Бывший военный следователь, а ныне бродяга Джек Ричер (Том Круз) заводит телефонный роман с настоящим военным следователем, майором Тернер (Коби Смалдерс), и однажды приезжает в Вашингтон, чтобы наконец сводить ее на ужин. Выглядит майор, естественно, хорошо, но уже несколько дней сидит в изоляторе по мутному обвинению в шпионаже. Вскоре туда же пытаются посадить и самого Ричера. Вдобавок выясняется, что некая то ли проститутка, то ли официантка требует от героя алиментов в пользу их якобы общей 15-летней дочери (Даника Ярош).
Джек Ричер — борец за правду без определенного места жительства — создание британского, как ни странно, автора Ли Чайлда, который вот уже 20 лет пишет про него по роману в год (21-й выйдет через пару недель). Четыре года назад по одной из этих книг Кристофер МакКуорри снял превосходный, хотя и сдержанно встреченный, палп-нуар — с довольно интригующим детективным сюжетом, свирепыми драками, нигилистским юмором и незабываемым выходом Вернера Херцога в роли Зэка. После этого Круз перебросил МакКуорри на «Миссию невыполнима», а режиссером второго «Ричера» стал ветеран Эдвард Цвик, когда-то снявший артиста в «Последнем самурае».
То, что сиквел вслед за книгой называется «Никогда не возвращайся», — наживка для ленивых рецензентов, поэтому мы ее проигнорируем. Но все, что было хорошего в первой части, во второй действительно отсутствует напрочь. Загадки нет: сюжет вокруг коррумпированных военных подрядчиков и пропавшего в Афганистане оружия насколько ходульный, настолько и унылый. Интересных персонажей нет: вместо Роберта Дювалла, Ричарда Дженкинса и Розамунд Пайк (не говоря уж про Херцога) — какие-то стертые телевизионные лица. Главный злодей запоминается только элегантными ботинками и перчатками. Потенциальная дочка Ричера, которую мы должны постепенно полюбить, мягко говоря, не достигает этой цели. Коби Смалдерс, актриса из сериала «Как я встретил вашу маму», так активно символизирует современную сильную женщину, что забывает делать что-нибудь еще. Отношениям двух майоров, которые никак не вступят в решающую фазу, посвящено много времени, но никакой динамики там нет, и смотреть на это скорее смешно, чем поучительно; в том месте, где напрашивается эротическая сцена, полураздетые герои по очереди отправляются в душ.
Тут можно было бы усмотреть какой-то новаторский подход к жанру, если бы по всем остальным статьям «Ричер-2» не был такой неизобретательной, в плохом смысле старомодной поделкой. Больше всего, пожалуй, это похоже на поточный боевик начала 90-х — и непонятно только, почему в главной роли Том Круз, а не Майкл Дудикофф, допустим. В первой серии Ричер был представлен как сперва блестящий следователь и только потом мастер рукопашного боя, непревзойденный снайпер и все такое прочее. Здесь его аналитические и детективные способности не проявляются вовсе: герой не способен даже найти в маленьком Новом Орлеане свидетеля, располагая его данными и фотографией, так что единственное, что ему остается, — это ломать окружающим руки и ноги. И даже это было бы неплохо, умей Цвик как следует снимать такого рода экшен, но поскольку он этого очевидно не умеет, звездой фильма становится фонограмма, состоящая из разнообразных аранжировок звука «хрусть».
Едва ли не впервые за долгую карьеру Круз оказался не на своем месте: на многочисленных крупных планах видно, как он пытается сделать глаза уставшего от жизни, разочарованного человека и как плохо, неубедительно у него это выходит — они получаются пустыми. В первом фильме этот предполагаемый цинизм хотя бы отыгрывался сценарием — в сиквеле же Ричер, окруженный женщинами, должен по ходу дела как-то смягчаться, но актер так боится включить свое обычное обаяние, что в ключевые моменты выглядит просто растерянным. И все это, конечно, тревожно: Круз, может быть, уже и стар для рок-н-ролла, но ему рановато вступать в клуб актеров, которые снимаются только для того, чтобы продемонстрировать свою прекрасную физическую форму.