Через некоторое время после событий «Бэтмена против Супермена» волевая женщина с железным лицом по имени Аманда Уоллер (Виола Дэвис), состоящая на службе в американском правительстве, решает воплотить свой давний проект — собрать отряд из необычных преступников, чтобы защищать родину от людей со сверхспособностями. Супермен используется как предлог; Уоллер буквально прибегает к аргументу «А что если следующий Супермен не будет разделять демократические ценности?» — и проекту дают добро. Уоллер собирает десяток преступников, некоторых со сверхспособностями, некоторых просто сильных или метких — и почти сразу отправляет их на первое задание: спасти важную персону из эвакуированного города Мидвей-Сити, на который напало какое-то сверхъестественное зло.
«Отряд самоубийц» — пятый из шести фильмов по комиксам в 2016-м и третий фильм в киновселенной DC, вместе с «Человеком из стали» и «Бэтменом против Супермена». После трейлера «Отряда» казалось, что Warner Bros. пытаются то ли снять своих «Стражей Галактики», что-то чудаческое и смешное, то ли что-то бунтарское вроде «Дэдпула» — то есть хотя бы попытаются пошатнуть стандарты современных комиксовых фильмов; но в итоге у них вышло обыкновенное — и невзрачное — супергеройское кино.
Разобраться в членах Отряда самоубийц невозможно даже после просмотра фильма: экранного времени больше всего у двоих — никогда не промахивающегося наемного убийцы Дэдшота (Уилл Смит) и безумной Харли Куинн (Марго Робби), которая раньше работала психологом, но влюбилась в Джокера; еще есть австралийский грабитель с бумерангом буквально по имени Капитан Бумеранг, человек-крокодил, тысячелетняя Чародейка, поселившаяся в теле археолога, девушка с катаной, воспламеняющийся латиноамериканец и мужчина, про которого известно, что он «умеет забираться очень высоко». Командует отрядом обычный военный по имени Рик Флаг; в шеи преступников вживлены бомбы, которые он может в любой момент взорвать, — поэтому они вынуждены ему подчиняться.
В комиксах DC в современном виде Отряд самоубийц — как команда злодеев на службе у правительства — появился в конце 1980-х; идея была вдохновлена классическим фильмом «Грязная дюжина» 1967 года, в котором отряд из выпущенных из тюрьмы насильников и убийц геройствовал на фронте во Второй мировой. Отдать «Отряд» режиссеру Дэвиду Эйру было по-своему блестящей идеей: он, во-первых, в принципе известен как автор драматических боевиков про полицейских и военных (а его последний фильм, «Ярость» с Брэдом Питтом, так и вовсе про Вторую мировую), во-вторых, любит идею «нам необходимо маленькое зло, чтобы победить зло большое», в-третьих — обладатель динамичного и экспрессивного визуального стиля, который мог бы вдохнуть в супергеройский блокбастер жизнь.
К сожалению — как это обычно бывает в современных супергеройских фильмах, — от автора тут не осталось практически ничего. С одной стороны, «Отряд самоубийц» напоминает фильмы Зака Снайдера (которым приходится соответствовать, чтобы киновселенная DC была более цельной), тут есть такая же пластиковая мрачность, с другой — просто все летние блокбастеры разом. Даже кислотные и неоновые цвета, которыми разукрашены постеры и некоторые моменты в трейлере, в фильме почти отсутствуют. При всем напускном бунте структурно и стилистически тут все сделано предельно традиционно.
Структурно в особенности: «Отряд самоубийц» начинается с несколько затянутой интродукции всех героев (с другой стороны, их много) — некоторых причем представляют, как в старых фильма Гая Ричи и плохих видеоклипах, с надписями на экране, именами и описанием сверхспособностей; потом идет несколько столкновений с солдатами противника на улицах Мидвей-сити (и они в данном случае — буквально безликие зомби); кончается все большой финальной битвой, в ходе которой герои пытаются остановить зловещую машину, которая пускает огромный луч в небо. Все.
Но главное — как и в большинстве ансамблевых фильмов, в «Отряде» совершенно не остается времени, чтобы рассказать что-то внятное про персонажей. У десятка членов Отряда самоубийц (и серьезно — кто не хотел бы посмотреть фильм про человека-крокодила?) нету химии ни в команде, ни по отдельности. Причем тут Эйр проваливается в том, что он на самом деле пытается сделать: он явно придумал каждому герою богатую историю и хочет их рассказать, но делает это максимально прямолинейно и неловко. Несколько раз по ходу действия кто-нибудь из героев вдруг берет паузу, оборачивается к коллегам и практически говорит: «А сейчас я расскажу вам, что меня гложет»; или это делает кто-нибудь за них. Все члены Отряда кого-нибудь потеряли или чем-нибудь рискуют, но из-за того, что Эйр все рассказывает и ничего не показывает, им невозможно сопереживать.
Персонажей не вытягивают даже прекрасные актеры; больше всего пытаются развлекаться Уилл Смит и Марго Робби. Первый играет нахального и искусного наемного убийцу, который никогда не промахивается и ради денег готов на все, — и Смит вкладывает в роль всю свою харизму, стиль и свэг. Правда, у Дэдшота еще есть драматическая история — маленькая дочь, ради которой он пытается бросить убийства. Обычно блестящая Робби изо всех сил кривляется, изображает безумие и тоже включает харизму — но с чуть меньшим успехом. Да, кстати, про самую обсуждаемую роль в фильме — Джокера от Джареда Лето — даже говорить ничего не хочется; да и появляется он на экране гораздо меньше, чем можно было подумать.
Проблемы «Отряда самоубийц» — проблемы абсолютно системные. Просто так в 2016 году снимают большое супергеройское (и не только) кино. По отработанной схеме, без внимания к персонажам, с простой удобоваримой историей, даже с более-менее одинаковыми цветами и спецэффектами. Это не ужасный фильм — он не хуже каких-нибудь «Людей Икс: Апокалипсис» или даже «Дэдпула». Дальше, скорее всего, будет все то же самое. «Бэтмена против Супермена» обругали критики, но он собрал $872 млн — и это явно достаточно, чтобы киновселенная DC продолжалась. «Отряд самоубийц» в данный момент тоже получает предельно негативные отзывы (поклонники фильма уже требуют закрыть сайт Rotten Tomatoes, их собирающий) — но можно не сомневаться, что свои деньги он отобьет.
Особая ирония есть еще в противостоянии Marvel и DC — первые доминируют на рынке супергеройского кино, вторые пытаются показать, что они другие (и Эйр в своеобразной форме поддержал это противостояние на мировой премьере «Отряда самоубийц»), но по сути они ничем не отличаются. Самый верный способ разозлить фаната супергероев — это перепутать Marvel и DC; спросить, почему Бэтмен с Суперменом не состоят в Мстителях или почему Железный человек никогда не сражался с Лексом Лютором. «Отряд самоубийц» показывает, что разницы — во всяком случае на данный момент в кино — все-таки нет почти никакой.