Кто сильнее — джедаи или ситхи? Какой персонаж «Звездных войн» самый могущественный?
Василий Вакуленко (рэпер Баста): «Конечно, всех сильнее джедаи, потому что джедаи веселые, мощные и настоящие, джедаи — тру. А самый могущественный — это лилипут, который сидел внутри R2-D2 и превратил железный пылесос в самого яркого персонажа «Звездных войн».
Сергей Егоров (администратор паблика Star Wars Geeks): «На самом деле, джедаи и ситхи равны. Сильны и те и другие. Но самый могущественный персонаж — Дарт Сидиус (сенатор Палпатин)».
«Звездные войны» снимались по книге, если да, то по какой?
Василий Шевченко (владелец магазина комиксов «Чук и Гик»): «Звездные войны» родились из оригинального сценария Лукаса. Правда, он никогда не отказывался от посторонней помощи, часто показывал его друзьям и родственникам. Считается, что едва ли не такую же по значимости роль в рождении первого фильма сыграла его жена Марша Лукас, полностью переписавшая сценарий фильма перед съемками.
Конкретных литературных источников вдохновения у «Звездных войн» нет, но при этом культурные заимствования Лукаса довольно эклектичны. В первую очередь это исторические драмы Акиры Куросавы (особенно «Три негодяя в скрытой крепости», после которого он даже предложил Тосиро Мифунэ сняться в «Звездных войнах»), а также рыцарские романы и фрагменты из индуизма и буддизма. Остается огромное поле для дискуссий между фанатами и даже профессионалами — как-то фантаст Фрэнк Герберт насчитал в «Звездных войнах» 37 заимствований из его романа «Дюна».
Можно ли уложить сюжет «Звездных войн» в один абзац?
Андрей Подшибякин (Xsolla): «Сюжет всех шести «Звездных войн», а также заодно «Властелина Колец» и еще половины мирового кинематографа описан у Джозефа Кэмпбелла в книге «Тысячеликий герой». Речь идет о созданной Кэмпбеллом концепции мономифа, которая вкратце сводится к следующему: вся мировая мифология и, как следствие, вся современная массовая культура строятся на одних и тех же паттернах, центральным из которых является «путешествие героя». «Звездные войны» одним предложением: «Герой покидает мир обыденного и перемещается в мистическое пространство; находит ментора; одерживает решающую победу над персонифицированным злом; возвращается из мистического пространства, облеченный волшебными силами». Речь, конечно, идет о классической трилогии (эпизоды IV–VI); в трилогии приквелов в смысле драматургии происходит неописуемый ад и бардак.
Если серьезно, то вкратце в «Звездных войнах» происходит следующее. Юный Энакин Скайуокер сбегает с сельской планеты с джедаями и оказывается средоточием Силы (эпизод I). Канцлер Палпатин готовит свержение конституционного строя в галактике и пытается обратить Энакина на темную сторону (эпизод II). План оборачивается оглушительным успехом, и Энакин превращается в Дарта Вейдера (эпизод III). Сын Дарта Вейдера (спойлер 30-летней давности!) сбегает с сельской планеты с контрабандистами и оказывается средоточием Силы (эпизод IV). Империя во главе с Дартом Вейдером и Палпатином наносит ответный удар (величайший эпизод V). Империя повержена при непосредственном участии расы разумных плюшевых медвежат (эпизод VI)».
Почему части снимались не по порядку?
Василий Шевченко: «На самом деле, когда в 1977-м вышла «Новая надежда», она называлась просто «Звездные войны». Сейчас ходит миф, что Лукас изначально задумывал девять частей и из-за технологической отсталости решил начать с четвертой. Хотя даже сам Лукас в интервью не раз говорил, что изначально планировал один фильм, но после невероятного успеха студия упросила его сделать второй. Идея старта с IV фильма пришла ему в голову только в 1981-м, тогда же постепенно сложилась вся сюжетная конструкция V и VI фильма. Лучше всего это заметно по изменению роли Леи — задуманная как потенциальная любовная линия для Люка Скайуокера, она в итоге стала его сестрой, а в четвертом фильме появился неожиданный инцестуальный подтекст».
Так в какой очередности лучше их смотреть?
