На свете много безумия. В кино много безумия. Но самая безумная вещь на свете, что из коротенького и не самого топового рассказа Стивена Кинга и его посредственной экранизации 1984 года выросла целая агрохоррор-франшиза! Как так вышло — тема для отдельного разговора. Скажем только, что, возможно, кто‑то из продюсеров продал душу кукурузному монстру, а самую первую часть в постановке Фрица Кирша («К солнцу», «Женщина без имени») сейчас можно смотреть только разве что ради Линды Гамильтон (кстати, в том же году с ней вышел первый «Терминатор») и удивительного исполнителя роли главного злодея Джона Франклина, который сыграл ребенка, хотя на тот момент ему было 25 лет.
Всего у фильма Кирша было восемь сиквелов. А еще в 2009 году на телеканале Syfy Universal вышла новая экранизация, которая была гораздо ближе к рассказу Кинга: так, например, в ней отсутствовал компромиссный хеппи-энд. Свежая (одиннадцатая) картина скорее фильм по мотивам одноименного произведения. Курт Виммер только оттолкнулся от кинговского рассказа и снял свою историю. Так, вместо свернувшей не туда и попавшей в лапы детской секты семейной пары у него фигурирует девушка-подросток по имени Болейн (Елена Кампурис), которая намерена уехать в колледж из своего родного и загибающегося города (кукуруза больше не дает урожай) в Небраске. В то же время между взрослыми, намеренными воспользоваться государственными субсидиями (правительство заплатит за невыращивание кукурузы), и детьми, играющими среди початков в повелителя мухАллюзия на аллегорический, с элементами антиутопии одноименный роман Уильяма Голдинга про подростков, оказавшихся на необитаемом острове., разгорается конфликт. Подростков злит, что родители все решили за них. Они поднимают восстание. А возглавляет его смышленая, но крайне опасная девчушка Эден (Кейт Мойер), поклоняющаяся кукурузному монстру — тому, кто обходит ряды.
Новая экранизация «Детей кукурузы» не понравилась ни зрителям, ни критикам. Сейчас у фильма мало одобрительных рецензий. С другой стороны — у нескольких частей франшизы и вовсе ноль, так что такой результат можно расценивать как успешный. Я же вовсе считаю виммеровский фильм большой удачей. Да, это «плохое кино», но такое, от которого можно получить удовольствие. Вообще, уже по предыдущим работам Виммера было понятно, что он толковый жанровый режиссер, который способен снять приличный экшн со звездой «Невозмутимого» Брайаном Босуортом («Этакий крутой ублюдок»), превратить замятинский «Мы» в антиутопический боевик («Эквилибриум»), а Миллу Йовович — в летающую фурию («Ультрафиолет»), не менее красивую и смертоносную, чем в «Обители зла».
Последние 17 лет (после провала «Ультрафиолета») Виммер провел, занимаясь сценарной поденщиной. Он писал сценарии к таким триллерам как «Короли улиц», «Законопослушный гражданин» и «Солт». К ремейкам «Вспомнить все» и «На гребне волны». Из недавних картин — к «Ограблению по-джентльменски». Так что «Дети кукурузы» — его полноценный режиссерский камбэк. Вряд ли после этой картины (в широкий прокат она вышла только в России, в Америке ее релиз состоится завтра на хоррор-стриминге Shudder) его карьера пойдет в гору, так что, возможно, перед нами открывается редкая возможность увидеть виммеровский фильм на большом экране. Надо отдать должное режиссеру: он все так же превосходно и точечно подбирает исполнителей на главные роли.
Поскольку в этом фильме линия «женского фронта» пролегает через кукурузные ряды, любо-дорого смотреть за противостоянием Кейт Мойер и Елены Кампурис. По сути, они борются за одно и то же (детские права), но используют совершенно разные стратегии. Рассудительная Болейн в этом поколенческом конфликте пытается привлечь внимание общественности и журналистов, а язычница Эден берется за серп. При этом один из главных злодеев в фильме даже не Эден и не кукурузный монстр (они лишь следствие болезни), а бедность. Именно бедность толкает персонажей на отчаянные, безумные поступки. К этому социальному комментарию Виммер примешает еще и политический (экономический кризис). В итоге у него получается довольно неглупое кино об умирании одноэтажной Америки.
А то, что это кино намеренно сделано в эстетике плохого (конкретно — треша), так уже давно стоит уяснить, что «плохое кино» — это многослойное понятие, являющееся не только маркером качества фильма, но и предметом серьезного академического исследования. В частности, в книге культуролога, философа и киноведа Александра Павлова «Плохое кино» можно найти целую методологию по оценке плохих фильмов. Так, кино может быть:
«таким плохим, что даже хорошим» (кейс «Комнаты» Томми Вайсо или, скажем, «Птицекалипсиса: Шок и трепет» Джеймса Нгуена, которые веселят зрителей своим непреднамеренным юмором);
«хорошим-плохим» (чаще всего это просто какие‑то крепкие жанровые работы: «Кобра» с Сильвестером Сталлоне, «Дом у дороги» с Патриком Суэйзи, «Ангел тьмы» с Дольфом Лундгреном);
и «просто плохим» («Вещи», «Бен и Артур», «Баки Ларсон: Рожденный быть звездой», «Ночь в супермаркете», «Бог не умер»).
Новые «Дети кукурузы» — типичный пример «хорошего-плохого» кино. Это не какая‑то любительская, а профессионально поставленная картина, в которой нет ничего кринжового. Она странная, причудливая, трансгрессивная — но уж точно не плохая. Это не шедевр (вообще, большой вопрос, может ли кино под названием «Дети кукурузы» стать шедевром?), но лента Виммера снята, написана и сыграна гораздо лучше, чем оригинальный фильм 1984 года и ремейк 2009-го. Единственная вещь, которая в ней раздражает, — дурацкий эпилог родом откуда‑то из хорроров нулевых. Так что смело идите на этот фильм. Я вот его посмотрел с целым выводком «детей кукурузы» (во время сеанса школьники уплетали попкорн) — и, судя по их реакции, они были в настоящем восторге.
Евгения Ткачева