С чего все началось?
1 июля 2002 года из Москвы в Барселону вылетел самолет Ту-154, на борту которого были 52 ребенка (большинство из них — лучшие учащиеся спецшколы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад, дети госслужащих и руководителей учебных заведений), летевшие на отдых в Испанию.
До этого они опоздали на свой рейс — и компания «Башкирские авиалинии» организовала дополнительный. Причем воспользоваться этим рейсом предлагалось и другим опоздавшим пассажирам. В итоге за три часа до отлета было продано восемь горящих билетов. Среди покупателей была экономист Светлана Калоева из Владикавказа, которая с десятилетним сыном Костей и четырехлетней дочерью Дианой собиралась навестить в Барселоне мужа — архитектора Виталия Калоева. Они не виделись девять месяцев.
Как произошло столкновение над Боденским озером?
В 21.35 по всемирному координированному времени Ту-154 столкнулся в воздухе с «Боингом-747», следовавшим из Бахрейна в Брюссель (на его борту не было пассажиров, только два опытных пилота). Катастрофа произошла рядом с маленьким городком Иберлинген, возле Боденского озера, — причем, несмотря на то что оба самолета в тот момент находились над территорией Германии, воздушным движением управляла швейцарская компания Skyguide, а в диспетчерском центре в Цюрихе в ночную смену работали всего два (!) авиадиспетчера.
Когда один из них ушел на перерыв — на дежурстве остались лишь 34-летний Петер Нильсен и ассистентка. При этом Нильсену приходилось работать одновременно за двумя терминалами. Поскольку часть оборудования в помещении была отключена, диспетчер слишком поздно заметил, что самолеты находятся в опасной близости друг от друга. За минуту до столкновения он постарался исправить ситуацию и передал на Ту-154 инструкцию о снижении, хотя автоматическая система предупреждения опасных сближений, наоборот, рекомендовала пилотам набирать высоту. На снижение пошел и «Боинг-747», но Нильсен не услышал его сообщения, а также совершил роковую ошибку, сказав команде Ту-154, что «Боинг» находится справа (в то время как на самом деле он находился слева).
За секунды до столкновения пилоты самолетов увидели друг друга и предприняли отчаянную попытку предотвратить катастрофу — но их это не спасло. 69 человек на Ту-154 и два пилота «Боинга» погибли. При этом, несмотря на то что некоторые обломки лайнеров упали во дворы жилых домов, на земле, по счастью, никто не пострадал.
Что было после трагедии?
Спустя два года комиссией, созданной Немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий, была установлена причина столкновения и указаны ошибки руководства компании Skyguide, которое не обеспечило диспетчерский центр достаточным количеством персонала в ночную смену (и долгое время мирилось с тем, что только один диспетчер управлял воздушным движением, пока его напарник отдыхал). Помимо этого, оборудование, которое должно было подсказать об опасном сближении, было отключено для техобслуживания. Также была отключена телефонная связь, а дублирующая телефонная линия неисправна.
На следующей день после трагедии о всех подробностях еще никто не знал, но один отчаянный человек уже вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Германию — в Иберлинген. Сначала полиция не пускала его на место катастрофы, но ему удалось убедить их, что на борту Ту-154 были его жена и дети. В итоге личные поиски мужчины увенчались тем, что он сначала нашел бусы своей дочери Дианы, а затем и ее тело. Этого человека звали Виталий Калоев, а найденное им жемчужное ожерелье дало название мемориалу «Разорванная жемчужная нить», установленному позже на месте трагедии.
Кто такой Виталий Калоев?
Виталий Калоев — архитектор из Владикавказа. Самый младший ребенок в семье осетинских педагогов. С отличием окончил школу, отслужил в армии, поступил в архитектурно-строительный институт, работал по профессии. До 1999 года возглавлял во Владикавказе строительное управление, пока не заключил контракт с одной фирмой и не уехал в Испанию проектировать дома.
Калоев убил диспетчера?
Тогда никто официально не называл Петера Нильсена виновником столкновения, а Skyguide лишь временно отстранила его от работы и отправила на психологическую реабилитацию, даже не наложив штрафных санкций. Спустя год после трагедии Калоев приехал на траурную церемонию в Иберлинген и, будучи в возбужденном состоянии, жутко напугал главу Skyguide Алана Росье. Затем он отправился в офис компании, где стал допытываться у ее сотрудников, виноват ли в случившемся диспетчер, и добиваться встречи с Нильсеном.
Фотографию диспетчера Калоев в итоге получил в московском детективном агентстве, в которое обратился после катастрофы. 24 февраля 2004 года Калоев появился на пороге дома Нильсена, попросил разрешения войти и показал ему снимки своих погибших детей, чтобы тот извинился за случившееся. Но, по словам архитектора, диспетчер оттолкнул его, фото упали на землю — а дальше Калоев «ничего не помнит».
Суд установил, что Калоев нанес Нильсену 12 ножевых ранений, от которых тот и умер. Убийство произошло в присутствии жены диспетчера и троих его детей. Калоев получил восемь лет тюрьмы строгого режима. Однако спустя какое-то время мужчина раскаялся и $150 000 компенсации, выплаченные авиакомпанией, передал семье диспетчера. Позднее Калоев был досрочно освобожден и вернулся на родину, где был крайне тепло (практически как герой) встречен в аэропорту, что поспособствовало появлению недоуменных колонок в прессе.
«Последствия» — первый фильм, посвященный этой авиакатастрофе?
Нет, до этого столкновение над Боденским озером было подробно освещено в двух сериалах телеканала National Geographic («Расследования авиакатастроф» и «Секунды до катастрофы»), нескольких документалках и телефильме «Полет в ночи — катастрофа над Иберлингеном». Также оно легло в основу немецкого фильма «10 секунд» и даже русского «Отрыва» Александра Миндадзе.
А что нужно знать о фильме «Последствия»?
Лента была снята продюсерской компанией Даррена Аронофски — и эта душераздирающая история совершенно в его духе. На первых порах автор «Черного лебедя» даже сам собирался снимать это кино, пока не отвлекся на «Маму» с Дженнифер Лоуренс. В фильме Калоева зовут Роман, и у него в самолете погибают жена и беременная дочь — играет его Арнольд Шварценеггер. Нильсен же превратился в Джейка Бонаоса — его роль исполнил второплановый, но отличный актер Скут МакНейри, а роль его жены — Мэгги Грейс, которой уже когда-то доводилось сниматься в сериале про жертв авиакатастрофы — «Остаться в живых».
В итоге картину поставил британский режиссер Эллиотт Лестер, который главным образом известен по боевику «Без компромиссов» (не со Шварценеггером, а со Стэтемом), но у него в портфолио также имеется провокационная драма «Соловей» — так что его кандидатура не выглядит удивительной. Как не выглядит удивительным и выбор Шварценеггера — в этом фильме он повторяет свою роль из другой инди-драмы «Зараженная». Глубоко переживает личную трагедию и внутреннюю боль, а если и мстит за свою семью, то делает это вовсе не так, как мы привыкли видеть в старых боевиках со Шварцем вроде «Возмещение ущерба».