Василий Шевченко: «Конечно, здесь нет единственно верного мнения. Можно попробовать следить за развитием авторской мысли и смотреть в порядке выхода фильмов. Новая трилогия хоть и возвращается к самым первым сюжетным наработкам Лукаса (первый вариант сценарий IV фильма начинался со слов «Это история Мейса Винду, джедая...»), но вся довольно очевидно построена как приквел. Например, мы уже знаем, что Энакин Скайуокер станет Дартом Вейдером — потому нам каждый фильм будут показывать, мол, видите, какой он своевольный и гневливый. Иногда это кажется немного навязчивым. А можно провести эксперимент и посмотреть согласно сюжетной линии — но тогда приготовьтесь к технологическому шоку при переходе к старой трилогии. Лукас ее пытался «улучшить» компьютерными спецэффектами, но визуальное отличие все равно колоссальное. Я бы все-таки смотрел по мере выхода фильмов».
Какая часть «Звездных войн» самая удачная?
Василий Шевченко: «Есть какое-то общее согласие, что самая удачная часть — «Империя наносит ответный удар». У нее же и рейтинг на IMDb самый высокий. А вот объяснить, почему именно «Империя», довольно сложно. По сути, из-за отсутствия четкого хеппи-энда фильм максимально открыт для интерпретаций и проекции своих чувств в фильм — а это самая сильная сторона оригинальной трилогии. «Империя» самая последовательная, в ней нет выбивающихся из общего настроения элементов, вроде неожиданного появления эвоков в VI фильме. Впрочем, каждый может выбрать себе фильм под настроение».
Почему в «Звездных войнах» такие развитые цивилизации дерутся на мечах?
Николай Удинцев (Look At Me): «Во вселенной «Звездных войн» на мечах дерутся только джедаи и ситхи, их злые противники с темной стороны Силы. Остальные предпочитают бластеры. Световой меч — древнее оружие, вокруг которого сложилась особая репутация. Его можно сравнить с самурайским мечом. Думаю, джедаи и ситхи продолжают пользоваться им как благородным отличительным атрибутом.
Световые мечи — оружие, которое не развивалось веками. В расширенной вселенной (это книги, комиксы и игры по «Звездным войнам», которые Disney и Lucasfilm больше не учитывают) предки джедаев сначала сражались на обычных мечах из металла, потом использовали мечи, работающие на темной стороне Силы, экспериментировали с направленной плазмой, создавали первые прототипы с проводами для подачи энергии, долго работали над стабильностью. Световые мечи из фильмов намного лучше и легче тех, которыми пользовались в прошлом.
Из-за своих способностей и близости к Силе рыцарь-джедай со световым мечом сделает больше, чем с обычным бластером. Например, он защитится от выстрела, отразит его в противника, разрежет металл, уничтожит несколько противников в ближнем бою или достанет врага за толстым слоем брони. С обычным бластером этого сделать не получится. Можно сказать, что меч практичнее и мощнее любого другого ручного оружия. Перед съемками IV эпизода «Звездных войн» Джордж Лукас ездил в Японию, где познакомился с фильмами о самураях в жанре дзидайгэки. Ему понравилась эта эстетика, поэтому он частично использовал ее, когда придумывал джедаев».
Есть ли какая-то философская концепция в «Звездных войнах» и что имеется в виду под Силой?
Леонид Сиротин (экс-генеральный продюсер Game Insight): «Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, в какое время снималось кино и к какому поколению принадлежат его авторы. Ключевые слова: дзен-буддизм, хиппи, Кастанеда, ЛСД, Тимоти Лири, расширение сознания, восточный мистицизм и тому подобное — гремучая смесь увлечений тогдашних интеллектуалов и есть тот питательный бульон, из которого Лукас с единомышленниками вырастил концепцию The Force. Тут уместно вспомнить, что в изначальном, каноническом варианте не было никаких наукообразных мидихлориан, Сила была чисто мистической историей вроде энергии ци из кунг-фу-боевиков, которые тоже сыграли немалую роль в становлении концепции «Звездных войн».
Почему вокруг «Звездных войн» вырос такой культ — намного больший, чем вокруг других сайфай-франшиз?
Леонид Сиротин: «Сработало уникальное сочетание факторов. Во-первых, «Звездные войны» только прикидываются сайфаем. На самом деле это все что угодно: сказка, фэнтези, — но не научная фантастика. Главной аудиторией вышедшего в 1977 году фильма были дети и подростки, которые вряд ли бы заинтересовались традиционным так называемым твердым сайфаем. Поэтому относительно других фантастических франшиз они стали массовым явлением. Во-вторых, «Звездные войны» были первым в истории блокбастером — фильмом-зрелищем с огромным бюджетом и ставкой на эффекты. Ни до, ни после не выходило фильмов в жанре космической фантастики с подобным вливанием средств в производство и рекламу. В-третьих, в «Звездных войнах» есть Дарт Вейдер, светомечи и «Звезда смерти».
