Комедии

«Образцовый самец-2»: мода, скука, инстаграм

23 февраля 2016 в 15:17
В кинотеатрах идет вторая часть комедии Бена Стиллера про глупого манекенщика Дерека Зуландера. Наиля Гольман считает, что вместо нее лучше еще раз пересмотреть первую.

Первый фильм про Дерека Зуландера вышел 15 лет назад, он был глупым, смешным и наглым. Там могло случиться почти что угодно: от внезапной смерти нескольких человек при пожаре на автозаправке до сцены с прямой цитатой из фильма «2001 год: Космическая одиссея» (возможно, самой нелепой в истории Голливуда). Хоть и не сразу, но у него сложилась армия поклонников, исправно смеющихся над тем, «как тяжело жить тупому манекенщику, который очень, очень хорошо выглядит», и повторяющих в шутку его фирменный взгляд «Голубая сталь». Сегодня такой взгляд на полном серьезе воспроизводит каждый третий пользователь инстаграма, делая селфи. С этого и начинается новый фильм: в открывающей сцене, умирая, постит свой последний автопортрет Джастин Бибер. Агент «полиции моды» ФБР Валентина (Пенелопа Крус) узнает в этой фотографии стиль Зуландера и понимает, что именно он должен помочь найти убийцу.

Не проходит десяти минут, как в расследование оказываются втянуты все сливки высокой моды. Не только вымышленные — трудно вспомнить фильм, в котором было бы такое огромное количество гостевых появлений реальных людей из мира моды. Анна Винтур, Александр Вэнг, Марк Джейкобс, Наоми Кэмпбелл, Карли Клосс, Кейт Мосс, Томми Хилфигер. Все они, оказывается, страшно полюбили оригинальный фильм за то, как удачно он высмеивал родной им мир модного бизнеса. Сначала полюбили, потом присвоили: теперь фэшн-звезды решили посмеяться над собой вместе с авторами. Почти всегда плохая идея.

На то, чтобы снять продолжение «Образцового самца», у Бена Стиллера ушло 15 лет (по разным причинам, среди которых — уход из жизни автора сценария первой части Дрейка Сатера в 2004-м). За это время много чего изменилось, в первую очередь — сам Стиллер. Его предыдущий фильм («Невероятная жизнь Уолтера Митти») был больше похож на красочную полнометражную рекламу какого-нибудь журнала про лайфстайл и тревел. Ничего невероятного там не было, ничего невероятного нет и здесь: в довольно вымученной второй части «Образцового самца» редкие моменты могут сравниться с лихим хулиганством первой.

Как любой запоздавший сиквел, «Образцовый самец-2» прилежно старается соответствовать времени, отчего выглядит особенно старомодным. Для начала молодой борзый дизайнер вытаскивает из затворничества обоих главных героев (Стиллера и Оуэна Уилсона), самых знаменитых супермоделей прошлого поколения, лишь для того, чтобы заставить их пройтись по подиуму в костюмах с надписями «Старый» и «Отстойный». Дальше на пару минут приходит Бенедикт Камбербатч в роли модели-трансгендера по имени Все и брезгливо заявляет, что сегодня никто не обязан ограничивать себя стереотипами в вопросах выбора собственного пола и сексуальной ориентации. Этот герой больше в кадре не появится, и хотя либертен Хансел по сюжету встречается с целой командой людей разного пола и разных национальностей, которых он зовет просто «оргия», ничего интересного — а главное, ничего действительно смешного, — на эту тему фильм больше не скажет. Как и на массу других тем.

Зато теперь, когда Стиллер и Уилсон подружились с собственными героями, они в совершенстве овладели главной наукой модного мира — успешной саморекламой. Если что-то в этом фильме и было сделано с настоящим вдохновением, то это его изобретательная и разнообразная промокампания. Помимо стандартной кучи трейлеров, тизеров и вирусных видео, например, был живой анонс прямо с подиума на показе Valentino. После этого Уилсон и Стиллер позировали в бутике той же марки в качестве манекенов, Vogue вышел со Стиллером и Крус на обложке, а Кара Делевинь в своем инстаграме рассказывала про отношения с Зуландером, которого якобы повстречала в Париже. Жаль, что индустрия мало кому позволяет делать действительно смелые ходы. В идеальном мире «Образцовый самец-2» мог бы стать действительно емким комментарием к состоянию современной культуры, если бы создатели вообще не выпустили кино, а оставили бы проект существовать в виде бесконечной рекламной акции.

Расскажите друзьям
Читайте также