«Защитники» Сарика Андреасяна: наш ответ Говарду-утке

23 февраля 2017 в 18:47
Фотография: Каропрокат
В прокате «Защитники» — первый российский фильм про супергероев. Если не считать «Майора Грома», «Черную молнию» и «Счастливый конец».

Сразу о главном: смотреть «Защитников» не нужно и невозможно. Читать про них тоже не надо, но раз уж вы здесь, то давайте покончим с этим быстро. В СССР существовала секретная организация «Патриот», которая делала людей быстрее, сильнее и смешнее. Ею руководили ученые Добронравов и Куратов (Станислав Ширин). Один из них оказался плохим и подверг себя радиоактивному излучению. Эксперимент прошел не вполне удачно: штаны на злодее выросли на пять размеров, но рубашка треснула. И под ней обнаружилось существо с внешностью Дэдпула и накладным прессом, живущим своей жизнью. С тех пор Куратова не видели сорок лет, а «Патриот» распустили. Но злодей не сдался, научился управлять техникой силой мысли, отобрал у армии России все танки и занял Москву. Пока Куратов делает странные вещи с Останкинской башней, роковая женщина Елена Александровна (Валерия Шкирандо) из Минобороны собирает по всему СНГ фантастическую четверку защитников. Спасать Москву и весь мир будут человек-ртуть из Казахстана (Санжар Мадиев), человек-камень из Армении (Себастьян Сисак-Григорян), человек-медведь из Сибири (Антон Пампушный) и аквавумен из Севастополя (Алина Ланина). Между минимум двумя героями есть романтическая связь.

Трейлер фильма «Защитники» Сарика Андреасяна

Этот бессмысленный и беспощадный блокбастер целых четыре праздничных дня будет пировать в российском прокате, и, чтобы на пир не слетелись стервятники, продюсеры решили не делать предварительных показов для прессы. Можно предположить, что журналистов авторы считают излишне предвзятыми. Откуда взялась предвзятость, непонятно: Сарик Андреасян ведь снял такие фильмы, как «Служебный роман. Наше время», «Мамы», «Что творят мужчины», «Тот еще…!» и «Мафия: Игра на выживание». Кстати, недавнее «Землетрясение» было неплохим фильмом, потому что подчинялось законам наивного искусства — то есть сочетанию простых сюжетных ходов и искренних эмоций. Многие журналисты об этом непредвзято писали.

Так или иначе, цель достигнута, рецензий почти нет, и для большинства зрителей единственным источником информации накануне премьеры оставались два трейлера, сделанные на манер «Отряда самоубийц». Один ролик просто веселый: женщина-вода шутит про борщ, человек-медведь заходит в лифт с грацией Харли Куинн, девичий голос поет советскую песню. Второй трейлер драматичен и хорош собой: в нем есть эффектные роботы-пауки, грозные захватчики Москвы и симпатичные панорамы, снятые оптикой Максима Осадчего — оператора «Дуэлянта» и «Сталинграда».

Совершенно неожиданно эти трейлеры вобрали в себя все самое хорошее, что есть в «Защитниках». Кинотеатрам осталось все остальное: никудышные спецэффекты, неуместная музыка, размытые задники, плавающий грим на злодее и четыре боевые сцены общим хронометражем в двадцать минут. С этим, наверное, можно было бы смириться, рассказывай «Защитники» интересную историю — хоть в драматическом, хоть в комедийном ключе.

Но не тут-то было. Авторы где-то прочитали, что у каждого героя должен быть внутренний конфликт. И решили эту задачу очень изящно: раз в десять минут какой-то защитник просто произносит длинный трагический монолог — и замолкает до конца фильма. Еще авторы знают, что в комиксах сейчас всем правят ансамбли и синергия суперспособностей разных героев. Поэтому персонажи в какой-то момент обнимаются, скрипят зубами, опасно тужатся и направляют мощный поток энергии во врага. Дав злодею крикнуть что-то в духе «глупцы, я вернусь», друзья смотрят на спаленную пожаром Москву. В этот момент зрителю должно передаться чувство тоски: приключение закончилось, и герои расстаются. Но эмоции не рождаются, а ниндзя из Казахстана тут же оправдывается: «Люди к этому еще не готовы». Зато Елена Александровна радостно рапортует, что новые защитники уже в пути.

Вместо того чтобы расставаться со зрителем на такой угрозе, фильм мог бы пойти по пути «Железного неба» и других осознанных трэш-боевиков. Истории известны случаи, когда кино оказывалось настолько плохим, что зрители получали от него огромное удовольствие. В этом жанре, например, работают Кевин Смит и Илай Рот. Но такие превращения не случаются, если у авторов есть гордыня, а в «Защитниках» ее через край.

Хотя простор для самоиронии тут бесконечный. Медведь с пулеметом мог бы не только катать блондинку, но и что-нибудь съесть. Армянин и казах могли бы быть веселыми бадди-героями, как Гимли и Леголас. Военные брифинги, раз уж в них участвует женщина в кожаных штанах, можно было снять с оглядкой на «Марс атакует!», «Доктора Стрейнджлава» и то же «Железное небо». Над журналистами, которые здесь заботливо пересказывают сюжет, можно было бы хорошо поиздеваться. В разрушенной Москве можно было бы показать хоть одного мирного жителя, потому что архитектура в боевиках теряет смысл без людей. А на роль злодея с нелепым гримом обязательно нужно было брать большую-большую звезду. В общем, деньгами Фонда кино можно было распорядиться куда веселее.