Во время лунного затмения семеро друзей собираются на ужин. Хозяева — пара врачей: он пластический хирург (Марко Джаллини), она психотерапевт (Кася Смутняк). Среди гостей еще две пары (Эдоардо Лео и Альба Рорвакер, Валерио Мастандреа и Анна Фольетта) и один мужчина в разводе (Джузеппе Баттистон), который должен был представить свою новую возлюбленную, но та слегла с температурой.
В какой-то момент речь заходит о секретах, и собравшиеся решают сыграть в игру: все выкладывают смартфоны на стол и обязуются зачитывать вслух любые приходящие сообщения или письма и отвечать на любые звонки по громкой связи. Быстро становится понятно, что делать этого не стоило, — но уже поздно.
В Италии национальное кино регулярно теснит в прокате американское, и в минувшем году кассовым чемпионом, побившим все рекорды, стал довольно идиотский и в силу затронутой специфики не очень понятный иностранцам фарс «К черту на рога» про невзгоды государственного служащего. На втором месте по сборам — но, кажется, на первом по хайпу — «Идеальные незнакомцы» Паоло Дженовезе, популярного режиссера, который сделал имя на густонаселенных сентиментальных комедиях (хотя именно эту картину можно назвать комедией разве что с очень большой натяжкой). Дженовезе также получил две статуэтки «Давида ди Донателло» — местный аналог «Оскара» — за лучший фильм и сценарий.
«Незнакомцы» («идеальные» — помарка перевода) как раз будут понятны в любой стране и на любом языке; дело едва ли обойдется без голливудского ремейка. Сам по себе этот жанр — горькая сатира о встрече друзей среднего возраста и из среднего класса — разумеется, не нов. Можно вспомнить и классику вроде «Большого разочарования» Лоренса Касдана, и недавние хиты вроде «Маленьких секретов» Гийома Кане. Сам Дженовезе уже играл с материалом «друзья юности двадцать лет спустя» в комедиях «Незрелые» и «Незрелые-2». Но главная тема «Незнакомцев» насколько вроде бы очевидна, настолько и оригинальна — и абсолютно беспроигрышна. Непонятно одно: где этот фильм был раньше.
Дженовезе формулирует элементарный вопрос, от которого тем не менее невозможно отмахнуться: что станет с вашей жизнью, если содержимое вашего телефона (с почтой, мессенджером, профилем в «Одноклассниках» и т. д.) в произвольный момент показать вашим близким? Ситуация, от которой каждого из нас ежедневно отделяют только правила приличия и в лучшем случае несколько цифр (год рождения с большой вероятностью).
Конечно, фильм в художественных целях несколько сгущает краски: концентрация таких разнообразных секретов на такую маленькую компанию слишком велика. Но становится ли он хоть на мгновение всерьез неправдоподобным? Пожалуй, нет. Людей, которым нечего скрывать, не бывает, утверждают «Незнакомцы»: даже если ты ни в чем не виноват, окружающие обязательно найдут на что обидеться и к чему прицепиться. Обратная сторона этого — то, что мы не знаем друг о друге очень и очень многого.
Это похоже на театральную пьесу — действие почти целиком разворачивается вокруг одного стола, — но Дженовезе, бывший рекламщик, снимает и монтирует с легкостью, которая позволяет этого не замечать (явный провал — только в музыкальной части). Звездные актеры работают как положено в ансамбле — ни один специально не выделяется, но никто не забыт, — и у каждого хватает харизмы, чтобы не согнуться под тяжестью пороков персонажей. «Незнакомцы» никоим образом не шедевр, но это живой, остроумный и трезвый фильм, который в отчаянной ситуации умудряется противопоставить собственному цинизму не менее искреннюю человечность.