Темы
Дарденны всю свою творческую жизнь черпали вдохновение в родном индустриальном городе Серен — маленьком бельгийском Детройте, где большинство населения работает на фабриках. Начав карьеру в 1970-х с документальных фильмов, Дарденны прославились в 1990-е (в 1996-м вышел их фильм «Обещание» об отце и сыне, укрывающих нелегалов) и с тех пор снимали по фильму с перерывом ровно в три года. Это были драмы о рабочем классе («Розетта»), эмигрантской судьбе («Молчание Лорны») или родительско-сыновьих отношениях («Дитя», «Сын», «Мальчик с велосипедом»). В нынешнее десятилетие темпы выпуска картин братьев Дарденн несколько ускорились. Через два года после создания фильма «Два дня, одна ночь» (снова о работнице, но теперь уже в депрессии) выходит «Неизвестная» о страшной силе индивидуальной безответственности и круговой поруки (по сюжету молодой врач не помогла еще более молодой нелегалке, чем обрекла ту на смерть).
«Розетта», 1999
«Обещание», 1996
«Молчание Лорны», 2008
«Неизвестная», 2016
На первый взгляд, сюжеты Дарденнов — о нелегкой судьбе европейцев, либо вовлеченных в криминальные дела, либо лишившихся работы и отброшенных на обочину жизни. На самом же деле, в каждом фильме человек борется не столько за свое существование (хотя и это тоже), столько за право вообще называться человеком. Так, в «Обещании» еще школьник Игор на второй же минуте фильма крадет кошелек у пенсионерки, затем помогает отцу покрывать его нелегальный бизнес и даже становится молчаливым свидетелем убийства одного из рабочих. Но постепенно другим человеком, честным и бесстрашным, его делает обещание, данное умирающему нелегалу, — заботиться о его семье. В «Молчании Лорны» героиня вовлечена в индустрию фиктивных браков и получения бельгийского гражданства, но все равно по-человечески переживает из-за смерти своего липового мужа. Так, в фильмах Дарденнов ожесточенные от тяжелой жизни герои вспоминают, что такое совесть, доброта, сострадание. А сила духа побеждает бездушность в ситуациях, когда уже ничего, кажется, не может помочь.
Методы
До «Молчания Лорны» Дарденны снимали только на пленку 16 мм. Все их фильмы с самого начала и до сих пор снимает один оператор — Ален Маркоэн, и делает это неизменной ручной камерой. Живая, или, как ее любят называть, «трясущаяся», камера — раз и навсегда стала отличительным знаком режиссуры бельгийских режиссеров еще до того, как это стало мейнстримом. Что означает эта дрожащая съемка? Прежде всего, конечно, беспокойство героев, их мятущиеся души. Розетта, спотыкаясь, несется по лесу, продираясь сквозь проволочную изгородь и кустарники. Зрители в тревоге едва поспевают за ней.
Обилие движения в кадре — тоже отличительный прием Дарденнов. Герои постоянно куда-то спешат, пересаживаясь с автомобиля на мопед, с автобуса на велосипед, ими маниакально движет, наверное, желание убежать от реальности, от той страшной жизни, которую они ведут; порой от себя. Ходьбы и перемещений в фильмах бельгийцев значительно больше, чем диалогов, которые порой обрывисты и заставляют зрителей вслушиваться, всматриваться в происходящее.
Дарденнам свойственны длинные планы, которые, по их собственному признанию, очень трудно снять без изнурительных репетиций. Они очень долго проговаривают с актерами нужный кадр, пытаясь заставить тех не сыграть, но прожить ситуацию. Так для фильма «Два дня, одна ночь» сцена, когда героиня Марион Котийар падает в спальне, снималась 81 раз! По словам режиссеров, им необходимо было добиться нужного ритма.
Сценарий
Дарденны любят упоминать, что они самоучки, выросшие на книгах по кино. Нельзя не заметить, как детально всегда прорисована история в фильмах бельгийских братьев. Не используй они жестких артхаусных приемов создания фильмов, эти сюжеты могли бы стать голливудскими. Несчастный ребенок на велосипеде, усыновленный небогатой парикмахершей. Отчаявшаяся в поисках работы Розетта, пекущая вафли. Отец-манипулятор, заставляющий своего сына лгать и работать на него. Что может быть мелодраматичнее? Такие фильмы мог бы снимать в сороковые годы прошлого века Лео МакКэри. Однако в XXI веке эти сюжеты звучат трагичнее, резче, антигуманнее.
