Революция случилась на ТВ
Все началось в 1992 году, когда на телеканале Fox вышел мультсериал «Бэтмен», за создание которого отвечали Алан Бернетт, Пол Дини, Эрик Радомски и Брюс Тимм. Двое последних разработали визуальный стиль мультсериала, ориентируясь на гротескно-готическую стилистику фильмов Тима Бертона (которую тот, в свою очередь, почерпнул у немецких киноэкспрессионистов), брутальную мрачность комикса Фрэнка Миллера «Возвращение Темного рыцаря», а также на мультфильмы студии Fleischer про Супермена (1941–1942).
Насилие, кровь, огнестрельное оружие и гнетущая атмосфера (экранную комбинацию нуара и ар-деко с очень темной цветовой гаммой создатели мультсериала назвали дарк-деко) не могли не поспособствовать повышению возрастного рейтинга, и студия Warner Bros. Animation изначально была против, но кассовый успех бертоновских фильмов развязал аниматорам руки. В итоге у них получилась одна из лучших киноадаптаций приключений человека — летучей мыши.
Тогда же под художественным руководством Брюса Тимма вышла выдающаяся «Маска Фантазма» (1993) — первый полнометражный мультфильм по комиксам DC, который предвосхитил появление оригинальных анимационных фильмов из этой вселенной.
Как создавалась анимационная вселенная…
Свою анимационную вселенную издательство DC Comics и кинокомпания Warner Bros. придумали раньше, чем Marvel показал первого «Железного человека» (2008), но, в отличие от марвеловских блокбастеров, мультфильмы DC изначально не были связаны друг с другом сюжетно и представляли собой либо экранизации разной комикс-классики, либо сборники экспериментальных короткометражек типа «Рыцаря Готэма», либо ответвления серии видеоигр Batman: Arkham, как мультверсия «Отряда самоубийц» — «Нападение на Аркхем».
И только после мультфильма «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта» анимационные картины были объединены общим сюжетом, вдохновленным серией комиксов «The New 52». В центре этих лент, выходящих сразу на домашних носителях, — истории про Бэтмена, Юных Титантов и Лигу справедливости — членов последней аниматоры, к слову, успели собрать быстрее, чем это сделал герой Бена Аффлека в игровых фильмах киновселенной DC.
…и почему она оказалась такой крутой
Полнометражная супергеройская анимация DC может дать сто очков вперед не только собственной киновселенной, но и «Марвел» — причем как мультфильмам, так и игровым фильмам этой студии. Правда заметить это довольно трудно, поскольку ее успехи лежат не в области сумасшедших финансовых сборов (тут «Марвел», конечно, король и Бог), а в плоскости драматургии. Анимационная вселенная DC может похвастаться как отлично проработанными персонажами и взаимоотношениями между героями, так и нетривиальными сюжетами, которые не увидишь в большом кино. К тому же мультфильмы не стесняются крови, секса, ругани и прочих, скажем так, взрослых тем, которые не допускает возрастная маркировка «12+».
У того же «Марвела» хватает храбрости развивать такие сюжеты только на Netflix (см. «Сорвиголову», «Джессику Джонс»), да и то с оговорками. Среди несомненных шедевров анимации DC стоит выделить экранизации фрэнк-миллеровских «Бэтмена: Года первого» и «Возвращения Темного рыцаря» про борьбу комиссара Гордона с коррупцией в готэмском отделение полиции и Бэтмена-пенсионера. Основанный на кроссовере Flashpoint мультфильм «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта» про то, как в альтернативной реальности все супергерои уничтожили друг друга. Снятый по одноименному комиксу мультфильм «Бэтмен: Под красным колпаком», рассказывающей про смерть в семье человека — летучей мыши и превращение Джейсона Тодда из Робина в Красного Колпака.
А также «Нападение на Аркхем» и «Лигу справедливости: Боги и монстры». Последняя примечательна тем, что является полной деконструкцией классического образа супергероев: так в ней появляются Бэтмен-вампир, Чудо-женщина с другой планеты и Супермен, чьим отцом был не Джор-Эл, а генерал Зод. Вообще, когда DC отменяет привычные правила игры и на старом материале создает новые истории, становится особенно интересно, ведь в этих произведениях может произойти что угодно.
Тут самое время сказать, что высокий уровень всех этих мультфильмов стал логичным продолжением революции, затеянной Брюсом Тиммом на ТВ. К слову, и в анимационной вселенной этот демиург продолжает играть роль первой скрипки: под его продюсерским началом вышло уже 18 картин.
Почему же тогда киновселенную постигла неудача?
Ответ на этот вопрос, возможно, кроется в том, что свою киновселенную DC начала делать даже позже своей телевселенной и как будто впопыхах. Вместо сиквела «Человека из стали» сразу же последовал кроссовер про Бэтмена и Супермена. В следующем году нас уже ожидает «Лига справедливости», в то время как «Марвел» общий сбор мстителей устроил только спустя пять сольных фильмов про супергероев.
Понять спешку DC Comics и Warner Bros. довольно легко: «Марвел» далеко ускакал вперед и его срочно нужно догонять. Однако в этой спешке сильно пострадало качество картин. Если «Человек из стали» оказался неплохой семейной драмой, встреченной критикой еще более-менее благосклонно, то «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и «Отряд самоубийц» оказались ею раздавлены. Разобраться в причинах их неудач несложно. В «Бэтмене против Супермена» раздражали высосанный из пальца конфликт и нагнетание мрачности на пустом месте, а «Отряд» просто стал заложником собственной гениальной промокампании и завышенных ожиданий, что с кино в наш век случается достаточно часто.
