В свет вышла расширенная и перемонтированная версия «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости», которая оказалась намного лучше прокатной. Поскольку такие случаи в киноиндустрии не редкость, «Афиша Daily» вспомнила еще несколько примечательных жертв монтажа.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016)

Сюжет

Бэтмен (Бен Аффлек) противостоит Супермену (Генри Кэвилл). В эту эпичную битву также втянуты Лекс Лютор (Джесси Айзенберг), Чудо-женщина (Галь Гадот), Думсдей и кто только не.

Что было

Студия Warner Bros. осталась недовольна как сборами фильма Зака Снайдера, так и ушатом разгромной критики, обрушившейся на блокбастер в западных рецензиях. Журналисты обвиняли картину в излишней мрачности, которая по большей части нагнеталась на пустом месте. Но во всех неудачах студия должна винить только саму себя, потому что она выпустила на экраны абсолютно сырой продукт. Это становится очевидно после просмотра недавнего релиза ультимативного издания (Ultimate Edition) длиной в три часа.

Что стало

Как откровенно и предельно точно заметил оператор «Бэтмена против Супермена» Ларри Фонг в своем твиттере: «Если вам понравилось наше кино, то вы оцените и расширенную версию. Если нет — то вы все еще будете его ненавидеть». Действительно, к «Бэтмену против Супермена» и после Ultimate Edition остается масса претензий, но нельзя не отметить то, что в режиссерской, а не студийной сборке сюжет фильма оказался выстроен лучше, целостнее и намного логичнее. Плюс расширенная версия ответила на многие вопросы, что оставила после себя кинотеатральная. Ниже некоторые из них.

Наглядные отличия

Если вас занимал вопрос, что за фотограф в начале фильма идет с Лоис Лейн на интервью с африканским генералом, а потом погибает, то знайте, что это друг Супермена Джимми Олсен, которого не было в «Человеке из стали» и который в версии Зака Снайдера почему-то работает на ЦРУ:

Также расширенная версия отвечает на вопрос, зачем Супермен так торопится спасти Лоис Лейн в Африке. Дело в том, что ЦРУ собирается нанести авиаудар при помощи беспилотника по террористу и разведуправлению наплевать на то, что при этом могут пострадать невинные. Просто сериал «Родина» в миниатюре:

Кларк Кент ведет журналистское расследование, посвященное самоуправству Бэтмена в Готэме. В частности, он узнает, что происходит с заклейменными Человеком — летучей мышью преступниками в тюрьме. Эта информация куда убедительнее провоцирует конфликт между супергероями, а заодно добавляет расширенной версии возрастную маркировку 18+:

Сенатору Финч в исполнение Холли Хантер становится известно, что Лекс Лютор подставил Супермена, заставив африканскую женщину свидетельствовать против него в суде (та, напомним, обвиняла его в смерти своих соплеменников). Объем заговора становится масштабнее:

Финальные кадры проливают свет на то, куда стараниями Бэтмена Лютор отправится после ареста:

«Врата рая» (1980/2012)

Сюжет

1890 год, Дикий Запад. На фоне вооруженного конфликта между наемниками богатых землевладельцев и фермерами-мигрантами разыгрывается любовный треугольник с участием героев Криса Кристофферсона, Изабель Юппер и Кристофера Уокена.

Что было

«Врата рая» совсем недавно ушедшего из жизни Майкла Чимино принято называть фильмом, похоронившим Новый Голливуд. Как и Коппола, продемонстрировавший с «Апокалипсисом сегодня» трюк «перфекционист в джунглях», Чимино со своим стремлением к идеальному результату вышел за все разумные пределы кинопроизводства — анонсируя «Врата рая», журнал Time в свое время писал: «Врата рая», следующая станция — «Апокалипсис». Выиграв все предпроизводственные баталии (в этом ему сильно помогли пять «Оскаров» за «Охотника на оленей»), Чимино начал снимать, но сразу же выбился из графика. Он возводил, рушил и снова возводил декорации. Постоянно увеличивал количество массовки. На каждую сцену делал по 10–30 дублей, причем все они сразу выводились в печать, что обходилось в один миллион долларов в неделю. К моменту окончания работы над фильмом Чимино отснял 450 тысяч метров пленки (или 220 часов), из которых 390 тысяч метров — проявил. Руководители United Artists, приехавшие на съемки урезонить неугомонного режиссера, были так впечатлены его работой («Это как если бы Дэвид Лин взялся за вестерн!» — приговаривали они), что благословили его и дальше транжирить деньги. В итоге такая беспечность вышла студии боком — фильм с треском провалился в прокате, а также был нещадно разруган прессой.

