На экраны (пока только во Франции) выходит лучший фильм года, хотя год только начался. Возглавить все списки и победить на «Оскарах» ему помешают непреодолимые препятствия: он снят 120 лет назад, авторы давно уже мертвы, а стоящий в титрах Тьерри Фремо — лишь составитель. Тем не менее «Люмьеры!» — уникальное событие, которое нельзя пропустить. Фремо, многолетний директор Каннского фестиваля, также возглавляет Люмьеровский институт в Лионе. Здесь он осуществил давнюю мечту, собрав воедино больше ста лучших короткометражек Луи и Огюста Люмьеров и сопроводив собственным закадровым комментарием. Результат — пожалуй, самая забавная, трогательная, таинственная и завораживающая картина за долгие годы, заставляющая зрителя полностью пересмотреть свое отношение к генезису кинематографа. Миф об изобретателях-примитивах к концу просмотра развеивается окончательно, уступая место новому представлению — о природных гениях, сумевших дать рождение новой форме искусства и изобрести за считаные годы его базисные законы, действующие до сих пор.
— Когда и как начался ваш личный роман с фильмами братьев Люмьер?
— На дворе стоял 1982 год, я приехал в Лион, не зная о Люмьерах практически ничего. Никто в те годы даже не говорил о них. Я был журналистом, работал на радио, интересовался кино. И тут Бертран Тавернье заявляет, что собирается основать синематеку в Лионе — городе, где родился кинематограф. Я прибегаю на интервью с ним, он рассказывает о своем замысле. А потом меня приглашают посмотреть первый фильм братьев, «Выход рабочих с завода», на большом экране, с 35-миллиметровой пленки. Я помню этот день, как вчера. В эту секунду моя жизнь изменилась. Можно сказать, что из Лиона я так никогда и не вернулся. С тех самых пор мне не давала покоя одна мысль: «Это должно быть доступно каждому». Ведь все мы знаем три-четыре фильма Люмьеров, не больше! Я сам был таким. Постепенно я узнавал новые и новые их фильмы… К столетию кино, 1995 году, я уже комментировал работы Люмьеров на показах. А теперь наконец смонтировал их в полный метр, чтобы выпустить в кинотеатрах. Люмьеры возвращаются в кинотеатры, где им самое место.
— Ваше поразительное открытие — хоть оно и на поверхности — можно сформулировать так: Люмьеры были не только и даже не столько изобретателями, они были выдающимися художниками.
— Многие люмьеристы пытались сказать об этом за последние сто лет, больше всех — Анри Ланглуа, Жан Ренуар, Эрик Ромер, Жан-Люк Годар. Но работы еще непочатый край. У нас во Франции любят принижать собственные заслуги. Репутацию Люмьеров подмочила полемика о том, кто же на самом деле открыл кинематограф: именно французы любят отрицать первенство Люмьеров. Мне это не кажется столь важным. Фильмы Люмьеров — бесценный опыт невинности. «Я рассказываю историю при помощи камеры. Какую? Как? И куда поставить камеру?» — те самые три вопроса, которые актуальны до сих пор, но первыми их задали Люмьеры. Наконец, забудьте ложное противопоставление документального, которое якобы представляют Люмьеры, и игрового: Люмьеры умели сочетать одно с другим, не отделяли их друг от друга. Точно так же их техническое изобретение неотделимо от художественных открытий. Лучший критик в мире — это время. Сегодня оно позволит нам измерить заслугу Люмьеров, искавших подлинность, истину момента. Нынешние режиссеры хотят добиться того же. Но чистота и невинность в этом поиске была только у Люмьеров.
— Более того, невинность и подлинность в их фильмах, по сути, это одно и то же.
— Конечно! Маленькая вьетнамская девочка, бегущая за камерой, подлинна и невинна. Поэтому тема детства так важна для Люмьеров с их самых первых фильмов. Рождение и начало; на этом базируются их картины. Но есть там и нечто иное… Например, картина с двумя курильщиками-азиатами: Люмьер в ней постигает, что такое время. Из этого родился кинематограф Одзу. Простота образов как бы промывает нам глаза, заставляет посмотреть на экран иначе.
— Как вы выбрали эти 108 фильмов?
— У Люмьеров полторы тысячи картин. Но не все отреставрированы и не все — шедевры. Хотя на два-три сиквела еще хватило бы.
«Выход рабочих с завода», 1895
«Прибытия поезда», 1895
«Политый поливальщик», 1895
«Веселый скелет», 1895
«Танец серпантин», 1896
— Как вы писали закадровый текст?
— Я много раз комментировал показы фильмы Люмьеров вживую. Импровизировал. В записанной версии больше меланхолии… Есть моменты тишины, но, как правило, за кадром звучит музыка Камиля Сен-Санса, современника братьев.
— Кто такой комментатор, от лица которого вы говорите с публикой?