И все-таки: «Звездные войны» — это сайфай или фэнтези?
Василий Шевченко: «На самом деле, только в России эти понятия противопоставляются друг другу. В принципе, фэнтези — это любое художественное произведение о выдуманных мирах или реалиях. Сайфай является лишь футуристическим вариантом фэнтези».
Почему в «Звездных войнах» такие нелепые персонажи?
Гриша Пророков (Look At Me): «Мне кажется, в этом вся соль «Звездных войн», то, почему они такие крутые: мир, который придумал и изобразил Лукас (а еще дизайнер Ральф МакКуорри и всякие другие люди), очень странный. С одной стороны, фантастика в XX веке долгое время просто так выглядела — «Звездные войны» появились в одной культуре со «Стартреком» (в котором есть, например, серия о живых мохнатых шариках) и чем-нибудь еще более старым, например «Флэшем Гордоном», сериале о спортсмене, который попадает в космос. С другой — мне кажется, авторы просто включили фантазию на полную. Ни для кого не секрет, что Лукас вдохновлялся огромным количеством разнообразных источников, от фильмов Куросавы и индуизма до греческой мифологии и киносериалов 1930-х годов, так что логично, что все это вместе вылилось в карликов, обезьян и смешных роботов.
Но так обычно и бывает. Мне сложно представить, чтобы культовым стал универсальный, усредненный фантастический фильм, с серыми инопланетянами, кораблями, похожими на технику Apple, и космонавтами в водолазках. Странность, нелепость — это то, что делает мир «Звездных войн» живым, ни на что не похожим. Важно, конечно, что все это вместе дает какую-то очень естественную картину, не скатывается в пошлость, то есть какой-то вкус Лукас, МакКуорри и другие сохраняют. В 1970-е годы у первого поколения, которое его увидело, натурально же поехала крыша — потому что они ничего такого раньше не видели».
Почему дроиды в «Звездных войнах» такие беспомощные?
Николай Удинцев: «Боевых дроидов Торговой федерации, которых сотнями косят в новой трилогии («Скрытая угроза», «Атака клонов», «Месть ситхов»), создавали не для того, чтобы они оценивали ситуацию на поле боя и принимали разумные решения. Это дешевое пушечное мясо, дроны, которыми удаленно управляют из командного центра. Проблему с интеллектом пытались решить, но потом всей Торговой федерации пришел конец. Другие дроиды из «Звездных войн» — например, R2-D2 и C3PO — выглядят беспомощными, поскольку их не создавали для экстремальных ситуаций. Первый — это астродроид, который должен чинить космические корабли и помогать пилоту в полете, а второй — переводчик, которого собрал 10-летний парень. Во втором эпизоде R2-D2, кстати, показал, что он может за себя постоять, когда поджег двух дроидов в два раза выше его самого».
А имперские штурмовики — это люди или роботы?
Сергей Пшеничный: «Конечно же, люди, в этом их главное преимущество перед боевыми дроидами, которое хорошо видно в битве на Джеонозисе в финале во втором эпизоде. А в третьем довольно неплохо раскрывается характер одного из штурмовиков — коммандера Коди, который работает в тесной связке с Оби-Ваном, что показывает «человеческую» сторону штурмовиков. Интересно, что изначально штурмовики были клонами, выращенными на основе генного материала Джанго Фетта — закованного в броню охотника за головами. Однако постепенно начали использовать генный материал других людей, а потом и вовсе стали нанимать рекрутов.
Кстати, штурмовиками они стали называться только после реорганизации Республики в Империю. В результате этого Великая армия клонов была преобразована в Штурмовой корпус, а клоны были переименованы в штурмовиков».
Почему Йода так странно разговаривает?
Сергей Пшеничный: «Так называемой официальной версии ответа на этот вопрос нет. Манера речи Йоды называется гипербатон и служит для усиления выразительности и выделения смысла отдельных слов. Из русских поэтов гибербатон применяли Пушкин, Маяковский, Кантемир. Йода считается самым мудрым джедаем из всех, даже несмотря на то что не смог победить Императора в эпизоде III. Поэтому можно предположить, что такой необычной манерой разговора его высказываниям придается больший вес. Кстати, при создании внешности Йоды художник вдохновлялся лицом Альберта Эйнштейна».
