Фантастика

«Стартрек: Бесконечность» Джастина Лина: прощание с Чеховым

21 июля 2016 в 15:39
Антон Долин с удивлением констатирует: третья часть перезапущенного «Стартрека» оказалась лучше прежних двух.

Кажется, это лучший из летних блокбастеров вне зависимости от кассовых сборов. После многих часов унылого громыхания с участием старых знакомых фокусников, пришельцев, шпионов, обезьян и даже черепашек-ниндзя наконец показали фильм, на котором хочется смеяться, подпевать и аплодировать, не уходя из зала до конца финальных титров: а вдруг еще что-то покажут?

Голливудский тайванец, режиссер Джастин Лин знаменит прежде всего «Форсажами» (с третьего по шестой). То есть ремесленник, а не вдохновенный художник в отличие, как принято считать, от Джей Джея Абрамса, создателя двух первых «Стартреков». Сейчас Абрамс передал проект Лину, сам взявшись за более амбициозный проект по воскрешению «Звездных войн», и остался лишь в качестве продюсера. Но неожиданно «Стартрек: Бесконечность» оказался забавней, динамичней и легче своих двух предшественников, которых распирало от концептуального пафоса. Умение Лина набирать бешеную скорость и выполнять головокружительные трюки на каждом вираже сослужило ему хорошую службу: выяснилось, что такой талант пригодится и в космосе.

Конечно, дело не только в талантах Лина, но и в сценарии. На смену трио Роберто Орси, Алекса Курцмана и Деймона Линдлофа (соавтора Абрамса со времен «Остаться в живых») пришли Даг Джанг и, что важнее, Саймон Пегг — он же бессменный член команды «Энтерпрайза» Скотти и создатель нескольких бесчеловечно смешных британских комедий. Пегг не ограничился тем, что познакомил своего героя с лучшей из новых героинь вселенной «Стартрека», альбиноской-воительницей Джайлой (в ее роли неузнаваемая алжирская модель и танцовщица София Бутелла из «Kingsman: Секретная служба»). Он упростил и в то же время усложнил интригу фильма, сделав ее современной и интуитивно понятной даже тому зрителю, который вообще ничего не знает о богатой мифологии сериала.

В третьем «Стартреке» прямолинейный и логичный сюжет, который не способны запутать даже бесчисленные технические детали, проскальзывающие в диалогах то здесь, то там. Неопознанный космический корабль передает сигнал бедствия; команда застряла где-то в неизвестной туманности, ее необходимо спасать. «Энтерпрайз» в полном составе отправляется на помощь — и натыкается на западню. Корабль сбит, экипаж рассеян по чужой враждебной планете. Теперь необходимо отыскать злодеев, узнать их мотивы, вновь объединиться и вернуться домой. Таким образом, наконец-то многочисленные персонажи «Стартрека» разобщены — они не загораживают друг друга, у каждого есть своя сюжетная линия и свой путь. То есть в прямом смысле слова маршрут.

Пижон Кирк (в этом фильме Крису Пайну опять дали шанс оседлать мотоцикл!), феерический зануда Спок (Закари Куинто), флегматичный доктор Боунс (Карл Урбан), порывистая лейтенант Ухура (Зои Салдана) и остальные — все они верят в единство и демократию. Корабль «Энтерпрайз» — Америка в миниатюре, точно так же, как Федерация являет собой расширенный вариант американской утопии, а ее мощнейшая база Йорктаун, стартовая и финальная точка «Бесконечности», — концентрированное воплощение этой утопии. Злодей фильма, морщинистый харизматик Кролл, в чертах которого, увы, никак не опознать Идриса Элбу (голоса мы не услышим из-за дубляжа), представляет обратный полюс. Он идейный террорист, мечтающий атаковать и разобщить Федерацию просто потому, что ее прекраснодушие его бесит, а установка на демократию и равенство кажется гарантом нарушения прав слабейших. Выход один: стать сильнейшими. Вообще, «Стартрек» дает серьезный повод задуматься о полюсах того, что мы считаем «добром» и «злом», крайне редко учитывая мнение обратной стороны.

Но все это попутные мысли. В своей основе «Бесконечность» — череда веселых космических приключений и аттракционов, не позволяющих публике ни расслабиться, ни устать. Олдскульные замашки прекрасно сочетаются с передовыми спецэффектами. Если бы существовал приз за самое креативное использование музыки в блокбастере, то в 2016-м его бы присудили команде «Стартрека» за старый хит Beastie Boys «Sabotage». Ностальгия в умелой пропорции смешана с ревизионизмом — например, трогательная маленькая сценка в начале фильма недвусмысленно намекает на гомосексуальную ориентацию пилота Сулу (Джон Чо). Видно, что авторы в буквальном смысле переживают за личное счастье каждого члена команды «Энтерпрайза».

Впрочем, одного из них «Стартрек» лишился. Это последний фильм, в котором мы увидим Павла Чехова, он же Антон Ельчин, трагически погибший за несколько недель до премьеры картины. Ни в одном из трех фильмов франшизы его симпатичный персонаж, наивный энтузиаст и идеалист, не принимал настолько активного участия. Теперь особенно очевидно: с ним из сериала уйдет что-то важное и невосполнимое. Во всяком случае, Абрамс уже заявил, что нового Чехова искать не будет.

Фильм посвящен памяти двух актеров — Ельчина и Леонарда Нимоя , многолетнего исполнителя роли Спока, для которого нашлось место и в новом воплощении «Стартрека». Безвременная кончина Ельчина неизбежно останется шрамом, бросив тень на эту серию — по замыслу самую беззаботную из трех последних. А смерть Нимоя, дожившего до 83 лет, подводит символическую черту под «старым «Стартреком». Сходя во гроб, Спок благословил преемника, и теперь тот, осиротев, продолжит его дело. В конце концов, корабль «Энтерпрайз» тоже погибает на наших глазах (о, какая это эпическая гибель!), чтобы неизбежно быть заново выстроенным в конце и отправиться к очередным туманностям под закадровый текст, известный поклонникам «Стартрека» наизусть.

Расскажите друзьям