемах неизменно подражает немому кино. То есть если вы смотрите современный фильм, но он полностью немой — то это с большой долей вероятности кино Гая Маддина.

Фильм сопровождают черно-белые титры с репликами героев или пояснением сюжетных ходов.

Сюжеты настолько сюрреалистичны и, на первый взгляд, бессвязны, что кажется, будто вы смотрите чей-то сон (в худшем случае — кошмар).

В фильмах Маддина очень часто можно найти фрейдизм, убийство отца или матери, а также автобиографические моменты — вечная парикмахерская (мама Маддина владела цирюльней) или хоккей (папа был спортивным менеджером).

Если в фильме присутствуют Удо Кир и Изабелла Росселлини — то это наверняка фильм Гая Маддина.

Если в фильме есть сцена трепанации черепа — то это тоже фильм Гая Маддина.

Если в саундтреке используется трек группы Sparks — это опять фильм Гая Маддина.

Эти и другие особенности режиссера Гая Маддина вы можете увидеть в его главных фильмах: «Архангел», «Самая печальная музыка на свете», «Мой Виннипег», «Замочная скважина».

Как понять, что вы смотрите фильм Аки Каурисмяки?

Место действия — Хельсинки. Столица Финляндии показывается предельно реалистично, без примеси какой-либо романтики.

Герои — немногословные мусорщики, тоскующие супермаркетовские кассирши, престарелые официантки, застенчивые ночные охранники или гастарбайтеры. Они меланхоличны и одиноки.

Герои много пьют, а иногда сами являются владельцами баров и ресторанов (эта деталь автобиографична — братья Аки и Мика Каурисмяки являются совладельцами бара «Корона» в Хельсинки).

События происходят медленно и размеренно, а в разговорах обсуждаются всякие пустяки. Каурисмяки тяготеет к стилю Райнера Вернера Фассбиндера и Робера Брессона, поэтому его герои часто склонны к саморазрушению и самокопанию, которое происходит на фоне нагнетающих тоску белых ночей.

В то же время фильмы Каурисмяки сентиментальны и оптимистичны одновременно, несмотря на то что его герои часто оказываются в удручающе безвыходной ситуации. Эти персонажи — люди «на дне», живущие на задворках Европы, но при этом исполненные глубокого достоинства и человеколюбия. Каурисмяки парадоксален и гуманистичен.

Эти и другие особенности режиссера Аки Каурисмяки вы можете увидеть в его главных фильмах: «Преступление и наказание», «Девушка со спичечной фабрики», «Жизнь богемы», «Человек без прошлого», «Гавр», «По ту сторону надежды».

Как понять, что вы смотрите фильм Хона Сан Су?

Герои фильмов южнокорейского режиссера обычно интеллектуалы или творческая интеллигенция. Чаще всего это девушка, выросшая в Европе и вернувшаяся в Южную Корею, которая изучает искусство и не может выбрать между двумя молодыми людьми. Или это женатый режиссер, запутавшийся в отношениях с юной поклонницей (прообраз самого Хона Сан Су и его романа с актрисой Ким Мин Хи).

В любом случае в фильмах Хона Сан Су всегда много разговаривают и пьют — иногда рисовую водку, иногда пиво, иногда вино.

Этот алкогольный мамблкор чаще всего подкрепляется длительными прогулками по паркам, вдоль моря или просто улочками безымянных городов.

Хон Сан Су любит разделить свой фильм на две (или больше) части и повторить внутри фильма один и тот же сюжет с разными вариациями («В другой стране», «Прямо сейчас, а не после»).

Иногда непонятно, что в его фильмах сон, а что — явь (и это, видимо, последствия обильных алкогольных практик персонажей).

Эти и другие особенности режиссера Хона Сан Су вы можете увидеть в его главных фильмах: «Ха ха ха», «Ничья дочь Хэвон», «Прямо сейчас, а не после», «Ночью на пляже в одиночестве».

Как понять, что вы смотрите фильм Лава Диаса?

Если фильм длится около пяти часов — нет сомнения, что это картина филиппинского режиссера Лава Диаса. В среднем хронометраж его фильмов достигает 10 часов.

Очень длинные статичные планы — один план может длиться даже час, предельно правдиво снимая филиппинские реалии.

При этом все это навеяно произведениями Достоевского, Толстого или других русских писателей.

Большое внимание уделяется природе: медленно плывут облака, колышутся трава и тростник, зритель при этом погружается в транс.

Словом, фильмы Лава Диаса похожи на цифровые видеоинсталляции — и споры среди кинокритиков по этому поводу не утихают.

Эти и другие особенности режиссера Лава Диаса вы можете увидеть в его главных фильмах: «От предшествующего», «Колыбельная скорбной тайне», «Женщина, которая ушла».

Как понять, что вы смотрите фильм Андрея Звягинцева?

Герои похожи на ваших соседей. Они удивительно аморальны, но при этом реалистичны и узнаваемы.

Темой для фильма стала какая-нибудь глобальная моральная проблема — например, любовь и измена.

Все события происходят в бездуховном пространстве России, где герои или борются за выживание против чиновников, или сами идут на дно под давлением собственных грехов.

В фильме появляется изображение какой-либо известной картины или хотя бы визуальная аллюзия на западную живопись.

Фильм начинается с музыкальной интерлюдии с набором пейзажей для плавного вхождения в атмосферу фильма.

Главный цвет — синий или бирюзовый. Оператор — обязательно Михаил Кричман.

Эти и другие особенности режиссера Андрея Звягинцева вы можете увидеть в его главных фильмах: «Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь».

Узнать еще больше о мире кино можно на специальном сайте «Афиши» и Mastercard. Также на сайте можно следить за специальными скидками и предложениями для любителей кино — например, оплачивая билеты картой Mastercard, вы получите скидку 10% на билеты в кинотеатры сети «Формула Кино» и «Кронверк Синема» и скидку 15% в кинотеатре «Пионер».