Зима близко

Антон Долин подводит итоги шестого сезона «Игры престолов»

Фотографии:
HBO
28 июня 2016 в 09:48
Закончился 6-й сезон «Игры престолов» — впервые снятый не по книге Джорджа Мартина, и крайне захватывающий. Внимание, спойлеры.

Писать об «Игре престолов» невозможно: все панически боятся спойлеров (и здесь их будет немало). Хотя, по идее, волновать этот вопрос должен бы только завзятых фанатов, а они смотрят новую серию раньше всех. Есть и другая фундаментальная проблема писания о сериалах (если это не пересказ или анализ безумных фанатских теорий). Нельзя анализировать произведение, не осилив его до конца: писать о книге, не дочитав, о фильме, не досмотрев. За такое критику грозит пожизненная дисквалификация. И когда кто-то оценивает отдельную серию или сезон, не посмотрев дальнейшие, это так же странно, как делать выводы на основе третьего тома «Войны и мира» или второго — «Тихого Дона». Может, тут надо, чтобы было скучно или нескладно, а паззл сложится чуть позже? Тем более что цельный замысел «Игры престолов» возник у Мартина давно и сразу, если верить самому писателю. Так что нечего судить раньше времени. Но — как не судить?

Бывают случаи особенные, когда у части свои специфические взаимоотношения с единым целым, как у полусожженной второй книги «Мертвых душ» или загадочного «Путешествия Онегина». Можно сказать подобное и о шестом сезоне «Игры престолов». Ведь это первый случай, когда литературного первоисточника не существует — по меньшей мере в открытом доступе. Вот и возмущаются, что стоило Джорджу Мартину выскочить за дверь, как Дэвид Бениофф и Д.Б.Вайсс сами понаписали всякой ерунды. Спорить о том, так ли это, можно бесконечно. Однако имя Мартина по-прежнему стоит в титрах, и, по легенде, все сюжетные линии контролируются именно им.

Бесспорно другое: сериал меняется. Двух главных инноваций, поразивших когда-то зрителей, здесь давно нет, и чувство новизны притупилось: откровенной, местами до порнографичности, эротики не встретишь (неудивительно — выросла и аудитория, и размеры гонораров артистов), натуралистичной жестокости — тоже. Теперь здесь убивают и насилуют все реже и, как правило, за кадром. К центральным персонажам тоже стали относиться без былой расточительности. Любимцев публики не убивают, а при некоторых обстоятельствах даже воскрешают.

Раньше интрига порой шокировала своей непредсказуемостью — искать какую-либо логику, кроме логики шока, было трудно. Сегодня «Игра престолов» обретает подлинно эпическую цельность: к тому же мы слишком хорошо изучили всех персонажей, чтобы они могли выкинуть что-либо по-настоящему удивительное. Наступила ледяная ясность. Невольно вздыхаешь с облегчением. Слишком долго нам сулили наступление близкой зимы, и вот она здесь. Можно успокоиться.

Хаос мнимой эклектики и показной архаики уступил место стройной картине мира. Силой — причем не только моральной — здесь обладают практически одни только женщины. Из виктимной Сансы Старк выросла хладнокровная воительница и политик, ее переменчивая и упрямая сестра Арья теперь дипломированный киллер. Рыцарша Бриенна Тарт, так напоминающая о женщинах-воительницах Ариосто, даст сто очков вперед когда-то несгибаемому Джейме Ланнистеру. Коварная королева Серсея одолела целую армию врагов мужского пола. Впрочем, ее главные противники по-прежнему в строю и заключили альянс: это тоже женщины, взявшие власть в Дорне принцессы-змейки и бабушка Оленна Тирелл. Во главе эскадры, отправляющейся из Миэрина завоевывать Семь Королевств, капитанша Яра и Дейнерис Бурерожденная: она за этот сезон успела уничтожить степных патриархов кхалов, уволить сразу двух влюбленных мужчин и оседлать драконов (тоже мужского пола). Наконец, лучший из новых персонажей «Игры престолов» — малолетняя, но неустрашимая и мудрая Лианна Мормонт , блестяще сыгранная дебютанткой Беллой Рэмси.

