Киноклубы в Москве живут своей жизнью — камерной и немного старомодной, но порой более интересной, чем репертуар больших кинотеатров. «Афиша Daily» узнала, где смотреть и обсуждать Линча и Триера, встречаться с Михалковым и Соловьевым и слушать Долина и Разлогова.

«Синефантом»

© ABKCO Records

В 1985 году деятели советского киноандеграунда — братья Алейниковы, Евгений Юфит, Петр Поспелов и другие — устраивали поп-ап-видеосалоны, где показывали «параллельное кино» — фильмы неофициальных советских режиссеров и зарубежные новинки. Стихийное объединение киноманов скоро обзавелось самиздатом «Кинофантом», который дал название старейшему киноклубу столицы. Первой постоянной площадкой «Синефантома» был Музей кино, где показы проходили почти 15 лет — вплоть до увольнения Наума Клеймана. До недавнего времени «Синефантом» гостил в Еврейском музее, а в марте начнутся показы в «Электротеатре Станиславский», под патронажем Бориса Юхананова — одного из идеологов «параллельного кино».

«Синефантом» до сих показывает радикальное авторское кино. За 20 лет сформировалась как аудитория — студенты-гуманитарии и кинобогема, так и основная приманка — встреча с участниками съемочного процесса. Скажем, Ольга Куриленко представляла фильм «Стены», а на показ «Крота» Алехандро Ходоровского ждали самого режиссера, но из-за сложностей с визой приехал один из актеров — сын Алехандро Бронтис Ходоровский.

Елена Кабанкова
куратор
Расписание на сайте клуба

Киноклубы в ВШЭ

В «Вышке» существует локальный культ Линча — в стенах университета действуют целых два киноклуба с названиями, отсылающими к линчевским хитам.

«Синий ключ»

© Universal Pictures

Название подразумевает риторический эпизод с ключом из «Малхолланд-драйв»: здесь обсуждают сложные образы и тайные смыслы. Программу «Синего ключа» всегда определяют гости — киноведы, критики, профессора вузов. Здесь можно разгадывать кино c Антоном Долиным, Русланом Хестановым, Василием Корецким. Чтобы пройти в здание школы, обязательно нужно зарегистрироваться через таймпэд.

Расписание в сообществе в фейсбуке

«Кто убил Лору Палмер»

© HBO

Самый актуальный киноклуб Москвы собирает любителей сериалов. Целые сезоны здесь, конечно, не смотрят, зато можно встретить единомышленников и детально обсудить любимые серии. В «Лоре Палмер» собираются не очень часто, но всегда с аншлагом: то организуют круглый стол к выходу нового сезона «Физрука», то рассмотрят эволюцию образа Шерлока в компании авторов книги о сериале. В ближайших планах — обсуждение нового сезона «Девочек», который вот-вот выйдет.
Заседания клуба чаще всего проходят в Школе культурологии ВШЭ, день и час стоит отдельно уточнять.

Александр Сувалко
основатель и куратор клуба
Расписание в сообществе в фейсбуке

Киноклуб МГУ

© ARP Sélection

Заседания в клубе МГУ для самых занятых — показы стартуют в 9 вечера в пятницу. Миссия клуба — просветительская, поэтому показывают разное, от европейской классики до дебютных фильмов студентов ВГИКа. Клуб часто приглашает хедлайнеров российского кино. За 8 лет здесь побывали примерно все — Михалков, Соловьев, Сикорский, Попогребский, Манский.

Без цензуры не обходится — так, визит Говорухина администрация МГУ пыталась отменить из-за его участия в предвыборной кампании, а Разбежкину на показ «Майдана» упорно не пускала охрана — ей якобы неправильно выписали пропуск. Однако организаторы умудряются обходить запреты — в результате в сталинскую гостиную с потертыми диванами еженедельно набивается до 200 человек, а обсуждения затягиваются до часу ночи.

В высотку на Воробьевых беспрепятственно пускают студентов МГУ, всем остальным нужно записываться у организаторов — их телефоны есть в фейсбуке клуба.

Сергей Сычев
куратор
Расписание в сообществе в фейсбуке

Youth & Truth в Powerhouse

© Киностудия имени М.Горького

Журналист Алиса Таежная долго собирала любимые фильмы про молодых и их жизненный выбор, потом поделилась коллекцией с друзьями из Powerhouse — так и родилась программа, выросшая в отдельный клуб: фильмов в запасе у Таежной хватит не на один сезон.

В Y&T можно увидеть русское кино времен перестройки, европейскую классику 70–80-х, фильмы американских независимых — главное, чтобы речь шла о юности и правде. Перед показом Алиса читает вводную лекцию про историческую обстановку, в которой снимался фильм: в ход идут факты биографии режиссера, редкие фотографии со съемок, культовые киносцены того времени — словом, настоящее погружение в голову режиссера. После показа — дискуссия. Встречи проходят по четвергам вечером. С конца февраля начнется программа «Черная комедия».