«Отряд самоубийц» vs «Нападение на Аркхем»
Чтобы доказать, что анимационная вселенная DC пока выигрывает у киношной достаточно сравнить «Нападение на Аркхем» и «Отряд самоубийц». Самая слабая сторона разруганного критиками «Отряда» — это не режиссура, операторская работа и химия между актерами (хотя они тоже могли быть лучше), а сценарий.
Как бы режиссер и сценарист фильма Дэвид Эйр не спрашивал себя, какое кино по комиксу снял бы Тарковский, самому себе ему не удалось ответить на другой вопрос: что за историю он сам собирается рассказать. В этом можно винить производственный график (на написание сценария у Эйра было всего 8 недель), давление студии и прочие факторы, но они не умаляют того факта, что сценарий «Отряда» выглядит как голем, собранный из кусков комиксов Джона Острандера, в который забыли вдохнуть жизнь. Начать хотя бы с беспомощной экспозиции: Аманда Уоллер зачем-то собирает Отряд самоубийц, потому что над миром нависла гипотетическая угроза после смерти Супермена. Ключевое слово: гипотетическая. В итоге отряд вынужден решать проблему, которую сам же и создал: Уоллер не доглядела за Чаровницей/Чародейкой, которая устроила в Мидвей-Сити апокалипсис с участием пупырчатых зомби. Причем они выглядят настолько жалко, что как антагонисты не выдерживают совершенно никакой критики. И таких несуразностей в фильме вагон и маленькая тележка.
Другое дело — «Нападение на Аркхем». В мультфильме Уоллер собирает Отряд самоубийц с конкретной целью: маниакальная «грязная дюжина» должна проникнуть в психиатрическую лечебницу и вернуть секретные сведения, которые сидящий в психушке Загадочник украл с персонального компьютера Аманды. Главным же антагонистом в этой истории выступает Джокер, который благодаря шальной пуле выходит из своей палаты, освобождает других пациентов Аркхема и устраивает полный беспредел.
Даже в таком кратком пересказе интрига мультфильма выглядит более сложносочиненной. Поверьте, на экране она выглядит еще более захватывающе. Надо ли говорить, что не все члены Отряда самоубийц в мультике доживут до самого конца?
И еще: в «Нападении на Аркхем», как и в фильме Дэвида Эйра, где-то на периферии истории тоже болтается Бэтмен, но, в отличие от Аффлека, он появляется не просто так. Его роль в сюжете выглядит осмысленной, равно как и осмысленным выглядит весь мультфильм.
Неудача «Убийственной шутки»
В экранизации клоун многолик. Как видно из этой пасхалки на экране: Джокер в мультфильме — это собирательный образ злодея из «Бэтмена. № 1», «Смеющихся рыб», эпизода «Рождество с Джокером» мультсериала «Бэтмен», а также маньяк в исполнение Цезаря Ромеро, Джека Николсона и Хита Леджера.
В комикс-оригинале Алана Мура у Джокера было одно воплощение.
Нельзя сказать, что анимационная вселенная DC, как и Дэдшот, всегда стреляет без промаха. На данный момент выпущено 26 мультфильмов и в этом списке помимо выдающимися работ есть как проходные картины, так и откровенные неудачи. К последним, увы, можно отнести экранизацию «Убийственной шутки», премьера которой состоялась перед «Отрядом самоубийц».
Комикс «Убийственная шутка» Алана Мура и Брайана Болланда 1989 года — шедевр на все времена. Не столько даже графический роман, сколько небольшой рассказ. Не столько предыстория Джокера, сколько история про то, что грань между нормальностью и безумием зыбка и чтобы сойти с ума нужен то всего лишь «один плохой день». Однако складывается впечатление, что создатели мультфильма не совсем правильно поняли суть книжки. Они придумали «Убийственной шутки» 30-минутный пролог, зачем-то посвящённый Бэтгерл.
Да, Бэтгерл (то есть Барбара Гордон) есть и у Алана Мура и с ней связан один из самых драматичных моментов этой истории: выстрелом в живот Джокер навсегда оставляет ее инвалидом, после чего парализованная девушка превращается в Оракула (см., например, сериал «Хищные пташки»). Но она ни в коем случае не главная героиня «Убийственной шутки». В конечном счете, это рассказ про Джокера и комиссара Гордона, которого мистер Джей намерен свести с ума в парке аттракционов, чтобы проверить свою теорию про «один плохой день».
Так что в идеале пролог должен был быть посвящен не Барбаре (как бы не любил эту героиню продюсер фильма Брюс Тимм), а Джиму Гордону, чтобы сделать его образ еще более объемным и драматичным. Вместо этого мы вынуждены полчаса наблюдать за пубертатными переживаниями его взрослеющей дочери, которая не может определиться со своими чувствами к Человеку-летучей мыши, а под конец (спойлер!) практически насилуют Бэтмена, что уже выглядит совершенной дикостью.
Впрочем, этот промах сложно назвать сигналом для тревоги, чего не скажешь об «Отряде самоубийц», который характеризует общую температуру по больнице. Очевидно, что большим боссам из Warner Bros. надо что-то делать с киновселенной DC. Как вариант: пригласить Брюса Тимма, который бы объяснил кинорежиссерам, как надо снимать фильмы про Лиги справедливости и Отряды самоубийц.