Станислав Зельвенский ведет каннский дневник на «Афише Daily» вместе с Mastercard, официальным партнером кинофестиваля. В новом выпуске — сразу три фильма, где в разном порядке снялись Николь Кидман, Колин Фаррелл и Эль Фэннинг.
партнерский материал
партнерский материал

«Роковое искушение» («The Beguiled»), реж. София Коппола

Провокационный и развлекательный фильм Софии Копполы, который сегодня был показан в Каннах и вскоре выйдет в российский прокат под кретинским названием «Роковое искушение» — ремейк «Попавшего в ловушку» Дона Сигела, маленького шедевра 1971 года с нехарактерно по тем временам лирическим выступлением Клинта Иствуда.

Действие фильма (в основе лежит роман малоизвестного писателя Томаса Куллинана) разворачивается на американском Юге ближе к концу Гражданской войны. Раненный в ногу капрал из наступающей армии северян (Колин Фаррелл) попадает в интернат для юных леди, в котором остались только директриса (Николь Кидман), молодая учительница (Кирстен Данст) и пять нимфеток. Сжалившись, они решают сперва подлечить вражеского солдата и лишь потом отдать его патрулю конфедератов. Христианское благородство, впрочем, быстро уступает место более греховным соображениям: в распоряжении семи женщин оказывается привлекательный и беззащитный, хотя и не безобидный мужчина.

Это, конечно, идеальный материал для Копполы: группа девочек (козырная роль старшей и самой развратной ученицы досталась Эль Фэннинг), белый особняк в сельской местности, солнце в густых ветвях, паутина, кружева, томление. Со своей приглушенной палитрой «Искушение» едва ли не больше похоже на типичное кино начала 1970-х, чем снятый тогда оригинал.

Но нежность картинки обманчива, как невинность героинь: это язвительный, веселый и даже немного страшный образец южной готики с недвусмысленным фрейдистским подтекстом. Коппола избавилась от всего, что усложняло фильм Сигела: христианских метафор, антивоенной риторики, расовой темы, даже соблазнительного инцестуального мотива (у директрисы, как выяснялось, был роман с ее негодяем-братом). И оставила только главное: историю про волка в курятнике и его символическую кастрацию. Был ли жизненно необходим этот ремейк? Вряд ли. Но умница Коппола, едва заметно сместив акценты, разыграла войну полов по собственным правилам и уж точно ко всеобщему удовольствию.

«Убийство священного оленя» («The Killing of a Sacred Deer»), реж. Йоргос Лантимос

Николь Кидман и Колин Фаррелл солируют в еще одном конкурсном фильме — «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса, автора «Клыка» и «Лобстера». Где, впрочем, обоих уделывает молодой ирландец Барри Кеган, актер с неприятным лицом и несомненно большим будущим.

Фаррелл — который тут в полтора раза толще, чем у Копполы, — играет преуспевающего кардиохирурга, отца двух детей, счастливо женатого на офтальмологе (Кидман). Герой встречается, поначалу тайком, а потом и представив семье, со странным юношей (Кеган), который, как вскоре выяснится (спойлер!), был сыном его пациента, умершего во время операции, — и который однажды поставит хирургу чудовищный, немыслимый ультиматум.

Трудно представить себе человека, который искренне полюбит «Убийство», но стряхнуть с себя этот фильм будет непросто. Элементы греческой трагедии — как ему положено по паспорту — Лантимос вплетает в чернейшую антибуржуазную комедию в духе Ханеке. Типичный Лантимос — это сцена, например, когда Фаррелл и Кидман укладываются в постель. «Общая анестезия?» — утвердительно спрашивает она, раздеваясь и неподвижно застывая на кровати; а ведь не очень-то и хотелось задумываться о сексуальных фантазиях врачей.

В своем уже узнаваемом стиле — слегка абсурдистские диалоги, неуютные, тревожные мизансцены, снятые с верхних и нижних ракурсов, — Лантимос некоторое время играет со зрителем, прежде чем бросить его в пучину хоррора. Дикого, отталкивающего и, чего уж там, производящего впечатление — хотя режиссер, который сознательно и последовательно выжимает из тебя нервный смех, особой симпатии не вызывает.

«Как разговаривать с девушками на вечеринках» («How to Talk to Girls at Parties»), реж. Джон Кэмерон Митчелл

Стоит отметить, что Николь Кидман помимо этих фильмов также представила в Каннах внеконкурсную комедию «Как разговаривать с девушками на вечеринках» Джона Кэмерона Митчелла, где компанию ей составляет та же Эль Фэннинг. Действие происходит в лондонском пригороде в конце 1970-х и посвящено встрече трех юных панков с делегацией инопланетян, затянутых в разноцветный латекс и почему-то поедающих собственных детей. Фэннинг играет самую милую инопланетянку, Кидман — местную панк-богиню с прической как у Дэвида Боуи в «Лабиринте». Несмотря на то что в основе лежит рассказ Нила Геймана, драматургически фильм никуда не годится: его внутренняя логика пониманию не поддается, и вообще это какой-то детский сад. Но костюмы у всех красивые, и Митчеллу, автору «Клуба Shortbus», удались шутки про анальный секс и несколько сцен, в первую очередь эффектное выступление Фэннинг с панк-группой.

Узнать больше о Каннском фестивале можно на специальном сайте «Афиши» и MasterCard.