Что стало

Когда на Венецианском кинофестивале 2012 года показали отреставрированную режиссерскую версию «Врат рая» длиной в три с половиной часа, то всем стало ясно, что это абсолютный шедевр. Но для режиссера такое признание стало запоздалым. «Мне хватило 33 лет прозябания. Быть неизвестным совсем невесело», — сетовал Чимино.

Наглядные отличия

В вырезанной сцене гарвардского вальса и катания на роликовых коньках Чимино демонстрирует, что он умеет работать с массовкой не хуже Копполы. Кстати, одного из оркестрантов в эпизоде с роликовыми коньками сыграл известный музыкальный продюсер Ти-Боун Бернетт:

Наиболее драматичный момент фильма, которого не было в прокатной версии, — героиня Изабель Юппер прибывает в дом культуры «Врата рая», чтобы сообщить фермерам важную информацию о головорезах, которые собираются их уничтожить:

Грандиозная предфинальная битва тоже была сокращена при монтаже:

«Чужой-3» (1992/2004)

Сюжет

Лейтенант Эллен Рипли (Сигурни Уивер) оказывается на планете Фиорина-161 — колонии для особо опасных преступников с лишней Y-хромосомой. Там ей в очередной раз приходится дать бой чудовищам.

Что было

На волне успеха кэмероновских «Чужих» студия 20th Century Fox предложила продюсерам Дэвиду Гилеру, Гордону Кэрроллу и Уолтеру Хиллу разработать триквел. Однако те сами не знали, чего хотели. В итоге к третьему «Чужому» было написано аж четыре сценария (с сюжетом каждого из них можно подробно ознакомиться здесь). В основу фильма Дэвида Финчера лег последний сценарий, используя наработки всех сразу. Трудно себе представить, как эта мешанина из идей вообще была способна «взлететь», но благодаря режиссерскому гению Финчера (для него это, кстати, был полнометражный дебют) проект удалось поднять от земли. Впрочем, к монтажу и постпродакшену режиссер уже не имел никакого отношения. После затянувшегося конфликта с продюсерами Финчер покинул «Чужого», оставив им право самим монтировать отснятый материал. В результате из картины было выкинуто 40 минут, а общий хронометраж ленты сокращен с двух с половиной до двух часов.

Что стало

В 2004 году студия 20th Century Fox решила выпустить на DVD так называемую «Alien Quadrilogy». В рамках этого проекта были собраны расширенные версии всех частей «Чужого». Причем студия очень хотела, чтобы Финчер собственноручно смонтировал свой вариант и записал комментарии к нему, но тот отказался. В итоге в расширенную версию, получившую название «Assembly Cut», было решено просто вернуть практически весь вырезанный материал. Надо сказать, что в такой сборке третий «Чужой» производит еще более сокрушительное впечатление. И хотя его, особенно на Западе, принято ругать, после просмотра расширенной версии не остается никаких сомнений, что это одна из лучший серий про кровожадного ксеноморфа.

Наглядные отличия

В прокатной и расширенной версиях несколько отличаются экспозиции. Если в первой потерпевший крушение космический корабль «Сулако» с Рипли, Хиксом и Ньют на борту заключенные планеты Фиорина-161 достают из воды с помощью подъемного крана (построенного, к слову, из различных частей истребителя X-Wing из «Звездных войн»), то во второй зэки проделывают схожую манипуляцию с помощью быков. Поэтому в расширенной версии Чужой развивается внутри быка, а не собаки:

Одна из самых сильных сцен расширенной версии — заключенные с религиозным неистовством ждут прибытия Бога на Фиорину-161. Один из зэков, Голик, принимает за него ксеноморфа и освобождает тварь. В благодарность за это «Бог» откусывает человеку голову:

По-другому в расширенной версии решена и финальная сцена — в отличие от прокатной матка Чужих не вырывается из груди Рипли, когда та добровольно падает в расплавленный металл:

«Расплата» (1999/2006)

Сюжет

Во время ограбления китайских мафиози гангстер Портер (Мел Гибсон) оказывается предан напарником (Грегг Генри) и женой (Дебора Кара Ангер) — та всадила в него несколько пуль, после того как увидела фотографию мужа в объятиях другой. Но Портер выжил и вернулся отомстить, а также вернуть свою долю в размере $70 000.

