Для путешествий вместе с кино «Афиша Daily» составила список фильмов различных жанров и географических направлений.

В Крым в любой компании

«Шапито-шоу», режиссер Сергей Лобан, 2012

Четыре истории о неудачных поездках в Крым — гомерически смешные и правдоподобные сценарии разочарования и вражды. Интернет-знакомые, флегматик-мизантроп и восторженная девушка, в реальности совершенно не ладят — в Крыму выясняется, что они представляли себе два разных отпуска. Московские тусовщики отправляются на побережье, пародируя традиции пионерлагеря, и связываются с простыми глухонемыми ребятами. Отец и сын едут дикарями, чтобы сблизиться, а выясняют, что не могут договориться ни о чем. Двойник Виктора Цоя едет в Крым на летний чес с шустрым продюсером и пожилым оператором. Все они окажутся в инфернальном концертном шатре «Шапито-шоу» — ирреальной площадке на краю света, где под непритязательный синтезатор каждый герой фильма исполнит незабываемый музыкальный номер. Обязательный фильм о российском абсурде и дичи общения постсоветских людей: очень горький и очень смешной.

В Индию с семьей за просветлением

«Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники», режиссер Уэс Андерсон, 2007

Комедия о трех братьях, не слишком ладящих друг с другом и не общавшихся год с похорон отца. Фрэнсис (Оуэн Уилсон), переживший мотоаварии, задумался о скоротечности жизни и взял двоих братьев — безответно влюбленного Джека (Джейсон Шварцман) и будущего отца Питера (Эдриен Броди) — на поезд, идущий по Индии, который должен привезти их в Гималаи. Ссорящихся братьев снимают с поезда, и дальше их ждут индийские деревни, реки, верблюды и буддийский монастырь: жизнь оказывается сложнее и шире склок и ссор маленькой семьи, а трое не без сопротивления все же приходят к дзену. Идеальное пособие по максимально некомфортному и трудному путешествию, в котором, кажется, невозможно понять друг друга.

С любовью всей жизни в европейском городе

«Перед рассветом», режиссер Ричард Линклейтер, 1995

Симпатичный американец и задумчивая парижанка знакомятся в поезде. Разговор завязывается быстро, они явно нравятся друг другу и решают выскочить на вокзале в Вене, чтобы провести вместе сутки в городе, который оба видят первый раз. Идеальный день из прогулок, поездок на трамвае, шуток и разговоров про любовь станет одним из самых сильных моментов в жизни обоих (но они еще об этом не знают): Линклейтер изучает, как герои постигают город и друг друга и как обстановка помогает стать откровеннее.

С язвительным приятелем на машине

«Путешествие» + «Поездка в Италию», режиссер Майкл Уинтерботтом, 2010 и 2014

«Путешествие»

1 / 2

«Поездка в Италию»

2 / 2

Необходимо увидеть Стива Кугана и Роба Брайдона в кадре — перед нами один из лучших кинодуэтов последних лет. Двое заклятых друзей отправляются на машине сначала по негостеприимной родной Британии под саундтрек Joy Division, а спустя несколько лет — по солнечной Италии. Их задача — отрецензировать рестораны высокой кухни, харчевни среднего пошиба и гестхаусы и сбежать от рутины. Еще они вечные соперники, вдохновленные имперсонаторы и капризные путешественники с особенными запросами. И если английская часть дилогии выглядит как очень длинный скетч «Монти Пайтона», то в итальянской оба героя, кажется, приходят к осознанию того, как быть счастливыми, делая и думая очень мало. То ли время прошло и они стали взрослее, то ли так на них подействовала Адриатика.

В дикую природу и почти без денег

«В диких условиях», режиссер Шон Пенн, 2007, + «Дикая», режиссер Жан-Марк Валле, 2014

«В диких условиях»

1 / 2

«Дикая»

2 / 2

Мужская и женская версия одной истории самоотверженного путешествия подальше от других и поближе к себе. Шон Пенн снимает кино по реальным событиям — молодой человек, отрицающий деньги и комфорт мещанского мира, отправляется за мечтой: в бесконечное путешествие в диких условиях по северу США. Героиня Риз Уизерспун идет известным американским пешеходным маршрутом по Каскадным горам и Неваде, чтобы залечить душевные раны — в этот путь мало кто отправляется в одиночку. Фильмы Пенна и Валле — о вызовах себе и проверке на прочность, где природа не только фантастический кинотеатр, но еще и очень жестокая среда: живым домой вернется только один из них.

Со случайными попутчиками по американскому югу

«О, где же ты, брат?», режиссеры братья Коэн, 2000

«Одиссея» южных штатов — комедия братьев Коэн о заключенном, сбежавшем с каторги с двумя случайными корешами, скованными с ним одной цепью. Их ждет встреча с гениальным блюзовым гитаристом, кукурузные поля, предвыборная агитация, собрание ку-клукс-клана, запись радиохита и апокалиптическое наводнение — и все это под блюзы и кантри в Миссисипи и Южной Каролине под обжигающим солнцем. Смешной, мастерски выдуманный и абсурдный фильм с восхитительным саундтреком, после которого верится в счастливый финал.

В дорогу с ребенком

«Бумажная луна», режиссер Питер Богданович, 1973, + «Алиса в городах», 1974, режиссер Вим Вендерс

«Бумажная луна»

1 / 2

«Алиса в городах»

2 / 2

С разницей в один год в Штатах и Германии вышло два изумительных черно-белых фильма о связи поколений, внезапности и трудности путешествия с ребенком и спонтанной дружбе, перерастающей в сотрудничество. «Бумажная луна» — история путешествия афериста с ребенком, впаривающего Библию несчастным семьям после Великой депрессии, — мы увидим Канзас и Миссури: заповедные места с набожными жителями, шумными ярмарками и ослепительным солнцем. «Алиса в городах» — история о случайной поездке из Америки в Северную Европу, где главные герои застревают между Амстердамом и небольшими похожими друг на друга протестантскими городами, тонущими в монументальной природе.

В совершенно чужую страну в полном одиночестве

«Трудности перевода», режиссер София Коппола, 2003

Гимн потерявшемуся человеку в совсем не привычной обстановке, фильм Копполы — об остром чувстве одиночества и ощущении чужого в месте, обещающем столько развлечений. Мелодрама о забытой мужем девушке и одиноком актере, зашибающем деньги на невразумительном телеэфире и рекламе. От потребности в любви и поддержке не сбежать даже в далекую Японию. Никогда еще токийские караоке, выставки, проспекты и неоновые районы не выглядели такими обманчиво гостеприимными и одновременно не похожими ни на что привычное западному глазу.

В кругосветное путешествие на собственной яхте

«Кругосветка Лауры», режиссер Джиллиан Шлезингер, 2013

Для голландской девочки-подростка нет ничего естественнее путешествия на яхте: она родилась в море, выросла на воде и может управлять судном с ранних лет. Документальный фильм о 14-летней путешественнице, которая отправляется на яхте через океаны, — не просто история из Книги рекордов Гиннесса, а ода любопытству, бесстрашию и уверенности в себе. Семнадцать месяцев Лауры Деккер на яхте — это история борьбы со стихией и собственными страхами, преодоление привычных представлений о других странах и людях и очень интересный взгляд на взрослеющего человека, который хочет жить совершенно не как все.

В Европу с Вуди Алленом

«Вики Кристина Барселона», 2008, «Полночь в Париже», 2011, «Римские приключения», 2012, «Магия лунного света», 2014, «Все говорят, что я люблю тебя», 1996, «Матч-пойнт», 2005, «Ты встретишь таинственного незнакомца», 2010

«Вики Кристина Барселона»

1 / 7

«Полночь в Париже»

2 / 7

Мало кто знает, но европейские приключения Вуди Аллена начались с мюзикла «Все говорят, что я люблю тебя» еще в середине 90-х, где герои признавались друг другу в любви на берегу Сены и делали утренние пробежки на венецианских каналах. В последнем европейском туре Аллен снимал кино в Лондоне, Париже, Барселоне, Риме и Ницце, подобрав местные достопримечательности для сюжета и правдоподобности героев. Если в Лондоне район почти всегда обозначает социального положение живущих там людей, то алленовский Париж переполнен туристическими местами — от Версаля до Люксембургского сада, отражая интересы приезжающих туда мечтательных американцев с синдромом золотого века. В каталонской столице героини тоже проживают стандартный сценарий американских туристок (парк Гуэль, Тибидабо и музей MACBA), а Рим и Ницца выглядят как ожившие открытки — Аллен не скрывает, что это просто декорации для анекдотов вдали от родного дома.

По Америке обычных людей

«Простая история», режиссер Дэвид Линч, 1999, и «Небраска», режиссер Александр Пейн, 2013

«Простая история»

1 / 2

«Небраска»

2 / 2

После запутанных фильмов о маньяках, параноиках и Красной комнате Дэвид Линч снимает свой самый простой и один из лучших фильмов — биографию американского ветерана Стрейта, решившего отправиться к брату на газонокосилке из Айовы в Висконсин. Александр Пейн продолжает традицию роуд-муви о простых американцах и приглашает Брюса Дерна сыграть главную роль в «Небраске» — истории абсурдной поездки отца и сына за несуществующим выигрышем в лотерею. Черно-белая драма о непонимании поколений быстро набирает комический темп, когда герои оказываются на дороге и встречают далеких членов семьи, посторонних и даже грозных рэкетиров.

В Антарктиду

«Встречи на краю света», режиссер Вернер Херцог, 2007

Чесатели морских котиков и экспериментальные ботаники, геодезисты и исследователи подводного мира, ученые, уставшие от цивилизации, и добровольцы, отправившиеся на Южный полюс, — в объектив Херцога попадают все. Немецкий режиссер снял документальных фильмов вдвое больше, чем художественных, и здесь с интонациями восхищенного ребенка приезжает понаблюдать за всеми, кто бросил Землю ради тонн ледяных глыб, спокойствия, уединения и научных достижений. Очень смешной и энергичный фильм о том, как находить занятие и общество на краю света среди самых эксцентричных людей планеты.