— Школьный учитель или университетский преподаватель. Педагог или гид. Восторженный почитатель Люмьеров, знаток. Тот, кто передает знание, которым обладает. Конечно, это невероятная привилегия — выступать в такой роли. Я буду рад, когда кто-то сделает комментарий иначе, чем я. Но сам я доволен, что мой комментарий не чисто исторический или социологический. Это диалог с Эйзенштейном, Джоном Фордом, Куросавой и другими последователями Люмьеров. И он позволяет воздать Люмьерам по заслугам. А то их мало кто принимает всерьез как режиссеров — и их первооткрывательство оспаривают.
— Любопытно, что вы ставите Люмьеров в контекст авторского кино. Ведь в конечном счете Огюст Люмьер был актером и изобретателем, а режиссером и автором фильмов — именно Луи Люмьер.
— Огюст — режиссер единственного фильма. Кроме Луи были еще операторы Люмьеров. Некоторые были невероятно талантливыми, другие меньше. Не забывайте, что многие фильмы были сняты в отсутствие самого Луи Люмьера! Но он как бы основал первую киношколу, его авторитет был абсолютен. Только он имел право сказать: «Кино делается так!» Оператор в Токио и оператор в Москве снимали в конечном счете один и тот же фильм. Впрочем, по нашим сведениям, не меньше 40% всех фильмов в нашей подборке делал лично Луи Люмьер.
— Почему никто не сделал раньше ничего, подобного вашему фильму?
— Всем было не до того. К тому же братья Люмьер слишком долго были рядом: Луи умер в 1948-м, Огюст — в 1954-м. Никто не чувствовал, что их наследие драгоценно, что оно могло бы исчезнуть. А семья вообще была равнодушна к этим вопросам. Только по прошествии большого времени что-то начало меняться. Долгие годы во Франции даже не было настоящих специалистов по Люмьерам.
«Морское купание», 1895
Embarquement dʼune chaudière, 1896
La petite fille et son chat, 1899
Enfants jouant aux billes, 1896
Laveuses sur la rivière, 1897
— Люмьеры поддержали вишистское правительство. Это как-то повлияло на отношение к ним?
— Люмьеры, которые изобрели кино, это одно дело. Люмьеры во время Второй мировой — совершенно другое. Они уже пожилые люди, запутавшиеся, не уверенные в своих словах и действиях. Да, они поддержали Петена и Муссолини, но вместе с тем спасали рабочих-евреев со своей фабрики, переправляя их в Чили, и подарили пленку режиссеру, снимавшему фильм о Сопротивлении. Сегодня Жан-Мари Ле Пен говорит: «Я предпочитаю свою дочь кузине, кузину — соседке, соседку — незнакомке». Кинематограф Люмьеров утверждает противоположное. Здесь абсолютная демократия и интернационализм образов. Русский фильм не похож на американский или японский. Даже фильм о колониализме не является оценочным суждением: он показывает подлинную реальность мира.
— Кто, по-вашему, в кино продолжал линию Люмьеров?
— Ренуар, Морис Пиала, Эрик Ромер… Многие другие развивали идеи Люмьеров. Сегодня во Франции это Абдельлатиф Кешиш. А за ее пределами, например, Лав Диас, он снимает чисто люмьеровские фильмы. Хотя длятся они дольше чем пятьдесят секунд.
— Как вы считаете, многое потерял кинематограф, когда появились форматы, например, фильм теперь обязан длиться от полутора до максимум трех часов? Ведь во времена Люмьеров об этом и речи не было.
— Есть много вопросов без ответов. Зачем кино заговорило? Почему стало цветным? Осталось оно все тем же искусством или стало другим? И эта зацикленность на длительности… Мы тоже ей подчинились, сделав из сотни люмьеровских фильмов один полнометражный. Думаю, с намерением преодолеть эти ограничения и связан расцвет сериального искусства. Литература ведь может себе позволить роман в сто страниц и в восемьсот страниц! Почему кино лишено этой свободы, как ее вернуть?
— Вы вернули ее режиссерам картины «Люмьер и компания», снятой к столетию кинематографа, где авторы со всего мира, от Дэвида Линча до Андрея Кончаловского, от Чжана Имоу до Михаэля Ханеке, снимали свои фильмы на люмьеровскую камеру.
— Вы обратили внимание — ни одной слабой работы! Важно держать эту камеру в руках самому. И учиться. Для этого мы показываем Люмьеров детям. Создавая собственные образы, ты учишься уважению к чужим. Более того, учишься избегать манипуляций и преодолевать их. А сегодня манипуляции правят всем миром, вспомните Путина или Трампа. Кинематограф сопротивляется, как может, заставляя нас постоянно задавать вопросы: что значит этот фильм, как объяснить этот образ? И в чем объяснение чуда, которое поражало первых зрителей «Прибытия поезда»? В тех фильмах есть простая сила, которую так трудно вернуть на экраны сегодня.