Актеры
Дарденны зачастую используют непрофессиональных актеров, сочетая их с профессионалами. Взяв в свой фильм «Обещание» на главную роль 15-летнего Жереми Ренье, Дарденны с тех пор не расстаются с этим удивительно пластичным и многогранным артистом. Со времен того же «Обещания» почти в каждом фильме бельгийских братьев фигурирует непроницаемый очкарик Оливье Гурме, играя, как правило, негодяев. Самим Дарденнам кажется, что Гурме очень закрытый человек сам по себе, «непрозрачная личность». Комментируя же свою работу со звездами, они говорят, что с Сесиль Де Франс было очень комфортно работать над фильмом «Мальчик с велосипедом». И этот факт сыграл немаловажную роль в выборе Марион Котийяр для следующего фильма. Режиссеры уверяют, что Котийяр — гениальная актриса, которая разрешила делать с собой практически все, вначале похудев для роли на пару-тройку килограммов, а затем по просьбе Дарденнов вновь набрав вес. Фабрицио Ронджоне — еще один постоянный актер Дарденнов, который кочует из фильма в фильм, играя то положительных, то отрицательных героев. В «Неизвестной» у него эпизодическая роль врача, под крыло которого должна перейти главная героиня.
Музыка
В фильмах Дарденнов, как правило, нет саундтрека. И это позиция. Но музыка, тем не менее, в их картинах присутствует в естественном режиме. В «Обещании» Игор с отцом поют в караоке «Siffler sur la colline» Джо Дассена с характерным припевом «zai zai zai zai», а затем слушают музыку в баре с проститутками. В «Молчании Лорны» Лорна постоянно слушает мелодичный рок, доносящийся из комнаты ее фиктивного мужа Клоди, и однажды даже просит сделать потише. Впервые же музыка за кадром звучит в «Мальчике на велосипеде», и это становится целым событием для зрителей, следящих за творчеством бельгийских братьев. В фильме небольшими фрагментами играет Пятый фортепианный концерт Бетховена (Дарденны говорят, что Бетховен — один из их любимых композиторов).
Документальные фильмы
О ранних документальных фильмах Дарденнов широкому зрителю известно не очень много. Обычно они имеют длинные труднопроизносимые названия. Вот, например, 40-минутный фильм 1979 года «Lorsque le bateau de Léon M. descendit la Meuse pour la première fois». Этот ранний поэтический документальный фильм рассказывает о всеобщей забастовке 1960-х на реке Маас в промышленном районе Бельгии. При создании картины Дарденны сопоставляли архивные материалы о событиях и интервью с местными жителями, которые рассказывают о своих воспоминаниях о забастовке и действиях профсоюза и правительства. Или картина «Pour que la guerre sʼachève, les murs devaient sʼécrouler», снятая в 1980-м и являющаяся своеобразным продолжением предыдущего фильма о судьбоносной забастовке в Бельгии. Эта лента о том, как рабочие металлургического завода в Серене тайно выпускали газету в период между 1961 и 1969 годами. Это портрет не только рабочего движения, но и родного города Дарденнов с его индустриальными пейзажами.
Призы
«Розетта» открыла путь Дарденнам к большим призам и большой славе: на Каннском кинофестивале фильм получил «Золотую пальмовую ветвь». Через шесть лет та же участь ждала фильм «Дитя». «Мальчик с велосипедом» в 2011 году удостоился Гран-при Каннского фестиваля. В прошлом году Американская киноакадемия впервые в истории заметила Дарденнов и номинировала на «Оскар» Марион Котийар как лучшую актрису за фильм «Два дня, одна ночь». Кроме того, братья регулярно получают призы от бельгийской ассоциации кинокритиков, постоянно номинируются на французский «Сезар» (но еще ни разу не выиграли: пресловутые франко-бельгийские отношения!), четырежды были отмечены наградой Люмьер. А в 2011 году они получили приз Робера Брессона, особенно уместный, если судить по их творчеству, которое так напоминает работы французского классика.
Продюсерская деятельность
«Град камней», реж. Кен Лоуч
Дарденны обычно сами продюсируют свои фильмы, но также иногда они являются и сопродюсерами для других режиссеров. Например, в 2003 году они выступили в этой роли для фильма Юджина Грина «Живущий мир», своеобразной сказке для взрослых, в которой роль льва, например, играет собака. Позднее в двух фильмах Грина сыграл дарденновский актер Фабрицио Ронджоне. В 2012 году они спродюсировали известный фильм Жака Одиара «Ржавчина и кость», где заприметили Марион Котийяр для своего фильма. Дарденны не раз признавались в любви к остросоциальному британскому режиссеру Кену Лоучу, с творчеством которого их частенько сравнивают, и бывает, что не в пользу 80-летнего Лоуча. Дарденны поддержали в качестве продюсеров два новых фильма Лоуча — «Доля ангелов» и «Я, Дэниел Блэйк». Кроме того, братья приложили продюсерскую руку к паре фильмов к еще одного каннского любимчика — румынского фаворита Кристиана Мунджиу с его лентами «За холмами» и «Аттестат зрелости». А этим летом стало известно, что компания Les Films du Fleuve братьев Дарденн поддержит новый проект Андрея Звягинцева под рабочим названием «Нелюбовь». Это будет социальная драма о разводящихся родителях, у которых пропадает сын.
Планы на будущее
И, наконец, новость о том, что Дарденны собираются снять свой новый фильм о терроризме, была с радостью подхвачена различными информагентствами. Ну а как же: социальные режиссеры — и не выскажутся на тему ислама и ИГИЛ? Но не очень давно братья-режиссеры опровергли эту новость. Так что их планы на будущее пока находятся под покровом тайны.