Что было

Роман «Охотник» Дональда Уэстлейка уже был однажды экранизирован. В 1967 году у Джона Бурмана вышел фильм «В упор» с Ли Марвином. Новая же экранизация получилась по-настоящему многострадальной. Когда Брайан Хелгленд («История рыцаря», «Пожиратель грехов») почти закончил работу над фильмом (и получил «Оскар» за сценарий «Секретов Лос-Анджелеса»), он был отстранен от съемок. Вместо него студия наняла Джона Мира, который ввел новых персонажей, переснял больше трети сцен и полностью изменил финал.

Что стало

В 2006 году вышла режиссерская версия «Расплаты», которая выглядела как совсем другое кино. Главное — исчез закадровый голос рассказчика, изменился сюжет, исправлена цветокорреция (убраны синие светофильтры), полностью переписана музыка. Концовка получилась менее кровопролитной, зато образ героя Мела Гибсона оказался решен в несколько ином ключе — герой стал гораздо жестче. Все изменения пошли фильму только на пользу: из компромиссной и рыхлой студийной безделушки он превратился в стопроцентную авторскую картину. При этом режиссерская версия стала короче прокатной на десять минут.

Наглядные отличия

Прокатную версию «Расплаты» опрометчиво решили снабдить закадровым голосом Мела Гибсона, что однозначно не пошло фильму на пользу. Это прием, кстати, довольно часто выглядит проигрышно (см. также студийный вариант «Бегущего по лезвию» с закадровым голосом Харрисона Форда):

В режиссерской версии исчезла синюшная картинка, а у некоторых героев добавилось синяков — так, например, в этой сцене Портер не стесняется бить предавшую его жену:

Спойлер — так заканчивается прокатная версия:

A так — режиссерская:

«Сорвиголова» (2003/2004)

Сюжет

Слепой адвокат Мэтт Мердок (Бен Аффлек) по ночам превращается в Сорвиголову: одержимого жаждой правосудия супергероя, который противостоит королю преступного мира Адской кухни — Уилсону Фиску (Майкл Кларк Дункан). На стороне Мердока лихо управляющаяся с саями Электра Начос (Дженнифер Гарнер), против — злодей, известный как Меченый (сумасшедший выход Колина Фаррелла).

Что было

Еще до того как кинокомиксы превратились в Голливуде в важнейшее из искусств, вышла экранизация «Сорвиголовы», о которой все сразу постарались забыть. Сейчас на фоне отличного сериала Netflix про Мэтта Мердока, который поженил кинокомикс с криминальной драмой в духе «Французского связного» и «Таксиста», есть смысл вспомнить: чем же был так плох одноименный фильм с Аффлеком? На самом деле — всем. Впрочем, как и в случае «Бэтмена против Супермена», где тоже снялся Аффлек, невнятный сюжет «Сорвиголовы» был обусловлен жесточайшим монтажом картины. На финальной стадии работы над фильмом студия Fox разошлась во взглядах с режиссером Марком Стивеном Джонсоном. В погоне за детским, правильнее даже будет сказать, карапузным рейтингом, она постаралась смягчить все острые углы картины и добавить рафинаду.

Что стало

Вышедшая спустя год режиссерская версия «Сорвиголовы» тоже не сравнится с нетфликсовским сериалом, но она однозначно лучше кинотеатральной. Во-первых, в ней появилась фирменная мрачность мердоковской истории. Во-вторых, многие сцены стали гораздо длиннее (общий хронометраж увеличился на полчаса), поэтому поведение и мотивации героев выглядят понятнее. Ну и главное: оказалось, что в прокатной версии была целиком вырезана сюжетная линия в духе «Убить пересмешника» про то, как Мердок и его коллега и друг Фогги (Джон Фавро) защищают в суде чернокожего подозреваемого Данте Джексона. То есть у Мэтта появляется возможность вспомнить, что он не только одинокий мститель, но и адвокат: в том же сериале, кстати, половина действия происходит не только на злых улицах и крышах домов, но и в зале суда.

Наглядные отличия

В расширенной версии сцена драки Сорвиголовы с байкерами в баре стала длиннее и намного брутальнее:

Одна из полностью вырезанных линий — Мердок и Фогги в суде защищают Данте Джексона, который немного удивлен юридическим подходом Мэтта:

Более заметной стала роль Карен Пейдж, секретарши Мэтта и Фогги (в сериале Netflix она вообще одна из главных героинь):

Мэтт разбивает машину коррумпированного копа:

Оцените, насколько драматичнее выглядит сцена гибели Электры от рук Меченого: