«Башня»/«Tower»
Фильм, который выглядит совсем не как документальный
Кино об одном из первых случаев стрельбы в учебных заведениях. В августе 1966-го на башне Техасского университета в Остине засел снайпер и расстреливал студентов и прохожих более полутора часов. Сложная тема, которая могла бы потерять зрителя, если бы фильм состоял просто из «говорящих голов». В связи с этим режиссер принял решение воссоздать всю хронологию — но как это сделать, если хроники в принципе нет, а фильм документальный? Создатели обошли эту проблему креативно и использовали метод ротоскопной анимации (как это было у Ричарда Линклейтера в «Помутнении» и «Пробуждении жизни»), поэтому, хоть фильм и рассказывает о событиях, произошедших в прошедшем времени, ощущается это как прямой эфир на новостном канале. Будет честным назвать «Башню» одним из самых уникальных документальных фильмов в своем роде.
«Винер»/«Weiner»
Фильм о вреде секстинга во время предвыборной кампании
Энтони Винер — бывший член палаты представителей Конгресса США и экс-кандидат в мэры Нью-Йорка. Лучшее описание Энтони — «сказочный», причем после этого слова обычно идет не самое комплементарное второе. Винер прославился тем, что отправил фото своего достоинства девушке, которая это фото, конечно же, выложила в интернет. Только вот наш «сказочный» персонаж делал это не один раз. Несмотря на это, он пошел кандидатом на выборы мэра Нью-Йорка, и именно об этом планировался документальный фильм. А вот сейчас стоит взять паузу и позавидовать везению американских документалистов, потому что у выбранного ими персонажа все пошло не по плану. Во время кампании объявилась девушка и сообщила, что Винер и сейчас продолжает заниматься секстингом. А еще у Винера была жена, которая с начала 2000-х была одним из самых приближенных сотрудников Хиллари Клинтон. Конечно же, мэром он не стал — да и с женой разошелся. И все это феерическим образом запечатлено в фильме.
«В самое пекло»/«Into the Inferno»
Фильм, в котором 74-летний режиссер делает то, на что даже смотреть страшно
Легендарный режиссер Вернер Херцог за свою карьеру снял больше документальных фильмов, чем художественных. Порой кажется, что Херцог никогда не прекращает съемочный процесс. «В самое пекло» — это уже второй документальный фильм Херцога в этом году после «О, интернет!» (не расстраивайтесь, он еще и художественный фильм «Соль и пламя» успел выпустить, причем на тему, пересекающуюся с документальным). Как известно из карьеры герра Вернера, он легких путей не ищет: то корабль через джунгли протащит для съемок «Фицкарральдо», то еще что-нибудь придумает. Поэтому, когда стало известно, что в своем преклонном возрасте он решил залезть в жерло вулкана, никто не удивился. Поначалу при просмотре фильма возникают те же мысли, что во время херцоговского «Человека-гризли» — дедушка, ну вы же талантище, зачем вам это пустое наблюдение. Но все оказывается намного сложнее, и вулканы здесь всего лишь метафора, а Херцог, с карьерой грандиознее и страшнее любого вулкана, снова показал нам всем, какие мы маленькие люди относительно природы.
«Глисон»/«Gleason»
Фильм о настоящей причине той самой летней забавы Ice Bucket Challenge
Стив Глисон — защитник команды по американскому футболу New Orleans Saints. В 2011 году ему ставят страшный диагноз — боковой амиотрофический склероз (он же — болезнь Лу Герига). Спустя всего неделю жизнь преподносит ему новый сюрприз: жена Стива беременна их первенцем. Понимая, как он изменится к взрослой жизни сына, Стив начинает записывать видеодневники, рассказывая будущему ребенку про себя и про свою жизнь. Из этих не самых легких записей за пять лет режиссер и монтирует удивительную историю мужества и смелости, но вместе с тем — проблем и отчаяния. Это могло быть обычной документалкой про болезнь и страдания, если бы не стремление Глисона помочь другим с такой же болезнью. Пользуясь своей известностью и связями, он создал фонд, который стал известен на весь мир из-за организованного Стивом флешмоба Ice Bucket Challenge. Жизнь больных БАЗ заметно облегчилась (если это можно так назвать), когда он предложил свои правки Бараку Обаме в процессе создания Obamacare.
