Боевики

«Форсаж-8»: Вин Дизель против Шарлиз Терон

15 апреля 2017 в 12:00
Фотография: UPI
Егор Москвитин — о том, что общего у «Форсажа-8» с семейной сагой или «Домом-2».

Проводив в последний путь Брайана (Пол Уокер), герои «Форсажа-7» разъезжаются по домам. Доминик (Вин Дизель) и Летти (Мишель Родригес) отправляются в медовый месяц на Кубу, где всерьез хотят сделать ребенка. Планам мешает безумная хакерша Сайфер (Шарлиз Терон), которая показывает Доминику нечто такое, что он отвернется от друзей и станет вредным. Чтобы его поймать, Мистер Никто (Курт Расселл) и Никто-младший (Скотт Иствуд) вновь соберут гонщиков вместе — без Галь Гадот и Джорданы Брюстер, зато с Джейсоном Стэтемом и Хелен Миррен. В программе заезда — очень изобретательная охота на русского министра обороны в Нью-Йорке, схватка с подводной лодкой в вымышленном городе Владове и пара сюжетных ходов, сообщающих «Форсажу» совершенно новые смыслы.

Критики переживают, что франшиза совсем тронулась умом, зато эксперты предсказывают ей бокс-офис, который превзойдет полтора миллиарда долларов из копилки седьмой части. Для этого и правда сделано все возможное. Благодаря Дуэйну Джонсону, Стэтему, Расселлу и Миррен «Форсаж» стал очень смешным. Благодаря автозомби (эпизод прямиком из Стивена Кинга, который мог бы украсить и «Черное зеркало»), русской субмарине, освоению стратосферы и сотрудничеству с IMAX «Форсаж» стал еще зрелищнее. Но главное — поняв пару лет назад, что его сила в мультикультурализме и зарубежных рынках, «Форсаж» стал еще деликатнее. Отдельно в нем обхаживают российскую публику. Чтобы нам не было обидно, что герои бьют наших, заснеженная военная база оказывается подконтрольна не военным, а каким-то сепаратистам, которые ее буквально на днях захватили. А чтобы нам было приятно, один из героев, глядя на карту, произносит культовую в перспективе фразу: «Ялта… Ну и названия у этих русских городов!» Впрочем, возможно, это шалость перевода.

Но главный гарант кассового успеха заключается в том, что «Форсаж» продолжает быть летописью семьи. В мире, где большая часть сборов приходится на подростков, а «Звездные войны» уходят на перекур то на 16, то на 10 лет, это действительно отважный и умный шаг. И прежде чем на него решиться, продюсеры саги набили немало шишек. Первая часть (2001 год) была историей про мужскую дружбу, вторая (2003) — про запретную любовь, третья (2006) — про подростковое одиночество. Семейным бизнесом «Форсаж» стал лишь в 2009 году — но с тех пор ни разу не забывал помолиться перед общим обедом. Четвертая, пятая и шестая серия превратили отношения героев в реалити-шоу. И поэтому когда один из членов семьи погиб, рейтинги, как бы ужасно это ни звучало, выросли вдвое — с 788 («Форсаж-6») до 1516 («Форсаж-7») миллионов долларов.

Восьмая часть делает все возможное, чтобы тема семьи звучала еще громче. Действие начинается в Гаване, где Доминик выручает своего брата, — и даже если эта смысловая рифма с «Крестным отцом-2» случайна, то давайте, что ли, считать, что она не случайна. Весь фильм герои так или иначе заботятся о будущих поколениях — недаром уже запланированы еще три эпизода. Хелен Миррен выступает с юмористическим монологом о мамином горе. В искусстве декларации семейных ценностей и их иллюстрации с помощью трюков «Форсаж» достигает каких-то балетных высот. Стоит одному герою сказать, что родные всегда прикроют друг друга, и через минуту пять автомобилей смыкаются вокруг него стальным щитом, закрывая от взрыва.

Между тем, когда сценарий фильма будет опубликован и станет доступен для лингвистического анализа, выяснится много неловких вещей. Женщины в этом мире чаще всего называют друг друга словом «мразь». Мужчины лезут в их разборки с ехидными комментариями типа «Что, так и будешь это терпеть?». А все остальные реплики мы уже читали в каком-то паблике «ВКонтакте». Отряд по большому счету не замечает потери бойца (Пола Уокера), как, впрочем, и зритель: в реалити-шоу незаменимых нет. Второстепенную героиню, угрожающую семейному счастью и моральному кодексу «Форсажа», в какой-то момент просто вычеркивают из сценария. А история, если убрать из нее все тачки и самолеты, вдруг превращается в пересказ вчерашнего выпуска «Дома-2» — даром что главного героя здесь зовут Дом. В общем, жена намекнула мужу, что пора завести ребенка, и тот вроде бы согласился, но появилась белобрысая бестия и забрала его из семьи. Ему теперь надо бы поговорить с женой, но он не знает, как сказать ей об одной страшной тайне, поэтому начинает чудить. Хмурится, дерется, укатывает в закат. А блондинка все обещает ему золотые горы, целует на глазах бывшей, но явно не любит. Второстепенные герои тем временем разбиваются на пары и тройки. Ботаник и альфа-самец подкатывают к скромной девчонке. Деды задирают новичка. Два здоровяка все время лезут в драку, но постепенно начинают дружить. В какой-то момент появляется мама и ставит всех по струнке.

И правда в том, что это очень круто. Благодаря «Форсажу» на земле остается все меньше людей, которые могут заявить, что им не нравится «Дом-2». Конечно же, он им нравится, просто снят плохо. А вот режиссер «Форсажа-8» Ф.Гэри Грей (автор «Ограбления по-итальянски» и «Голоса улиц») снял то же самое, но красиво — и теперь не оторваться.

Форсаж-8
Боевик / США, 2017
Расскажите друзьям