Что случилось
Среди номинантов на награды киноакадемии нет не только Аарона Соркина и Ридли Скотта. В списке также нет ни одного небелого человека. За выходные по этому поводу высказалось множество изданий и представителей киноиндустрии. Поток плохих шуток, важных мыслей и в разной степени полезных комментариев по этой теме можно найти по тегу #OscarsSoWhite, который был актуален и в прошлом году, — это не новая проблема для «Оскара». Крис Рок, который в этом году будет вести церемонию, шарит промовидео в твиттере с издевательскими подписями про «белый тотализатор»; Джада Пинкетт Смит (в этом году она сыграла мощную роль второго плана во второй серии «Супер Майка»), обиженная за своего мужа Уилла Смита (не номинированного за одну из самых серьезных ролей в его карьере за последние годы), предлагает вообще бойкотировать «Оскар». Спайк Ли ее поддержал, написав в инстаграме о том, что очень уважает некоторых причастных к церемонии, но на событие не пойдет: «Слишком много лет после объявления списка номинантов в моем офисе разрывается телефон, по которому журналисты звонят узнать мое мнение об отстутствии чернокожих коллег в этом списке». В прошлом году именно он сказал на церемонии одну из самых известных фраз на эту тему: «В Америке чернокожему человеку проще стать президентом, чем главой киностудии».
Кого не номинировали
Почему все так сложилось, что думают участники событий и почему главный союзник оскорбленных — президент самой Киноакадемии
Уилл Пэкер (продюсер, «Голос улиц», единственная номинация досталась двум белокожим сценаристам): «Те, кому я действительно хотел бы поаплодировать — несколько других актеров, режиссеров и продюсеров, которые были на пике в этом году. Идрис Элба, Майкл Б.Джордан, Уилл Смит, Джон Бойега, Гугу Мбата-Роу, Тесса Томпсон, Одра МакДональд, Адеперо Одуйе, Сэмюэль Л.Джексон, О'Ши Джексон-мл., Джейсон Митчелл, Кори Хокинс, Ф.Гэри Грэй и Райан Куглер (и это не полный список). Да, они заставляли нас смеяться. Да, они заставляли нас плакать. Да, они злили нас. Да, благодаря им мы о многом задумались. Да, они все черные. Нет, ни один из них не удостоился номинации на главную награду киноиндустрии. (...)
Всем, кто злится и пишет #OscarsSoWhite, — поверьте мне, я вас понимаю. Те из нас, кто трудится в этой индустрии, чтобы делать вещи лучше, особенно чувствительны к системным предрассудкам, которые часто можно встретить в отношении определенной группы людей или определенного типа фильмов. Я скажу одно: голосование академиков лишь часть этой большой проблемы. (...) Нам нужно больше контента, спродюсированного, написанного, поставленного и сыгранного чернокожими людьми, — нужно, чтобы больше таких проектов получали зеленый свет и доходили до реализации. И мы должны уже сейчас начать двигаться в этом направлении, чтобы что-то попало в производство и вышло хотя бы в 2019 году. (...)
Моим коллегам по Академии: мы должны стараться больше. Точка. Причина, по которой весь мир на нас смотрит как на полных идиотов, проста: в 2016 году делать вид, что все лучшее за год в кино было сделано белыми людьми, — это позор. Я повторю — позор. Это несправедливо по отношению к цветным людям, которые вложили все свои силы, чтобы произвести по-настоящему мощные фильмы. Это также несправедливо по отношению ко всем белым актерам, сценаристам, продюсерам и режиссерам, выложившимся ради того, чтобы создать главные фильмы в своих карьерах, так как теперь награды, которые они получили, будут дискредитированы сомнительным поведением Академии в процессе отбора фильмов.
Мои отдельные аплодисменты — президенту Академии Шерил Бун Айзекс за ее недавние попытки привнести расовое разнообразие».
Текст приведен с сокращениями, прочесть его целиком можно по ссылке
Шерил Бун Айзекс, (первый чернокожий) президент Американской киноакадемии: «Разумеется, я разочарована таким результатом голосования, хоть и не хочу принизить этим мнением замечательные фильмы, которые получили номинации. Это был прекрасный год в кино. Все действительно определяет комиссия, и никогда не знаешь, каким получится итоговый список, пока не увидишь его на листе бумаги. Но нам (Академии. — Прим. ред.) нужно предпринимать более серьезные усилия в этом направлении. Полный текст
Спайк Ли (в этом году выпустил фильм «Чирак», не получивший ни одной номинации, в прошлом году — получил почетный «Оскар» за заслуги): «Знаете, что изменилось в Академии с тех пор (как не получил режиссерской номинации ставший классикой фильм «Делай как надо!» про черные кварталы, снятый черным режиссером. — Прим. ред.)? Она, Шерил Бун Айзекс. Она пришла на эту должность с миссией сократить разрыв между белокожими и чернокожими номинантами, и не секрет, что она о своей цели академикам объявила. Полный текст
Тим Грей в Variety подробнее рассказывает о том, что именно собиралась сделать Шерил Бун Айзекс (а также о том, насколько это старый разговор для Голливуда): «Кто-то может решить, что такое положение дел отражает системное предубеждение против меньшинств и женщин среди членов Academy of Motion Picture Arts & Sciences, но эта проблема рождается в офисах крупных студий и агентств. В этом году вышло 305 фильмов, подходящих по условиям для номинации. Если бы распределение работ в Голливуде отражало статистику американского населения, то среди них было бы больше 150 фильмов, поставленных женщинами, 45 — чернокожими, 50 — латиносами и по дюжине фильмов, за которыми стоят азиатские американцы, представители ЛГБТ, люди с ограниченными способностями и все те, кто является частью других меньшинств. Разумеется, в реальности таких людей среди режиссеров гораздо меньше.
(...) С точки зрения оптимистов — перемены уже начали происходить. В ноябре президент Киноакадемии Шерил Бун Айзекс анонсировала А2020, пятилетний план, согласно которому студии и Академия будут вместе работать над общими программами ради одной цели: нанимать, поощрять и воспитывать больше профессионалов разной расовой принадлежности. С точки зрения пессимистов, пять лет — это слишком долго. Но суровая реальность — в том, что киноиндустрия работает в темпе ледникового периода: актеров, сценаристов и режиссеров букируют за несколько лет до того, как их фильмы выходят в прокат. Так что даже если студии и агентства говорят, что хотели бы немедленно изменить ситуацию на рынке, могут ли они это действительно сделать — вопрос. Никаких серьезных перемен в этом направлении не наблюдалось на прошлой церемонии, не видно их и в этом году». Полный текст