В Марокко с вечным любовником

«Выживут только любовники», режиссер Джим Джармуш, 2013

Он и она — вечно живущие вампиры, которые знают друг о друге все и успели прочитать все стоящие книги за несколько столетий. Выйдя из тени в пустынном Детройте, они вынуждены броситься в бега в Северную Африку, где доживает свои дни великий Кристофер Марлоу. Танжер в фильме Джармуша — исключительно ночной город с теплым светом уличных фонарей, желтизной белых мазаных стен, коврами в старинных риадах и медитативными барабанами, бьющими в ритм вампирского сердца.

По Мексике с лучшим другом

«И твою маму тоже», режиссер Альфонсо Куарон, 2001

Освобождающая и нежная драма о дружбе и взрослении — еще и восхитительное роуд-муви о Мексике — стране, в которой кипит противоречивая и сложная жизнь, которую туристу сложно понять, не зная местных реалий. Пока двое юных друзей везут сексапильную и взрослую знакомую на придуманный идеальный пляж, за окнами сменяются политические митинги, перестрелки, свадьбы и похороны — жизнь сельской страны, где хватает насилия и скорби, но еще больше — надежды на то, что все можно изменить.

В райский Таиланд на дикий остров

«Пляж», режиссер Дэнни Бойл, 2000

История американца, готового на приключения, начинается в хостеле на центральной улице Бангкока: Леонардо Ди Каприо хочет отправиться в заповедное место, о котором почти ничего не известно, но от его описания захватывает дух. Купание в водопаде, переплытый за несколько часов отрезок океана и пара французов и француженка, которая слишком сильно нравится главному герою, — в «Пляже» достаточно картинных островных видов, секса и наркотиков. А еще помимо любимых сцен под поп-песню «Pure Shores» здесь случится бойня за остров, после которой найденная идиллия покажется кошмаров наяву.

По Австралии с аборигеном

«Обход», режиссер Николас Рог, 1971

Одна из вершин австралийской «новой волны», фильм «Обход» — о растерянности человека цивилизации перед жестокой и непривычной природой, где надо выживать. Ядовитые насекомые и засухи в пустыне, кровавые закаты и каньоны ощущаются по-другому, если твой поводырь — абориген с иссиня-черной кожей, не говорящий на твоем языке. «Обход» — ода непостижимой Австралии, спетая через историю брата и сестры, оставшихся без родителей и брошенных в сердце загадочного континента.

По нетуристической Италии в поисках вдохновения

«Дорогой дневник», режиссер Нанни Моретти, 1993

Нежная и гостеприимная Италия в обход туристических троп: Нанни Моретти играет сам себя в истории режиссера, который отправляется с другом на выбор натуры для очередного фильма, ищет впечатления и ландшафты для будущих историй и отдыхает от большого города. На «веспе» вокруг Рима, на остров Салина и пляже Стромболи — Моретти оказывается в замечательных местах, не избалованных экскурсионными группами, и наглядно демонстрирует, что в Италии каждый кадр пейзажа — классическая живопись в движении.

В российскую глубинку за фантасмагорией

«Город Зеро», режиссер Карен Шахназаров, 1988

«Вы никогда не уедете из этого города», — герой Леонида Филатова встречает в гостях проницательного ребенка, давно живущего в заколдованном аду. В Город Зеро можно добраться, но из него невозможно сбежать. Здесь работают голые секретарши и нерасторопные чиновники, подают торт с головой заезжего гостя и собирают музей восковых фигур из героев славянской культуры. Абсурдная комедия перестроечного времени и сейчас идеальный компаньон по жизни маленьких городов постсоветского пространства.

В Берлин за ночной жизнью

«Виктория», режиссер Себастьян Шиппер, 2015

Фильм, снятый одним дублем — пульсирующее кино о ночной жизни европейской клубной столицы и девушке, попавшей в невероятный замес. Виктория — симпатичная туристка с детским лицом — танцует в клубе и знакомится с самыми обычными местными: после пива на крыше и получаса разговоров она попадает в центр опасной криминальной истории. Берлин с 3 ночи до 5 утра выглядит здесь узнаваемым и любимым: жилые кварталы, ночные магазинчики со всем на свете «шпети», пустые улицы и торжественные отели для растерянного человека из другой страны.

В Нью-Йорк за самым модным прямо сейчас

«Отчаянно ищу Сьюзан», режиссер Сьюзан Зейдельман, 1985

Удивительно это констатировать, но за тридцать лет мода сделала несколько кругов — и сейчас свежим и классным выглядит ровно то же, что и в 1985 году. Комедия Зейдельман о модной и богемной обитательнице Манхэттена, которая не думает о завтрашнем дне, носит нижнее белье как одежду и болтается по набережным, Нижнему Ист-Сайду и Митпэкинг-дистрикт. Мало того что это фильм про Мадонну в ее лучшие годы, тут еще такой настоящий и дышащий Нью-Йорк, какой в кино редко встретишь.