В 1926 году выпускник Хогвартса Ньют Скамандер (Эдди Редмейн), специалист по волшебным животным, приплывает в Нью-Йорк по своим зоологическим делам; в его чудо-чемодане крякает, пищит и рычит целый зверинец. Первое, что он видит, — митинг, на котором зловещая сектантка (Саманта Мортон) требует разоблачить ведьм и колдунов и устроить «второй Салем». Забитый и плохо подстриженный приемный сын сектантки (Эзра Миллер) тайно общается с шишкой из местного Министерства магии (Колин Фаррелл): они ищут какого-то ребенка. Тем временем Скамандер ищет по всему Нью-Йорку собственных разбежавшихся (в основном, естественно, по магазинам) зверей. Помогают ему бывший мракоборец, одинокая женщина Гольдштейн (Кэтрин Уотерстон), ее развязная сестрица-телепат (Элисон Судол) и случайно оказавшийся на пути рабочий консервного завода (Дэн Фоглер), хороший человек, но магл.
Маглов теперь нужно называть «не-маги» — именно так принято в Америке. Джоан Роулинг вышла на новый, международный уровень, и Британские острова перестали быть центром вселенной, полем главной битвы добра со злом. Точнее, еще не стали: до событий поттерианы еще 70 лет. Здесь героя, робко замечающего, что лучшая школа для юных волшебников — это Хогвартс, поднимают на смех. И персонаж Редмейна с его чубчиком, бабочкой и смешной походкой — «я не пью кофе, я пью чай, дорогуша» — выглядит перманентно потерянным; то, что он был любимым учеником Дамблдора, ни на кого впечатления пока не производит. В Америке волшебными вопросами заправляет Магический конгресс (загадочное слово «МАКУСА», мелькающее в русском переводе, — всего лишь соответствующая аббревиатура), и если маглы, то есть не-маги, уныло живут с президентом Кулиджем, то в параллельной реальности президент — красивая смуглая женщина по имени Серафина.
Тут стоит заметить, что в «Тварях», как, в общем-то, и в «Поттере», взаимоотношения между людьми и волшебниками — центральная тема, в том числе и сюжетная, как выяснится. И хотя идея, несомненно, в том, что зритель должен получить урок толерантности, роулинговские социальные метафоры становятся все запутаннее. Уже совсем непонятно, кто хуже: элитисты-волшебники с их высокомерным, в лучшем случае, отношением к грязнокровкам, или люди, которые здесь пытаются устроить охоту на ведьм в самом старинном смысле этого выражения.
Первые — очевидное меньшинство, «другие», но физически страдают от этого соседства исключительно вторые: ситуация, которую трудно наложить на реальный современный мир. В «Поттере», где почти все действие происходит в среде волшебников (за исключением прологов у Дурслей, которые скорее зануды, чем шовинисты), эта проблема не бросалась в глаза, но в «Тварях» все происходит в обычном Нью-Йорке, и обычным людям отведено куда больше пространства. С одной стороны — похожий на оберштурмбанфюрера Колин Фаррелл, с другой — жлоб-сенатор (довольно нескладная линия) и сектанты. Впору пригорюниться. А ведь есть еще собственно фантастические твари — следующий фронт нетерпимости: их не любят и боятся вообще все, кроме Ньюта Скамандера.
Твари между тем оказываются вполне симпатичными — от вороватого утконоса до всяких гигантских штуковин, — и им выделено разумное количество экранного времени: разумеется, это не экранизация одноименного «учебника», придуманного Роулинг для благотворительной организации. Очертания большого сюжета, который растянется на пять фильмов и который англичанка, впервые ставшая сценаристом, будет сочинять, видимо, в реальном времени, пока не слишком ясны: первая серия — скорее введение в новый мир и, например, главный злодей появляется на полминуты. Но уже ясно, что Роулинг и Дэвид Йейтс, поставивший четыре последних «Поттера», один мрачнее другого, миндальничать по-прежнему не намерены: одна из линий — натурально фильм «Кэрри».
Здесь есть очевидные драматургические несовершенства — перегруженный сюжет то и дело расползается по швам, и его штопают на ходу. В некоторые моменты «Твари» начинают зачем-то походить на очередной марвеловский блокбастер про разрушение Нью-Йорка. И Ньют Скамандер пока — куда более легковесный, случайный персонаж, чем Гарри: одно дело — вырасти со шрамом на лбу, и совсем другое — проходить мимо. Но это энергичное, изобретательное, бесконечно зрелищное и местами даже трогательное кино. Плюс живописный материал — Америка времен «Подпольной империи», — которому очень идет роулинговская магия: волшебный спикизи-бар, волшебная квартира незамужних девушек и даже волшебный электрический стул. В конце концов, сколько можно было делать вид, что Роулинг — это для детей.