Как работает световой меч?
Андрей Подшибякин: «Разные скучные люди уверяют, что световой меч невозможен даже теоретически: дескать, луч света невозможно ограничить в длину, поэтому в реальном мире световой меч уходил бы бесконечно вверх, разрезая над головой своего пользователя потолок, крышу, случайный самолет и небесные тела в тысяче километров. Тем не менее у известного популяризатора науки Митио Каку в книге «Физика невозможного» описан вполне корректный с научной точки зрения способ сделать световой меч. Для этого понадобится несколько теоретически возможных, но пока не существующих устройств, плюс, строго говоря, меч будет не лазерным, а плазменным — но во всем остальном его функционал будет неотличим от того, что происходит в «Звездных войнах».
Как убедить девушку посмотреть «Звездные войны»?
Сергей Пшеничный: «Убеждать даже особо не придется. «Звездные войны» — это не фильм для гиков или любителей научной фантастики. Несмотря на космические декорации, история, рассказанная в фильмах, близка и понятна большинству людей — это и стало главной причиной такого успеха и бешеной популярности «Звездных войн». Это великое кино, ставшее неотъемлемой частью мировой поп-культуры. Все знают, как выглядит Дарт Вейдер, даже если не знают, кто это такой. Да и потом там играют Харрисон Форд и Юэн МакГрегор, есть смешные милые медвежата и огромная меховая собака-обезьяна. И про любовь там тоже есть. Какие еще нужны аргументы?»
«Звездные войны» — сексистское кино?
Даша Татаркова (Wonderzine): «Мне не очень нравится постановка вопроса, потому что она подразумевает однозначность. «Звездные войны» существуют столько лет и в стольких произведениях, что сказать что-либо про них однозначно было бы наивно. Это разностороннее поп-культурное явление. Есть ли у него проблемы? Ну да. Как мы недавно наглядно увидели, за исключением Леи во всех трех эпизодах женские персонажи говорят в общем счете чуть дольше минуты экранного времени. Это ужасная цифра: получается, что все герои эпохальной истории, у которых мы четко можем идентифицировать гендер (но кто может сказать что-то конкретное про инопланетян?), — мужчины. У всей саги, включая более новые фильмы, вообще большие проблемы с разнообразием и изображением женщин.
Лично мне нравится смотреть под таким углом: как «Звездные войны» могли вдохновить женщин на свершения? Оригинальные «Звездные войны» для меня одно из важнейших переживаний детства: я смотрела их запоем по кругу. Для меня это была история взросления, и я воспринимала ее агендерно. В первую очередь я видела персонажей, которые растут, сталкиваются со сложностями морального выбора, ответственностью перед своей властью, проблемами в дисфункциональной семье — и я понимала их и могла ассоциировать себя с ними без привязки к полу.
Конечно, было бы неправильно моим личным опытом подменять более объективные вещи. Но не стоит сбрасывать принцессу Лею со счетов. Оригинальные «Звездные войны» — история как минимум двух людей, брата и сестры, не зря именно они изображены на постере четвертого эпизода. У Леи множество амплуа: она и защитница обездоленных, и предводитель мятежников, и обладательница образцового сарказма; она отказывается поддаваться на весьма сомнительный флирт Соло, и она верит себе, когда чувствует, что в ней тоже есть Сила. Лея, в конце концов, разряженная в металлическое бикини, душит цепью своего тюремщика, меняя расстановку сил, — вот что она думала про эту объективацию. Это фильм, снятый мужчинами в мужскую эпоху, но в каком-то смысле его можно считать метафорой социальных повижек 70-х, времени второй волны феминизма. Это фильм, в котором женщина начинает осознавать свою силу, принимает ее и использует во благо, спасая людей и давая отпор своему отцу-абьюзеру и прочим обидчикам. И это прекрасный пример для подражания».
Что едят герои «Звездных войн»?