«Де Пальма»/«De Palma»
Фильм, в котором состоявшийся режиссер Баумбах восхищается великим режиссером Де Пальмой
Один из самых светлых умов американского независимого кинематограф Ной Баумбах снял фильм о своем кумире, великом режиссере Брайане Де Пальме. С одной стороны, он облегчил себе задачу, сняв фильм о субъекте, в творчестве которого отлично разбирается, а с другой — попробуй-ка заинтересовать так же глубоко других зрителей такими минимальными средствами. Фильм отличается от других подобных историй о режиссерах тем, что здесь нет набора людей, работавших с Де Пальмой, традиционно рассказывающих забавные истории о нем. Рассказчиком является сам Брайан Де Пальма, который с академической точностью разбирает ключевые сцены в своих фильмах, причем в хронологическом порядке. Это не тот фильм, если вы хотели больше узнать о жизни Де Пальмы. Но если вам интересно, что стояло за тем или иным его режиссерским решением, то выбор фильма очевиден.
«К югозападу от Салема»/«Southwest of Salem: The Story of the San Antonio Four»
Фильм о расовых и гендерных предрассудках на суде присяжных
История «Четверки из Сан-Антонио», может быть, не такая известная и популярная, как у «Тройки из Мемфиса», но определенно заслуживает внимания по ряду причин. Девяностые, американский юг, четверо латиноамериканских женщин-лесбиянок. Их обвиняют в изнасиловании малолетней племянницы одной из них. По итогам суда присяжных, которые, конечно же, приняли во внимание все побочные факты, они получили 20-летние сроки. Только в 2000-х за это дело взялись юристы Project Innocence и начали сдувать пыль с архивов уже закрытого дела. Выяснилось, что осужденные, возможно, вовсе не были виноваты, как они и заявляли с самого начала. По итогам фильма женщины получили шанс на рассмотрение апелляции. История закончилась уже после фильма: только месяц назад, 24 ноября 2016 года, их окончательно признали невиновными. Но кто вернет им эти годы за решеткой?
«Марафон: Взрывы в День патриотов»/«Marathon: The Patriots Day Bombing»
Фильм о жизни людей, оставшихся без ног после теракта братьев Царнаевых
Взрывы в Бостоне на марафоне — один из главных ужасов современной Америки. Пока готовится художественный фильм по этим событиям, уже вышел документальный. Но главное в нем — не расследование, не воссоздание событий и даже не поиски Джохара и Тамерлана Царнаевых. Фильм целиком и полностью фокусируется на адаптации к жизни пострадавших во время теракта людей. У большого количества жертв в двух взрывах оторвало конечности. Это история о героизме — о том, как люди осознают свою новую жизнь на протезах или без них. Возможно, фильм не всегда может найти свой ритм и немного сбивается в повествовании, но в конечном итоге это уже неважно.
«Навсегда чистокровные»/«Forever Pure»
Фильм, в котором израильские футболисты проявляют расизм по отношению к чеченским
«Бейтар» — один из самых популярных футбольных клубов Израиля. В середине 2000-х он был куплен советским миллиардером Аркадием Гайдамаком, от денежных вливаний которого клуб выиграл чемпионаты Израиля в 2007–2008 годах. Вскоре Гайдамак унизительно проиграл выборы мэра Израиля, клуб начал сдавать свои позиции, но благодаря работе тренерского штаба в 2013 году клуб снова стал набирать обороты. Гайдамак даже повез клуб в Грозный на товарищеский матч с «Тереком», который они сыграли вничью (Гайдамак сообщает в фильме: «Кадыров перед матчем спросил меня, какой счет меня устроит — 0:0, 1:1 или 2:2»). Преследуя свои финансовые интересы в Чечне, Аркадий подписывает в клуб двух чеченских игроков, Заура Садаева и Джабраила Кадиева. При этом известно, что La Familia, фанатская группировка «Бейтара» — самая правая из всех фанатских собраний в Израиле. Конечно же, фанаты не могут воспринять наличие двух мусульман в команде без придирок, и им нет разницы — чеченцы это или арабы. Помимо религиозной темы фильм еще пытается разобраться в том, как нация, столько веков подвергавшаяся репрессиям, может так спокойно относиться к расизму.