Алиса Таежная
куратор
Расписание в сообществе в фейсбуке

Киноклуб в «Родне»

© Pathé Films

Кино в помещении клуба Rodnya крутят уже несколько лет. Сюда стоит идти за неформальной атмосферой и обсуждениями в компании говорливых студентов из соседней «Британки». В ближайших планах у нынешнего куратора Снежаны Петровой — программа «Догма» про бунтарей и нонконформистов: «Заводной апельсин», «Забриски-Пойнт», «О, счастливчик!» — крепкая классика. Показы проходят по вторникам в восемь.

Снежана Петрова
куратор клуба
Расписание в фейсбуке

Киноклуб в кафе «Март»

За программу в «Марте» отвечает режиссер документального кино Дмитрий Завильгельский. Здесь можно в числе первых посмотреть свежих Федорченко, Разбежкину или Арлаускас. Перед показом авторы коротко представляют фильм, после — отвечают на вопросы.

Завильгельский публикует расшифровки самых интересных обсуждений. Показы проходят по понедельникам в восемь. Вход бесплатный, но нужно учитывать специфику места: если присесть у столиков — непременно принесут меню, если занять место в импровизированном зрительном зале, то еду брать не обязательно.

Дмитрий Завильгельский
куратор клуба
Расписание на сайте клуба

«Кинозал для мертвых»

© «Кинозал для мертвых»

Артур Аристакисян — режиссер и преподаватель Московской школы нового кино — организовал клуб, в котором исследует связку «искусство-телесность-смерть». «Кинозал для мертвых» удачно балансирует на грани слета любителей готики, перформанса и академического семинара.

Аристакисян погружается в раннюю документалистику и исследует визуальные впечатления режиссеров середины прошлого века. В ход идут редкости из собственного архива куратора, вроде индийского фильма 30-х, где женщина целуется с ядовитой змеей, или жестокой хроники 40-х, где нацист убивает женщину и пытается уничтожить тело. Исследователи смерти в кино собираются по воскресеньям вечером в Московской школе нового кино, вход стоит 100 рублей.

Артур Аристакисян
куратор
Расписание в сообществе в фейсбуке

Киноклуб на «Флаконе»

© Warner Bros.

Кино на «Флаконе» показывает поэт Дмитрий Макаров — ставит в основном классику и громкое современное кино. Схема стандартная: «лекция-показ-дискуссия», но иногда заходят гости. Дмитрий Венков, лауреат премии Кандинского, показывал здесь свой видеоарт «Словно солнце», архитектор Михаил Крымов комментировал фильм «Источник» по роману Айн Рэнд. Кроме того, Макаров водит экскурсии: к просмотру бондианы прилагалась прогулка по «Дизайну 007» в ММСИ, а перед показом британского нуара «Третий человек» зрители проникались атмосферой на выставке «Другой Лондон». Клуб собирается по четвергам вечером.

Расписание в сообществе в фейсбуке

Еврейский музей

© Rizzoli

Бурная деятельность Еврейского музея охватила не только все виды современного искусства, но и кино — на данный момент тут сожительствуют сразу два клуба — «Два с половиной смысла: кино как текст» и «Кинопроза еврейской жизни».
Название «Два с половиной смысла» отсылает к Ролану Барту и его аналитической статье о структуре фильмов Эйзенштейна — в клубе каждую неделю разбирают семантику артхаусных хитов вместе с ведущими критиками и режиссерами. Уже приходили Кирилл Разлогов и Антон Долин, ждут в гости Сергея Кудрявцева.

Ури Гершович
куратор

Клуб «Кинопрозы еврейской жизни» существует в содружестве с издательством «Книжник», печатающим еврейских авторов. Тут смотрят фильмы, снятые по романам, вышедшим в издательстве, и обсуждают их — опять же — с известными критиками.

Расписание событий на сайте музея

«Фарватер»

© Paramount Pictures

Киноклуб с симпатичной концепцией: здесь смотрят своеобразные one hit wonders — забытые хиты. Неизвестный режиссер снял один стоящий фильм, но больше ничем не прославился? Звезда Голливуда сыграла в непривычном амплуа у начинающего автора? Такие редкости собирают кураторы «Фарватера». Тут можно посмотреть на Аль Пачино в образе вуди-алленовского персонажа в фильме «Автора! Автора!», романтичного Харви Кейтеля в «Где ты, Лулу?» или Брэда Питта, носящего залихватский кок в «Джонни Замше». Кураторы клуба дважды в месяц откапывают сокровища и показывают их в Ex Libris по четвергам.

Андрей Капитонов
куратор
Расписание в сообществе в фейсбуке