Кустурица, Вендерс, Малик, Озон, Кончаловский — Антон Долин открывает 73-й Венецианский кинофестиваль обзором грядущих премьер.

Год для кинематографа выдался, кажется, ударный. После сильного и разнообразного Каннского фестиваля, одного из самых мощных за последние годы, открывается Венецианский, на вид — не менее сенсационный. Заранее не по себе. Каннская вакханалия кончилась похмельной горечью: жюри под руководством автора «Безумного Макса» Джорджа Миллера оставило лучшие фильмы без наград. Не случится ли такого казуса здесь? Конечно, возглавивший жюри в Венеции Сэм Мендес — рафинированный британец, классик театральной режиссуры, специалист по Шекспиру и Чехову, но ведь и он последние годы посвятил постановке сразу двух картин о Джеймсе Бонде. Кто знает, какой фильм он теперь пожелает наградить.

Впрочем, откровенной коммерции, на первый взгляд, в Венеции не будет. Даже открывающий фестиваль мюзикл «Ла Ла Лэнд», новая картина музыкально одаренного Дэмиена Шазеля («Одержимость»), похож на изысканную стилизацию, а не эксплуатацию проверенных приемов. В фильме танцуют и поют Эмма Стоун и Райан Гослинг. Фестиваль вообще обещает быть откровенно звездным, но, опять же, его экспериментальную направленность это никак не скомпрометирует. Например, Эми Адамс и Джереми Реннер в научно-фантастическом «Прибытии» канадца Дени Вильнева («Убийца») пытаются разобрать язык инопланетян, а в «Под покровом ночи», втором режиссерском опыте модельера Тома Форда («Одинокий мужчина»), та же Адамс в обществе Джейка Джилленхола, Лоры Линни и Майкла Шеннона будет вынуждена распутывать клубок насилия, крови и отмщения, замешанный на тайнах литературы. Обе картины обещают быть как минимум нестандартными.

Приехать в Венецию на фестиваль должны также Майкл Фассбендер и Алисия Викандер (говорят, теперь они пара), Гай Пирс и Моника Беллуччи, Натали Портман и Ник Кейв, Дензел Вашингтон и Джуд Лоу. Но настоящие звезды на фестивале, как водится, режиссеры. Строго говоря, не Кейт Бланшетт, читающая текст от автора в полнометражном документальном «Путешествии времени», а создатель этого монументального долгостроя, гениальный Терренс Малик — известный своей скромностью, он если приедет, то инкогнито. И не трио из Кеану Ривза, Джима Кэрри и Джейсона Момоа, сыгравших в заранее скандальной антиутопии о любви среди каннибалов «Плохая партия», а постановщица фильма — молодая иранка Ана Лили Амирпур, прославившая свое имя дебютом «Девушка гуляет ночью по улице одна», черно-белым вампирским триллером на фарси.

Трейлер «Рая» Андрея Кончаловского

Очевидный внутренний конфликт конкурсной программы — встреча живых классиков, которых приглашают на фестивали автоматом, с режиссерами, которым еще предстоит доказать свое право соревноваться за тех же призовых «Львов» на общих основаниях. В первой армии — Вим Вендерс и уже упомянутый Малик, оба в последние годы изобретают себя заново: один — при помощи 3D, другой же и вовсе разработал целую визуальную грамматику, которую теперь испробовал в неигровом кино. С ними рядом — Эмир Кустурица, впервые сыгравший сам главную роль в собственной драме «По млечному пути», и наш Андрей Кончаловский с исторической лентой о годах немецкой оккупации Франции «Рай», где главную роль сыграла Юлия Высоцкая. С другой стороны баррикад — голландец Мартин Колховен, француз Стефан Бризе, мексиканец Амат Эскаланте, филиппинец Лав Диас плюс названные выше Форд, Шазель, Вильнев и Амирпур. Ну а где-то посередине — уже весьма известные, но все еще молодые Франсуа Озон, Пабло Ларраин и Ким Ки Дук (которого, впрочем, в конкурс не пригласили).

Вне конкурса обещают огромное количество событийных премьер, которые неизбежно оттянут на себя внимание. Во-первых, в режиссуру впервые после «Апокалипсиса» возвращается персона нон грата Голливуда — Мел Гибсон с военной драмой «По соображениям совести» о медике-уклонисте в годы Второй мировой. Во-вторых, Паоло Соррентино покажет первые два эпизода своего сериала, сделанного по заказу HBO, «Молодой Папа» (это там сыграл Джуд Лоу). В-третьих, Эндрю Доминик представит трехмерный фильм-концерт Ника Кейва. А еще будет внушительная документальная программа, в составе которой — Ульрих Зайдль с лентой «Сафари» и Сергей Лозница с «Аустерлицем», наблюдением за туристами в бывших нацистских концлагерях. Наконец, новая «Великолепная семерка» Антуана Фукуа на церемонии закрытия: на экране вновь рядом герои культового «Тренировочного дня» того же режиссера — Дензел Вашингтон и Итан Хоук.

Не обойдется праздник кино и без Никиты Михалкова. Он привезет на остров Лидо, где проходит фестиваль, свою самую итальянскую и вместе с тем самую русскую картину, «Очи черные». Также в программу «Венецианская классика» вошел «Сталкер» Андрея Тарковского. В Венеции у этой секции есть собственный конкурс и свое молодежное жюри; посмотрим, кого из классиков выберет оно. Среди конкурентов Тарковского и Михалкова — Джон Форд, Робер Брессон и Вуди Аллен.