Netflix в России: все, что нужно знать

15 января 2016 в 16:38
В начале января американский интернет-кинотеатр Netflix пришел в Россию и еще 130 стран. «Афиша» рассказывает, почему это важно, зачем это нужно и как этим пользоваться.

Что такое Netflix

Глава компании Netflix Рид Хастингс

Netflix прежде всего потоковый видеосервис с десятками тысяч фильмов, сериалов и телепередач, но так было не всегда. Нынешний глава компании Рид Хастингс основал ее вместе с Марком Рэндолфом в 1997 году, чтобы рассылать по почте DVD с фильмами. Сайт для заказов открылся в 1998-м, спустя два года клиентам запретили брать диски поштучно и оставили только ежемесячную подписку — основу бизнеса компании и, как считают оптимисты, чуть ли не всей современной жизни. Интернет-видеотека появилась в 2007 году. На тот момент у Netflix было около 7 млн подписчиков в США, сейчас — около 70 млн по всему миру, а после недавнего запуска в 130 странах будет еще больше.

Зачем это нужно

В последние 20 лет американское телевидение расцвело и породило сотни замечательных сериалов, симфонические спортивные трансляции, остроумные вечерние шоу — наступила новая золотая эра. При этом тамошние зрители недовольны: с 2010 года средний счет за кабельное вырос на 39% и достиг $100, а телекоммуникационные компании неизменно лидируют в рейтингах потребительской фрустрации. Американцы медленно отказываются от ТВ, это явление даже назвали cord cutting («обрезание провода»). Netflix предлагает удобную альтернативу в 12 раз дешевле. Сервис работает практически на всех смарт-устройствах с подобающим экраном и дает огромный каталог с рекомендациями. Единственное — если новинки многих киностудий появляются в Netflix быстрее, чем везде, то сериалы со стороны порой приходится ждать больше года. Впрочем, по плану раз в две недели здесь будут выходить их собственные шоу, так что не соскучишься.

Как Netflix преуспел

Видеотека Netflix открылась примерно в одно время с основными конкурентами на американском рынке, Amazon Prime и Hulu, но главным кинотеатром в интернете считается именно она. Компании помогла наработанная абонентская база, налаженные связи в киноиндустрии и собственные шоу и кино. За последние годы Amazon, предположительно, догнал Netflix по числу подписчиков, но не по размеру каталога фильмов и сериалов: по оценкам аналитиков, в сервисе Джеффа Безоса где-то в 2–3 раза меньше контента, а у других конкурентов еще меньше. Впрочем, эти сравнения годятся только для США.

Чем отличается контент в разных странах

«Лучше звоните Солу»

Американские зрители Netflix выбирают из самой большой библиотеки, а в других странах обходятся лишь малой частью. Студии заключают лицензионные сделки на годы вперед и зачастую для каждой территории отдельно. Из-за этого бывают забавные казусы: к примеру, россияне не могут посмотреть в Netflix его коронное шоу «Карточный домик». Впрочем, уже сейчас там есть драма «Лучше звоните Солу» с русской аудиодорожкой, хотя в нашей стране ее показывает «Амедиатека». В пресс-службе Netflix отказались назвать размер российского каталога, но уверили, что изо всех сил стараются преодолеть региональные различия.

Что есть (и чего нет) в русском Netflix уже сейчас

Первые зрители Netflix в России жалуются, что выбирать не из чего, а что есть, почти не переведено на русский язык хотя бы субтитрами. Кириллицы нет даже в меню. В пресс-службе компании на это ответили уклончиво: «Мы собираем отзывы и определяем пользовательские привычки, чтобы решить, на какие еще языки перевести интерфейс». Правда, пиарщики пообещали, что фильмов и сериалов с переводом все-таки будет больше. Сейчас можно посмотреть большинство собственных шоу Netflix («Джессика Джонс», «Несгибаемая Кимми Шмидт») и много других сериалов, но не из самых свежих, а также кое-какое количество полнометражных фильмов. Отсортировать видео по языку дорожки невозможно.

