«Одиссея»: противоречивый байопик капитана Кусто

5 декабря 2016 в 17:50
Станислав Зельвенский посмотрел в прокате французский фильм о жизни океанолога Жак-Ива Кусто — не документальный, а игровой, звездный и не такой уж комплиментарный.

В конце 1940-х офицер французского ВМФ и изобретатель акваланга Жак-Ив Кусто (Ламбер Вильсон) живет на средиземноморской вилле с женой Симоной (Одри Тоту) и двумя маленькими сыновьями, время от времени занимаясь с друзьями подводными съемками. Все выглядит идиллически, но однажды он уходит в отставку, продает драгоценности жены, переделывает минный тральщик «Калипсо» в судно для океанографических исследований и становится самым популярным моряком на свете.

Русский трейлер «Одиссеи»

«Одиссея» на первый взгляд может показаться парадным портретом великого человека, но это только на первый. Причем, судя по всему, изначально — еще в прошлом десятилетии — Жером Салль (автор нескольких триллеров, в том числе популярного «Неуловимого») намеревался снимать как раз традиционную размашистую биографию. В какой-то момент было объявлено, что Кусто сыграет Эдриен Броди — и фильм будет на английском. Потом его сменил Ромен Дюрис (мягко говоря, менее очевидное кастинговое решение). Молодого Кусто должен был играть Пьер Нине. Наконец, Салль вырезал из сценария всю молодость героя и уже спокойно утвердил Ламбера Вильсона, которому хорошо за 50. А модный Нине был переброшен на роль Филиппа, младшего сына Кусто, который в новой конфигурации стал не менее значительной фигурой, чем сам капитан.

Ожидаемые мажорные ноты (с подобающе красивым саундтреком Александра Деспла) тоже, конечно, есть: залитый южным солнцем, полный оптимизма первый акт, отрезвляющее, но величественное путешествие в Антарктику ближе к концу. Эффектные подводные съемки, танцы человека с акулами и китом, всякие рыбки и котики.

Но котиков, как выясняется, Кусто мучил — как, впрочем, и всех остальных окружающих. Жена, которая начинала как «четвертый мушкетер» и внесла более чем существенный вклад в предприятия супруга, со временем оказалась никому не нужна и фактически стала затворницей на «Калипсо», пока Кусто менял молодых любовниц. С обоими сыновьями герой был в крайне натянутых отношениях. Особенно с Филиппом, который в «Одиссее» — самый привлекательный персонаж и который, если верить фильму, сыграл решающую роль в том, что Кусто из партнера нефтедобывающих компаний и покорителя морских глубин превратился в их защитника, одного из основателей современного экологического движения. Капитан Кусто показан болтливым, тщеславным, одержимым, черствым и даже жестоким человеком, который вместо того, чтобы похоронить собственного отца, идет получать очередную премию.

И в то же время — и в этом главное достоинство картины — все не так однозначно: задача развенчать во что бы то ни стало одну из самых мифологизированных персон XX века перед Саллем, очевидно, тоже не стояла. Он лишь хочет сказать, что Кусто — сложный человек, заслуживающий сложного фильма. И в первую очередь благодаря очень харизматичной игре Вильсона герой до конца остается интересным, несмотря на то что нас почти не пускают внутрь — мы в основном видим Кусто со стороны, глазами его соратников, его поклонников, его разочарованных родственников, и это, как уже было сказано, далеко не благостная картина.

При этом в шаге от того, чтобы зритель задал вопрос, зачем он вообще смотрит кино про это мерзавца, «Одиссея» всякий раз тормозит. И Кусто в конечном счете оказывается фигурой трагической — титаном, который, вглядываясь в воду, перестал замечать то, что происходит на поверхности. Если ему удается искупить свою вину перед природой, то перед близкими уже нет. Где-то Салль при этом становится слишком дидактичным или сентиментальным, и, конечно, гений Уэса Андерсона нашел несравненно более оригинальный взгляд на этот материал. Тем не менее, «Одиссея», — сильный и небанальный фильм, отыскавший внятную драму там, где могли быть веселые приключения чудака в красной шапочке.