«О.Джей: Сделано в Америке»/«O.J.: Made in America»
Фильм о спортсмене, убившем свою жену и ее любовника, но суд решил иначе
История творит историю. Сложно вспомнить еще один документальный фильм, который выстрелил бы в январе, при этом шум вокруг него не утих бы к концу декабря. Перед нами телевизионный мини-сериал, который с вероятностью 99% будет номинирован на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» (он уже попал в шорт-лист). В США на канале ESPN есть рубрика «30 for 30», в которую объединены документальные фильмы о спортсменах, и это мог быть просто очередной фильм из этого проекта. Но канал ESPN понял, что у них на руках нечто большее. Вместо запланированной 5-часовой версии они расширили фильм до 7,5 часов. И полностью показали его на «Сандэнсе». Дальше произошло невиданное. Фильм моментально вошел в топы кино- и теле-критиков, возглавил рейтинги на профильных сайтах. Интерес подогревал и вышедший в феврале игровой сериал «Американская история преступлений» про суд над О.Джеем Симпсоном. Канал решил играть по-крупному и за пару недель до июньской телепремьеры выпустил его в кинотеатрах, чтобы квалифицировать фильм к оскаровской гонке. Если вы смотрели художественный сериал, то знайте, что здесь суду уделено всего 2 часа из фильма, остальное же посвящено жизни О.Джея до и после, поэтому это не будет повторением уже известного.
«Святой ад»/«Holy Hell»
Фильм, который практически полностью состоит из реальных записей культа
Буддафилд — культ и секта, развивавшиеся в середине 80-х в западном Голливуде. Уилл Аллен, режиссер фильма, на протяжении 22 лет был членом этой секты и по совместительству их штатным видеографом. Культ существует по сей день, а вот Уилл Аллен в какой-то момент понял, что ошибался, и смонтировал из отснятых видео фильм. На самом деле ничего особенного, просто кучке людей захотелось кому-то верить и, как обычно, переложить ответственность за свои поступки на другого человека. Этим человеком и оказался некто Мишель, который строил из себя великого актера (а на самом деле в его фильмографии был только молчаливый пятисекундный эпизод в «Ребенке Розмари» да небольшая фильмография в гей-порно). Сейчас же секта базируется на Гавайях, и надо отдать должное Аллену — он не испугался и полетел туда разговаривать с Мишелем, попутно снимая эти диалоги на скрытую камеру. Радует, что большинство людей вышло из секты, но пугает, что не меньшее количество слабых людей примкнуло к культу на Гавайях.
«Фантастическая ложь»/«Fantastic Lies»
Фильм, в котором выясняется, что не каждое #янебоюсьсказать на самом деле правда
Хроника многолетней тяжбы. Университет Дьюк — один из самых уважаемых в стране. Их команда по лакроссу — отдельная гордость. Само собой, ее игрокам многое спускалось с рук. Но в 2006 году произошло страшное: стриптизерша обвинила трех членов команды в изнасиловании на одной из студенческих вечеринок. Никто из членов команды не выдавал насильников, был длительный судебный процесс, который нанес неисправимый репутационный урон как университету, так и его работникам, не говоря уже о студентах. Только вот спустя годы после этого процесса выяснилось, что это были ложные обвинения. К сожалению, уже не исправить ни репутацию одного из лучших студенческих тренеров, ни разрушенные карьеры игроков. Во время съемок фильма режиссер Марина Зенович столкнулась с проблемой: один из игроков не хотел это обсуждать, но при этом считал, что его точка зрения должна быть озвучена его мамой. Это сподвигло Зенович перестроить структуру фильма: практически 90% участвующих в фильме людей — родители ложно обвиненных игроков.
«Щекотка»/«Tickled»
Фильм, который навсегда изменит ваше отношение к одной незначительной мелочи
Новозеландский репортер Дэвид Фэрриер случайно натыкается в ютьюбе на видео, которое описано как «соревнования по терпежу щекотки». Решив углубиться в тему, он понимает, что это странное мероприятие имеет много сторонников и даже большого спонсора. В процессе расследования он внезапно сталкивается с могучим синдикатом, который грозит ему и судами, и смертью. Совершенно бредовая тема превращается по ходу действия в полноценный триллер, в котором мы за Дэвида переживаем ничуть не меньше, чем он переживает за свою жизнь. Отсутствие какого бы то ни было постскриптума с наказанием виновных портит фильм, но это будет один из самых напряженных полуторачасовых сеансов в вашей истории просмотров документальных фильмов.