Научный консультант ЮНЕСКО и один из основателей Группы по защите от наводнений в UNESCO-IHE Institute for Water Education (Нидерланды). Специализируется на изучении воздействий глобальных климатических изменений на городскую среду.
«Смерч» (1996)
Сюжет:
Семья метеорологов работает над прогнозированием торнадо. Они создают устройство под названием «Дороти», которое может передавать данные о смерчах прямо изнутри воронки. Узнав о надвигающемся шторме в Оклахоме, они отправляются навстречу опасности. Пока соседние команды таких же одержимых ученых гибнут, супругам с четвертой попытки удается забросить «Дороти» в воронку и получить ценнейшие показания.
Комментарий Вербека:
«Фильму больше двадцати лет, а мы до сих пор не научились составлять точные прогнозы погоды. Поэтому проблема, которой по сюжету занимаются ученые, стоит довольно остро. Люди и сегодня пытаются гоняться за штормами — посмотрите, что делают корреспонденты Discovery и National Geographic. Данные о торнадо могут спасти многие жизни и в то же время принести много денег. Девайса вроде «Дороти», насколько я знаю, еще не придумали, но тема абсолютно реалистична и до сих пор актуальна».
«Идеальный шторм» (2000)
Сюжет:
Несмотря на объявление о надвигающемся урагане, команда рыбаков выходит в открытое море в надежде на удачный улов. Их лодку штормит, рыбаки вызывают помощь, но спасательный вертолет не может прибыть из-за нехватки топлива. Поднимается величайшая в истории волна в сто футов. Судно опрокидывается, воды Атлантики убивают всю команду.
Комментарий Вербека:
«По сути, шторм — это энергия, заключенная в волне. Вода с большой силой сносит все на своем пути, вызывая множество разрушений. Волне не обязательно быть высотой в тридцать метров, два-три метра над уровня моря — уже катастрофа. Однако обстоятельства правда могут сложиться таким образом, что образуется «идеальный шторм». Так, например, произошло с ураганом «Сэнди» в Нью-Йорке. Так, видимо, было и в этой картине».
«Послезавтра» (2004)
Сюжет:
На Земле полным ходом идет глобальное потепление. Тающие ледники снижают температуру Мирового океана, тем самым разрушая Североатлантический поток. Климат резко меняется, катаклизмы следуют один за другим: на Токио сыпятся огромные градины, Дели покрывает снегом, в Сиднее бушует разрушительный тайфун, а Нью-Йорк утопает в волнах цунами. Правительство США эвакуирует часть населения, а остальные должны пережить «температурное дно» — падение температуры до −100°C.
Комментарий Вербека:
«Во-первых, таяние льдов никак не может привести к снижению температуры океана. Очевидно, что происходит наоборот. А идея с «температурным дном» очень забавная, я слышу этот термин впервые. Знаю только 0° К (ноль градусов Кельвина, — 273°C), но до этого нам еще далеко. Настолько резкое изменение температур просто невозможно».
«Невозможное» (2012)
Сюжет:
История основана на событиях 2004 года, когда цунами в Таиланде погубило более двухсот тысяч человек. Семья из пяти человек приезжает на отдых. Пока они расслабляются у бассейна, весь курорт накрывает мощной волной, которая мутным потоком уносит героев. Приложив нечеловеческие усилия, мать семейства выныривает на поверхность и бросается на спасение детей.
Комментарий Вербека:
«Я знаю много историй, когда люди как по волшебству спасались от самых страшных бурь, поэтому реалистичность сюжета не вызывает больших сомнений. Обычно цунами приходит не так резко, как показано в фильме, однако такой сценарий тоже возможен. Героям, видимо, правда повезло: они, во-первых, пережили крайне сильное цунами и, во-вторых, не умерли после. Очень многие гибнут в первые сутки после катастрофы — это вызвано загрязнением воды, разрушением большинства построек, отсутствием связи и медицинской помощи».
«2012» (2009)
Сюжет:
Как и предсказывали индейцы майя, в 2012 году планеты Солнечной системы оказываются на одной линии друг с другом, что приводит к глобальным природным катаклизмам. Все начинается с сильных землетрясений, за ними следуют цунами и извержения вулканов. В земной коре происходят тектонические сдвиги, континенты рушатся на глазах: Южный полюс перемещается в штат Висконсин, а Азия полностью погружается под воду.
Комментарий Вербека:
«Весь сюжет основан на предсказаниях майя, поэтому о реалистичности тут вообще трудно говорить. Не думаю, что континенты могут поменяться местами за несколько дней. А извержения лавы в первую очередь приводят к так называемой вулканической зиме — в воздухе летает пепел, который экранирует солнечные лучи. При таком масштабном катаклизме атмосфера бы сильно загрязнилась, а температура снизилась, но в фильме об этом почти не слова».
«Навстречу шторму» (2014)
Сюжет:
За один день город Сильвертон был почти уничтожен беспрецедентным торнадо. Выжившие жители находятся во власти стихии, а метеорологи объявляют, что худшее еще впереди. Из-за взрывов автомобилей вихри торнадо начинают разносить огонь, принося больше разрушений, чем прежде. Большинство ищет укрытие, в то время как немногие смельчаки отправляются в эпицентр шторма.
Комментарий Вербека:
«Торнадо не возникают ниоткуда — они всегда приходят с моря. Вопрос лишь в том, сохранит ли буря силу на земле. Сегодня мы можем наблюдать за движением погодного фронта и пытаться предсказывать развитие событий. Другой момент в том, что несколько вихрей не могут одновременно бушевать в такой близости и уж тем более нести с собой такие пожары: это история из области фантастики».
«Геошторм» (2017)
Сюжет:
В ближайшем будущем мировые лидеры объединяют усилия, чтобы создать сеть орбитальных спутников по контролю над климатом. Однако система, которая должна предотвращать природные катаклизмы, по ошибке запускает серию штормов невиданного прежде масштаба. Человечеству грозит геошторм, который сотрет все живое с лица Земли.
Комментарий Вербека:
«По сюжету со спутников сбрасываются какие-то капсулы, которые меняют потоки ветра. Не представляю, чем они думали. Я слышал, что в России на время парадов разгоняют облака, чтобы избежать дождя. На сегодня это предел наших возможностей — контролировать штормы, конечно, невозможно».