«Великолепная семерка» Антуана Фукуа: старая история с новыми лицами

23 сентября 2016 в 14:56
Станислав Зельвенский — про новую «Великолепную семерку» с интересным кастингом и диалогами автора «Настоящего детектива».

Городок на Диком Западе, оказавшийся возле золотого прииска, хочет забрать себе отвратительный капиталист (Питер Сарсгаард): его головорезы сжигают церковь, убивают несколько человек, а остальным дают три недели на сборы. Решительная молодая вдова (Хейли Беннетт) нанимает для защиты благородного охотника за головами (Дензел Вашингтон) — у которого, впрочем, свои счеты с капиталистом, — а тот собирает еще шестерых самоубийц. Это разбитной ирландец (Крис Пратт), мексиканский авантюрист (Мануэль Гарсия-Рульфо), легендарный стрелок-конфедерат (Итан Хоук), азиат со связкой ножей (Ли Бен Хон), индеец с луком (Мартин Сенсмейер) и набожный толстяк с топориком (Винсент ДʼОнофрио).

Резонно рассудив, что в такой истории ничего особенно не прибавишь и не убавишь, авторы новой «Семерки» не стали ломать голову над сюжетом: отличия от оригинала в этом смысле носят косметический и очень понятный характер. Мексиканскую деревню и мексиканских бандитов, когда-то подменивших средневековую Японию и самураев, превратили во внутриамериканский спор хозяйствующих субъектов, ввели боевую девушку с декольте, лидеру семерки дали дополнительную мотивацию помимо желания быть хорошим. А так все примерно по-прежнему — и даже могил в финале ровно столько же.

Основные нововведения касаются цвета кожи и разреза глаз: сейчас не 1960 год, чтобы добро представляли семеро белых мужчин. Кастинг, впрочем, совершенно не выглядит натянутой данью политкорректности — нынешний расклад и веселее, и, вероятно, реалистичнее (и мексиканца, например, играет мексиканец, а не бруклинский еврей). Расовая принадлежность героя Дензела Вашингтона в самом фильме вообще ни разу не комментируется, что по-своему очень изящно; на этой теме уже оттоптался Тарантино. Конечно, кореец тут все-таки для экзотики, но на Ли Бен Хона посмотреть всегда приятно; к тому же у него опыт вестернов («Хороший, плохой, долбанутый») странным образом побольше, чем у остальных звезд фильма.

В остальном никаким ревизионизмом тут не пахнет: это честный вестерн из XXI века, сделанный без единой оригинальной мысли (да и вообще мысли), но с размахом и качеством, подобающими современному студийному блокбастеру. Антуан Фукуа («Тренировочный день», «Падение Олимпа», «Великий уравнитель») — не выдающийся, но абсолютно компетентный экшен-режиссер — хорошо снимает перестрелки и сносно — паузы между ними. Необходимость втиснуться в рейтинг PG-13 явно мешает ему как следует расправить плечи, но совсем игрушечным насилие в фильме не выглядит. А характер стилизации — двери в салун распахиваются, камера показывает вошедшего на уровне таза, где висит кольт, головы поворачиваются, руки медленно тянутся к оружию и так далее — сразу обозначен с таким простодушием, что возразить особо нечего.

Сценарий Ника Пиццолатто, придумавшего «Настоящий детектив», не отдает предпочтения никому из многочисленных героев, так что все они в итоге оказываются слегка недописанными. У каждого, впрочем, есть своя нота: Вашингтон символизирует добродетель с кулаками, Пратт пьет, Хоук потеет, Гарсия-Рульфо ухмыляется, Сенсмейер и Ли соревнуются в покер-фейсе, ДʼОнофрио пыхтит и поминает всуе Господа (в этом персонаже есть что-то откровенно маниакальное). И все это складывается в мелодию, которая, конечно, уступает легендарной теме Элмера Бернстайна, но вполне может скрасить пару часов прогуливающим школу на дневном сеансе.