Московские киноклубы: где смотреть хорошие фильмы, которых нет в прокате

5 февраля 2016 в 12:39
Киноклубы в Москве живут своей жизнью — камерной и немного старомодной, но порой более интересной, чем репертуар больших кинотеатров. «Афиша Daily» узнала, где смотреть и обсуждать Линча и Триера, встречаться с Михалковым и Соловьевым и слушать Долина и Разлогова.

«Синефантом»

В 1985 году деятели советского киноандеграунда — братья Алейниковы, Евгений Юфит, Петр Поспелов и другие — устраивали поп-ап-видеосалоны, где показывали «параллельное кино» — фильмы неофициальных советских режиссеров и зарубежные новинки. Стихийное объединение киноманов скоро обзавелось самиздатом «Кинофантом», который дал название старейшему киноклубу столицы. Первой постоянной площадкой «Синефантома» был Музей кино, где показы проходили почти 15 лет — вплоть до увольнения Наума Клеймана. До недавнего времени «Синефантом» гостил в Еврейском музее, а в марте начнутся показы в «Электротеатре Станиславский», под патронажем Бориса Юхананова — одного из идеологов «параллельного кино».

«Синефантом» до сих показывает радикальное авторское кино. За 20 лет сформировалась как аудитория — студенты-гуманитарии и кинобогема, так и основная приманка — встреча с участниками съемочного процесса. Скажем, Ольга Куриленко представляла фильм «Стены», а на показ «Крота» Алехандро Ходоровского ждали самого режиссера, но из-за сложностей с визой приехал один из актеров — сын Алехандро Бронтис Ходоровский.

Расписание

на сайте клуба

Киноклубы в ВШЭ

В «Вышке» существует локальный культ Линча — в стенах университета действуют целых два киноклуба с названиями, отсылающими к линчевским хитам.

«Синий ключ»

Название подразумевает риторический эпизод с ключом из «Малхолланд-драйв»: здесь обсуждают сложные образы и тайные смыслы. Программу «Синего ключа» всегда определяют гости — киноведы, критики, профессора вузов. Здесь можно разгадывать кино c Антоном Долиным, Русланом Хестановым, Василием Корецким. Чтобы пройти в здание школы, обязательно нужно зарегистрироваться через таймпэд.

«Кто убил Лору Палмер»

Самый актуальный киноклуб Москвы собирает любителей сериалов. Целые сезоны здесь, конечно, не смотрят, зато можно встретить единомышленников и детально обсудить любимые серии. В «Лоре Палмер» собираются не очень часто, но всегда с аншлагом: то организуют круглый стол к выходу нового сезона «Физрука», то рассмотрят эволюцию образа Шерлока в компании авторов книги о сериале. В ближайших планах — обсуждение нового сезона «Девочек», который вот-вот выйдет.
Заседания клуба чаще всего проходят в Школе культурологии ВШЭ, день и час стоит отдельно уточнять.

Киноклуб МГУ

Заседания в клубе МГУ для самых занятых — показы стартуют в 9 вечера в пятницу. Миссия клуба — просветительская, поэтому показывают разное, от европейской классики до дебютных фильмов студентов ВГИКа. Клуб часто приглашает хедлайнеров российского кино. За 8 лет здесь побывали примерно все — Михалков, Соловьев, Сикорский, Попогребский, Манский.

Без цензуры не обходится — так, визит Говорухина администрация МГУ пыталась отменить из-за его участия в предвыборной кампании, а Разбежкину на показ «Майдана» упорно не пускала охрана — ей якобы неправильно выписали пропуск. Однако организаторы умудряются обходить запреты — в результате в сталинскую гостиную с потертыми диванами еженедельно набивается до 200 человек, а обсуждения затягиваются до часу ночи.

В высотку на Воробьевых беспрепятственно пускают студентов МГУ, всем остальным нужно записываться у организаторов — их телефоны есть в фейсбуке клуба.

Youth & Truth в Powerhouse

Журналист Алиса Таежная долго собирала любимые фильмы про молодых и их жизненный выбор, потом поделилась коллекцией с друзьями из Powerhouse — так и родилась программа, выросшая в отдельный клуб: фильмов в запасе у Таежной хватит не на один сезон.

