Что случилось?
В начале 2017 года министр культуры Владимир Мединский заявил, что рассматривает законопроект о повышении стоимости прокатного удостоверения до 5 млн р. для каждого фильма. Это было в 1500 раз больше, чем оно стоит сейчас. Напомним, что сегодня для любого прокатчика эта пошлина составляет 3500 р.
В первом заявлении говорилось, что от новой пошлины будут освобождены фильмы ограниченного проката, чей прокат не превышает 120 копий. Позже рассматривался более жестокий вариант — 5 млн р. для любого фильма, не важно, голливудский блокбастер это или фестивальное кино, в том числе и русское. Это значит, что для выхода в прокат эту немалую сумму должны будут заплатить все — как голливудские мейджоры, выпускающие «Звездные войны» или российские лидеры вроде «Викинга», так и арт-прокатчики Джима Джармуша, Андрея Звягинцева или вот даже «Тесноты» Кантемира Балагова. Все верно, никаких исключений для авторского кино не предусматривалось.
Рассчитаем на примере фильма «Патерсон». По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», сборы фильма Джима Джармуша в России составили 24 млн р. Ровно половину забрали кинотеатры, еще 5 млн р. собирается забрать Минкульт. Получается, что российским прокатчикам фильма и американским дистрибьюторам остается от этой суммы 7 млн р. Отсюда еще стоит вычесть затраты на прокат.
Для чего это делается?
Министр культуры уже долгие годы ищет методы борьбы с засильем, как он любит повторять, низкопробных голливудских фильмов, которые якобы отнимают сеансы и зрителей у отечественных картин. Понятное дело, эти меры едва ли спасут российское кино от большой голливудской продукции — то есть как минимум не исключат в будущем противостояние условных «Времени первых» и очередного сиквела «Форсажа».
Что это значит?
По единому мнению профессионалов, если бы было принято предложение Мединского, то прокат в том виде, в котором он сейчас существует, просто прекратил бы свое существование. «Убийство независимого кинопроката», — в унисон говорили кинопрокатчики. О документальном кино и фильмах с Каннского кинофестиваля в российском прокате пришлось бы забыть.
Как появилась надежда
После ожесточенных дискуссий и возмущения независимых дистрибьюторов в октябре 2017 Мединский внезапно заявил, что больше не настаивает на идее 5-миллионного сбора, хотя по-прежнему думает о том, как же за счет проката западного кино финансировать отечественный кинематограф. Мединский действительно отметил, что сбор в 5 млн может отсечь от проката малобюджетное и авторское кино, поэтому сейчас Министерство культуры предлагает вместо круглой суммы за «вход на рынок» рассмотреть возможность процентных отчислений с проката в пользу российского кино. Мединский говорит: «Принцип, когда богатый платит много, а люди и компании, чьи фильмы собирают меньше средств, платят меньше, выглядит более справедливым, чем разовый сбор».
Пример Франции: стоимость прокатного удостоверения одинакова как для французского фильма, так и для иностранного — €0,82 за минуту фильма. За стандартную двухчасовую картину — €98. Также во Франции существует процент от сборов — 12%.
Куда будут уходить деньги?
В Фонд кино, в специальный резерв, который будет субсидировать производство и прокат отечественных лент. Ранее планировалось, что в полномочиях Фонда кино будет возможность компенсировать стоимость прокатного удостоверения в 5 млн рублей — «наиболее выдающимся» среди иностранных фильмов, и российским на основе абстрактного питчинга. Однако это было сомнительным решением, потому что судьба иностранных фильмов в таком случае осталась полностью в руках Фонда кино, в законе не предполагался обязательный возврат суммы по иностранным фильмам.
В случае с процентными сборами с проката эти суммы также будут уходить на поддержку национальных фильмов, производство и прокат. О какой-то компенсации сбора для российских картин тут уже вряд ли пойдет речь.