Сколько стоит подписка

Абоненты платят по одному из трех тарифов, каждый из которых открывает всю библиотеку сервиса. Основных отличий тоже три: цена, число устройств для одновременного просмотра и разрешение картинки. Базовый тариф за €8 (около 660 рублей по нынешнему курсу) позволяет смотреть на одном экране с изображением в SD, стандартный за €10 (830 р.) — на двух в HD, премиальный за €12 (1000 р.) — на четырех в HD или UHD, когда есть. Если живешь не в клубе упрямых киноманов, то сгодился бы и самый дешевый тариф, но видео с разрешением 480i теперь выглядит ужасно даже на смартфоне. Поблажек, как в магазине Steam с его ностальгическим курсом валют, не будет: пресс-служба Netflix сухо отрезала, что у компании плоская ценовая шкала во всех странах.

Что нужно сделать новичку: субтитры и качество видео

Бывший шеф-редактор Look At Me Антон Мухатаев, который подписался на Netflix еще тогда, когда для этого нужно было прикидываться американцем с помощью VPN, дал три совета начинающим зрителям. Во-первых, по умолчанию в настройках стоит произвольное качество картинки. Его нельзя изменить через интерфейс плеера — нужно зайти в настройки профиля и поставить удобное разрешение в разделе Playback Settings. Во-вторых, Netflix предоставляет довольно широкие настройки субтитров: шрифт, размер, фон и т.п. Они тоже меняются через профиль (Subtitle Appearance). В-третьих, следует как можно чаще выставлять оценки фильмам и сериалам, чтобы улучшить личные рекомендации и смотреть кино, а не рыскать по IMDb.

Что ждет Netflix в России

Знающие люди в России встретили Netflix с ухмылкой. К примеру, бывший гендиректор Amedia TV Виталий Студитских предсказал в фейсбуке, что сервис отвоюет не больше 10% рынка и самых фанатичных зрителей — тех, кому не нужны кириллические интерфейсы, русские дорожки и отечественные сериалы. Впрочем, российские конкуренты, которым, предположительно, останется 90%, едва ли расслабились после этих слов. Местные компании традиционно не любят называть точные цифры, но, по слухам, в основном балансируют на грани безубыточности. Переговоры о новых лицензиях неотвратимы, и вести их придется с пачками обесценивающихся рублей против $5 млрд, которые Netflix якобы потратит на контент в 2016 году.

Почему Netflix изменит индустрию и зрителей

Никто толком не понимает, что такое Netflix за пределами словарных определений. Год за годом эксперты предрекают крах, но компания держится, остается в плюсе, а еще полтора месяца назад цена ее акций была на пике. The New York Times недавно назвал Netflix «Amazon развлекательной индустрии» — имея в виду, что сервис медленно выдавит конкурентов и подомнет всю отрасль. Возможно, это правда: уже сейчас Netflix настолько большой, что его гравитация искривляет кинобизнес, телевидение и телекоммуникации. В США Netflix собирает 35% интернет-трафика. Аналитики из Sandvine прикинули, что в других странах компания может получить до пятой части всего потока за 18 месяцев. Из-за Netflix распадаются привычные цепочки распространения контента: размывается система релизных окон в кино, подрывается экономика маленьких каналов, где крутят повторы, и больших платных, где раньше первым делом показывали недавние новинки проката. Меняется и потребление: про binge-watching («запойный просмотр») заговорили, когда попались на автоматическое воспроизведение следующей серии в любимом сервисе. Также компания анализирует кадры и отслеживает уйму параметров при просмотре: последовательность фильмов или эпизодов, паузы, перемотки, после какой серии люди досматривают сезон до конца. Наконец, нанятые зрители тщательно каталогизируют всю библиотеку: в Netflix есть около 76 тыс. поджанров вроде spy action & adventure from the 1930s или understated suspenseful dramas starring Raymond Burr. Netflix, как когда-то коммунисты-революционеры, хочет завоевать весь мир — и изменить его до неузнаваемости. В отличие от последователей Маркса у новых красных это постепенно получается.