Мужчины, напротив, почти все вышли из игры, а оставшиеся, за редким исключением, калеки и отщепенцы, находящиеся в подчинении у женщин или в прямой зависимости от них: безногий духовидец Бран Старк, однорукий и надломленный сир Джейме, беспалый сир Давос, изгнанный и обезображенный карлик Тирион Ланнистер плюс сразу трое кастратов, окружающих Дейнерис, — евнух Варис, воин Серый Червь и бывший принц Теон Грейджой. Носителем традиционной мужественности остается, пожалуй, лишь Джон Сноу. Но не будем забывать, что он без пяти минут зомби, вытащенный с того света.

Таким образом, Мартин и Бениофф с Вайссом доводят до апогея феминистскую повестку «Игры престолов» — незаурядную для жанра фэнтези (во всяком случае, в мейнстримном и кинематографическом, а не литературном его изводе). При этом сериал не сделался более плоским или предсказуемым. Ведь матриархат далеко не однороден, среди женщин встречаются как ангелы, так и демоны в примерно равной пропорции.

Симпатии Мартина и ко — на стороне не отдельных героев или домов, а некоторых идей, составляющих шокирующий контраст со средневековым антуражем и моментально придающих «Игре престолов» современность. Речь не только о феминизме, но и о правах любых угнетенных. Об инвалидах уже было сказано — но десятая серия начинается, например, с позорного и страшного публичного суда над гомосексуалом. Социальное равенство тоже крайне важно в этом мире: Дейнерис считает делом всей своей жизни не завоевание короны, но борьбу с работорговлей и рабством. Да и Джон Сноу чуть ли не ценой жизни уравнивает одичалых с законными гражданами Вестероса, ставя их под одно знамя. Наконец, нигде еще Мартин так яростно не выступал против религиозного фанатизма. За изуверский поступок изгоняется из Винтерфелла могущественная Красная Жрица, гибнет в адском огне приторный Его Воробейшество (чье внешнее сходство с папой Франциском не заметил только ленивый). Даже в мире, где хватает чудес, религия — вреднейший из опиумов. Единственный бог, которого признает Мартин, — «бог из машины»: маску этой сюжетной функции в шестом сезоне примеряют Арья и Мизинец.

Богоборчество в «Игре престолов» — это еще и оспаривание авторитета отцов. Практически каждый персонаж принадлежит к какому-то дому: фамилия в Вестеросе важнее имени, род — индивидуальности: Ланнистеры всегда платят долги, Старки ждут зимы и т. д. Но шестой сезон обнажил скрытый нерв сериала: противостояние предписанной судьбе, бунт против генетической предопределенности. Для многих он оказывается удачным: отцеубийца Тирион впервые находит себе адекватное место под солнцем, отвергнутый семьей Сэм хлопает дверью родного дома, Джон (тайну его происхождения сообщает последняя серия) достигает успеха, по-прежнему считая себя безродным бастардом, а Дейнерис, в отличие от безумного отца, становится самым справедливым из правителей. «У нас были ужасные отцы, — говорит она. — Но мы не должны повторять их путь». И в самом деле, другие ужасные отцы, Русе Болтон и Уолдер Фрей, получают по заслугам, невзирая на выстроенную вертикаль отношений с детьми.

Поскольку зима наступила, а нескольких колоритных антагонистов сериала успешно устранили, через год придется ждать белых ходоков. Что олицетворяют здесь они — полководцы армии мертвых? Лишь необходимость для каждого из героев «Игры престолов» мобилизовать то человеческое, что в них осталось, научившись встречать лицом единственного непобедимого противника — саму смерть. Впрочем, мы помним: «валар моргулис», все люди смертны. И это остается лейтмотивом сериала, который в своем начале предпочитал по-булгаковски парадоксальную «внезапную смертность».

Определенную надежду на благополучный исход дает лишь одна, самая светлая сцена последней серии. Сэм Тарли, пухлый и вечно испуганный (а на деле отважный) интеллектуал со Стены, все-таки добрался до таинственной Цитадели: это был долгий путь — почти как у землемера К. к его недостижимому Замку. За дверью обнаружился флегматичный привратник вполне в духе Кафки, а за его спиной — ну чистая Вавилонская библиотека, в точности как у Борхеса. Похоже, Мартин всерьез верит в то, что книжные знания и ум помогут преодолеть самое жестокое испытание. И пережить зиму. Хотя до конца «Игры престолов» еще два сезона, уже сейчас, при первых холодах, есть чувство, что весна близко.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
[]