Андрей Подшибякин: «Важнейший информационный ресурс «Вукипедия» отводит еде в «Звездных войнах» не один десяток страниц. Так, например, популярный сладкий хлеб крикки производится саурианскими пекарями сси-руук на удаленной планете Лвекк. Или часука — неприхотливое съедобное растение, популярное во время холодной войны между Республикой и Империей: росло оно даже в трюмах космических кораблей. Коротко говоря, за последние несколько десятков лет выросло несколько поколений всерьез сдвинутых на «Звездных войнах» людей — как следствие, при желании в интернете можно найти даже меню церемониальных ужинов королевского дворца планеты Набу. Отдельный вопрос, зачем такое даже теоретически может кому-то понадобиться».
Джей Джей Абрамс все испортит?
Даша Татаркова (Wonderzine): «По моему личному опыту, среди фанатов куда чаще встречается другое опасение: что на самом деле всем рулит Лукас, просто прикрываясь Абрамсом — и вот это будет уже настоящая катастрофа. В глазах фанатов Лукас давно превратился из почитаемого отца-основателя в сумасшедшего перфекциониста. Режиссер неоднократно постфактум пытался сделать как лучше: у всех эпизодов, начиная с оригинальной трилогии, существует несколько remastered-версий, изменения в которых варьируются от рутинного исправления огрехов до полной замены старого актера новым (в случае с проекцией Энакина в самом конце, например). С каждым новым выпуском Лукас добавлял все более модные спецэффекты, заменяя старую графику на последние достижения CGI, однако не всегда с уважением к сюжету. Так родилась главная гик-боль под названием «Han shot first». Речь идет о сцене в баре, в которой Хан Соло общается с наемником Гридо и впоследствии подстреливает его, чтобы разрешить свои проблемы. В переделанной версии 1997 года оппонент стреляет первым, как бы «оправдывая» Хана Соло; в более поздних версиях они стреляют практически одновременно. Действительно, зачем тебе разносторонний противоречивый персонаж с развитием, когда можно сделать плоского и однозначно положительного. Как только Соло с такими благородными принципами продержался так долго в межгалактическом преступном мире.
Лукас ступил на тропу переделок, поддавшись страшному соблазну «исправления» ошибок прошлого. Я придерживаюсь мнения, что как только произвдение зажило своей жизнью, его создатель перестает иметь на него абсолютное моральное право, поскольку его работа развивается в нечто большее. Лукаса же некому схватить за руку — он здесь номинально самый главный. С каждым новым фильмом вкус подводил Лукаса все сильнее: так мы получили Джа-Джа Бинкса, например (который, по версии некоторых отчаянных пользователей Reddit, самый мощный ситх за всю историю).
Абрамс имеет все шансы вдохнуть новую жизнь в эту историю, большая часть очарования которой исчезла, когда она разрослась до гаргантюанской франшизы. Абрамс — идеальный кандидат для первого фильма перезагрузки, что он и доказал первым «Стартреком». Будем откровенны, тематические произведения «Зведных войн» всегда куда лучше удавались сторонним людям (KOTOR, некоторые мультфильмы, два оригинальных эпизода, в которых Лукас не режиссер), нежели тому, кто их придумал».
Что круче — «Звездные войны» или «Стартрек»?
Гриша Пророков (Look At Me): «Я раньше на этот вопрос всегда отвечал «Стартрек». Сейчас я уже так не думаю, но сначала объясню. Мне казалось очень важным, что «Стартрек» максимально продуман. Оригинальный сериал поначалу делался как придется, но очень быстро вселенная «Стартрека» стала обрастать подробностями, правилами, логикой. Создатели знали, почему каждый инопланетянин выглядит так, а не эдак, где в каком корабле что находится, как точно устроена межгалактическая политика и экономика и так далее. «Звездные войны» толком к этому не пришли, там все всегда делалось по наитию, инопланетяне так выглядят потому, что это круто. Можно сказать, что «Стартрек» — аполлоновское произведение, а «Звездные войны» — дионисийское. Но это все ерунда. То есть, может быть, они правда такие, но это точно не делает одно лучше другого. У каждого есть свои преимущества. «Стартрек» дает сильные камерные, локальные истории — там в каждом сериале (а их много, если не знаете) есть как минимум несколько великих эпизодов, которые вошли в историю телевидения, и их вполне можно отдельно смотреть. Отдельные фильмы тоже есть удачные. «Звездные войны» же, наоборот, широкое полотно, эпическая история о героях, гораздо более масштабная вещь. Но вообще спор между «Звездными войнами» и «Стартреком» — это какая-то ерунда для гиков 1970-х, которым нечем было заняться. Сейчас, понятное дело, легко можно любить и то и другое».