В Y&T можно увидеть русское кино времен перестройки, европейскую классику 70–80-х, фильмы американских независимых — главное, чтобы речь шла о юности и правде. Перед показом Алиса читает вводную лекцию про историческую обстановку, в которой снимался фильм: в ход идут факты биографии режиссера, редкие фотографии со съемок, культовые киносцены того времени — словом, настоящее погружение в голову режиссера. После показа — дискуссия. Встречи проходят по четвергам вечером. С конца февраля начнется программа «Черная комедия».

Киноклуб в «Родне»

Кино в помещении клуба Rodnya крутят уже несколько лет. Сюда стоит идти за неформальной атмосферой и обсуждениями в компании говорливых студентов из соседней «Британки». В ближайших планах у нынешнего куратора Снежаны Петровой — программа «Догма» про бунтарей и нонконформистов: «Заводной апельсин», «Забриски-Пойнт», «О, счастливчик!» — крепкая классика. Показы проходят по вторникам в восемь.

Расписание

в фейсбуке

Киноклуб в кафе «Март»

За программу в «Марте» отвечает режиссер документального кино Дмитрий Завильгельский. Здесь можно в числе первых посмотреть свежих Федорченко, Разбежкину или Арлаускас. Перед показом авторы коротко представляют фильм, после — отвечают на вопросы.

Завильгельский публикует расшифровки самых интересных обсуждений. Показы проходят по понедельникам в восемь. Вход бесплатный, но нужно учитывать специфику места: если присесть у столиков — непременно принесут меню, если занять место в импровизированном зрительном зале, то еду брать не обязательно.

Расписание

на сайте клуба

«Кинозал для мертвых»

Артур Аристакисян — режиссер и преподаватель Московской школы нового кино — организовал клуб, в котором исследует связку «искусство-телесность-смерть». «Кинозал для мертвых» удачно балансирует на грани слета любителей готики, перформанса и академического семинара.

Аристакисян погружается в раннюю документалистику и исследует визуальные впечатления режиссеров середины прошлого века. В ход идут редкости из собственного архива куратора, вроде индийского фильма 30-х, где женщина целуется с ядовитой змеей, или жестокой хроники 40-х, где нацист убивает женщину и пытается уничтожить тело. Исследователи смерти в кино собираются по воскресеньям вечером в Московской школе нового кино, вход стоит 100 рублей.

Киноклуб на «Флаконе»

Кино на «Флаконе» показывает поэт Дмитрий Макаров — ставит в основном классику и громкое современное кино. Схема стандартная: «лекция-показ-дискуссия», но иногда заходят гости. Дмитрий Венков, лауреат премии Кандинского, показывал здесь свой видеоарт «Словно солнце», архитектор Михаил Крымов комментировал фильм «Источник» по роману Айн Рэнд. Кроме того, Макаров водит экскурсии: к просмотру бондианы прилагалась прогулка по «Дизайну 007» в ММСИ, а перед показом британского нуара «Третий человек» зрители проникались атмосферой на выставке «Другой Лондон». Клуб собирается по четвергам вечером.

Еврейский музей

Бурная деятельность Еврейского музея охватила не только все виды современного искусства, но и кино — на данный момент тут сожительствуют сразу два клуба — «Два с половиной смысла: кино как текст» и «Кинопроза еврейской жизни».
Название «Два с половиной смысла» отсылает к Ролану Барту и его аналитической статье о структуре фильмов Эйзенштейна — в клубе каждую неделю разбирают семантику артхаусных хитов вместе с ведущими критиками и режиссерами. Уже приходили Кирилл Разлогов и Антон Долин, ждут в гости Сергея Кудрявцева.

Клуб «Кинопрозы еврейской жизни» существует в содружестве с издательством «Книжник», печатающим еврейских авторов. Тут смотрят фильмы, снятые по романам, вышедшим в издательстве, и обсуждают их — опять же — с известными критиками.

Расписание событий

на сайте музея

«Фарватер»

Киноклуб с симпатичной концепцией: здесь смотрят своеобразные one hit wonders — забытые хиты. Неизвестный режиссер снял один стоящий фильм, но больше ничем не прославился? Звезда Голливуда сыграла в непривычном амплуа у начинающего автора? Такие редкости собирают кураторы «Фарватера». Тут можно посмотреть на Аль Пачино в образе вуди-алленовского персонажа в фильме «Автора! Автора!», романтичного Харви Кейтеля в «Где ты, Лулу?» или Брэда Питта, носящего залихватский кок в «Джонни Замше». Кураторы клуба дважды в месяц откапывают сокровища и показывают их в Ex Libris по четвергам.