В вооруженном противостоянии людей и обезьян в окрестностях Сан-Франциско наметился перевес в пользу людей: отряд безымянного легендарного Полковника (Вуди Харрельсон) с помощью обезьян-перебежчиков вот-вот добьет скромное войско Цезаря (Энди Серкис). В связи с чем последний намеревается увести свой народ в землю обетованную куда-то за горы. Но накануне исхода Полковник лично возглавляет вылазку в обезьяний лагерь и убивает жену и старшего сына Цезаря. Тому ничего не остается, как сесть на лошадь и отправиться мстить.
«Планета обезьян: Война» едва ли станет последним фильмом в обновленной франшизе, но это конец условной трилогии, цикла, начатого в 2011 году «Восстанием» и продолженного в 2014-м «Революцией». Постановщик, как и в прошлый раз, — Мэтт Ривз («Монстро», «Впусти меня. Сага»), ровесник и сообщник Джей Джея Абрамса, один из лидеров поколения гиков, захвативших в последнее десятилетие власть над Голливудом; сейчас он, судя по всему, будет снимать нового «Бэтмена» с Беном Аффлеком.
Если что-то про этих людей можно сказать с абсолютной уверенностью — они смотрели, а потом пересматривали много, очень много фильмов. И старые «Планеты» в списке источников вдохновения далеко не на первом месте: «Война» — энциклопедия большого военного (скорее даже лагерного) кино 1950–1980-х. От «Моста через реку Квай» и «Большого побега» до «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» и «Апокалипсиса сегодня». Плюс вестерны, под которые стилизован большой отрезок в первой половине фильма: одинокий — пусть и в сопровождении ближайших сподвижников — неприкаянный герой, скачущий под огромным небом навстречу человеку, которому он поклялся отомстить. И в котором он с ужасом увидит собственное отражение.
Конечно, свежий нюанс тут в том, что все это — в исполнении обезьян. Единственный, за исключением Полковника, человек с полноценной ролью — маленькая беленькая девочка, которую Цезарь с товарищами подбирают по дороге и делают дочерью полка. Но ирония заключается в том, что именно люди в «Войне» выглядят персонажами условными, порой даже пародийными. Очаровательная малютка (она еще и немая) — типичный герой постапокалиптического («ape-pocalypse», непереводимо шутят в фильме) приключения. Про антагониста и говорить нечего: Вуди Харрельсон страшно и потешно, как он умеет, играет кого-то из детей полковника Курца. Он превратил заброшенную военную базу в концлагерь с культом собственной личности, выставил по периметру распятых обезьян, пьет у себя в номерах виски и слушает «Hey Joe».
Что же до самих обезьян, то франшиза — благодаря то ли развитию спецэффектов, то ли режиссерскому мастерству Ривза, то ли просто со временем — плавно миновала тот этап, когда говорящая шимпанзе привлекала к себе ненужное внимание. Цезарь овладел английским уже в совершенстве (другие потихоньку подтягиваются), его мимика передает тончайшие оттенки эмоций, и, в общем-то, об особенностях его внешности вскоре перестаешь вспоминать вовсе: большой трагический герой. Полковник вот лысый, этот — волосатый. Для тех, кому на этом мрачном, печальном фильме все-таки хочется посмеяться, придуман отдельный новый персонаж (в исполнении, так сказать, комика Стива Зана) — но и он смешон скорее человеческим, чем обезьяньим образом.
Иначе говоря, Ривзу здесь наконец удалось то, что почти совсем не получилось в «Революции», где люди и обезьяны неловко делили действие примерно поровну и шекспировские страсти на обезьяньей половине выглядели несколько дико. «Война» — фильм, снятый уже по ту сторону диковинного эволюционного скачка. В какой-нибудь момент каждый зритель поймает себя на довольно, в сущности, некомфортной мысли: что в этой борьбе он активно болеет против собственного вида. После скучноватого, пожалуй, неторопливого начала «Война» постепенно сжимает хватку и не отпускает вплоть до величественного, без дураков, финала. И техническое совершенство этой затеи уже идет не параллельно, а под руку с ее идейным содержанием. Человечество по собственной глупости и жестокости профукало планету — и пора уступить ее тем, кто не только ведет себя приличнее нас, но и нарисован получше.