«Абсолютная власть»: Дэниел Рэдклифф притворяется скинхедом

24 октября 2016 в 19:40
© Capella Film
Пока в рамках подготовки к «Фантастическим тварям» в кинотеатрах страны идет марафон фильмов о Гарри Поттере, в прокат выходит триллер «Абсолютная власть», где Дэниел Рэдклифф внедряется в ряды неонацистов.

Нейт (Дэниел Рэдклифф) — забитый очкарик, который работает в вашингтонском ФБР и, поскольку знает арабский, занимается исламистами — главным образом за компьютером. Коллеги его обижают, и одинокие вечера он проводит за чтением Томаса Гарди. Но однажды где-то в штате обнаруживаются следы цезия, который может быть использован для создания «грязной бомбы», и агент из соседнего отдела (Тони Коллетт) предлагает ему внедриться в ряды неонацистов: по косвенным признакам, здесь могут быть (а могут и не быть) замешаны именно они. Нейт бреет голову, покупает бомбер и заказывает в библиотеке «Mein Kampf». Среди подозреваемых, с которыми ему нужно подружиться, — скинхед-переросток (Павел Шайда), лидер военизированного «арийского братства» (Крис Салливан), добропорядочный семьянин, который устраивает барбекю для ку-клукс-клана (Сэм Трэммел), и болтун, ведущий расистское шоу в интернете (Трейси Леттс).

«Абсолютная власть», полнометражный дебют Дэниела Рагуссиса, — вымышленная история, в какой-то мере основанная на реальных приключениях человека по имени Майкл Джерман. Джерман в 1990-е работал в ФБР, занимался внутренними террористическими угрозами — то есть как раз всяческими нацистами и милициями — и много времени провел под прикрытием. Но вскоре после 11 сентября он рассорился с начальством, хлопнул дверью и с тех пор рассказывает всем желающим — от конгресса до разнообразных ток-шоу, — как неэффективно работает бюро.

Соответственно, это одна из тем фильма: «Власть» начинается с того, что ФБР ловит какого-то несчастного горе-смертника из Сомали, которому их собственные коллеги перед этим вручили бомбу и убедили действовать. Но — и это другая тема фильма — потенциальные террористы действительно среди нас, только их очень трудно распознать, поскольку они и сами могут об этом не догадываться. Кто однажды решится совершить всамделишный теракт? Скинхед, который на улице бросается на чернокожего, обнимающего блондинку? Шуты в колпаках, жгущие костры и подчиняющиеся «драконам»? Толстячки с зарегистрированными автоматами (с которыми они, впрочем, не очень умеют обращаться), озабоченные поисками подходящей лужайки для празднования дня рождения Гитлера?

Это, безусловно, печальный и тревожный материал, но и с большим юмористическим потенциалом — который фильм вовсю использует, порой сознательно, порой нет (а порой непонятно, насколько сознательно). Первый драматический момент формата «он никогда не был так близок к провалу» случается, когда скины при знакомстве замечают, что на герое «еврейские» джинсы Leviʼs. Первая настоящая паника охватывает Нейта, когда он понимает, что красноречивая татуировка на бицепсе — это навсегда. Придя в гости, он обнаруживает, что хозяйка испекла капкейки со свастиками.

В целом «Власть» движется по стандартной схеме триллера про агента под прикрытием — хотя конкретно об этой субкультуре их не так много, из больших фильмов с ходу вспоминается разве что «Преданный» Коста-Гавраса. Но расклад известен: среди противников есть неплохой юнец, пошедший по дурной дорожке, есть человек, все время подозревающий героя, есть культурный дяденька, с которым можно поговорить о Брамсе, и так далее. Дальше два варианта: либо герой интересно лавирует между смертельными опасностями, либо он настолько входит в роль, что начинает терять ориентиры. Здесь есть робкие движения в обе стороны, но не более того. Рэдклифф изо всех сил старается сделать Нейта сложной мятущейся личностью — и, технически говоря, играет замечательно, — но этот персонаж, конечно, бесконечно далек от того, чтобы вдруг начать зиговать перед зеркалом.

Что касается опасностей, то их не хватает катастрофически: враги героя — кучка недоумков, которые вдобавок друг друга терпеть не могут, поскольку одних интересует ZOG, других Библия, третьих подвижные игры на природе, а четвертые просто надеются подзаработать. В фильме есть пара напряженных моментов — но куда меньше, чем требует жанр; особенно разочаровывает финал. И есть пара интересных лиц — в первую очередь, фашиствующий диджей в по обыкновению тонком исполнении Леттса, — но куда больше ходячих карикатур. Причем по обе стороны баррикад: вечно жующая жвачку Тони Коллетт — образ примерно такой же глубины, как нацистские капкейки. В конечном итоге, довольно трудно всерьез проникнуться борьбой таких фэбээровцев с такими десертами.