«Заклятие-2»: продолжение отличного хоррора про призраков

17 июня 2016 в 13:35
Станислав Зельвенский — о второй части хоррора Джеймса Вана про приятную семью смелых экзорцистов.

Охотники за привидениями Эд и Лоррейн Уоррены (Патрик Уилсон и Вера Фармига) после нашумевшего случая в Амитивилле решают сделать паузу. Это желание Лоррейн: войдя в транс, чтобы посмотреть, как Роналд ДеФео перестрелял своих родителей, братьев и сестер, она видит демона, одетого монашкой, и Эда, истекающего кровью. Впрочем, демон-монашка продолжает иногда беспокоить Уорренов и на каникулах.

Тем временем в Энфилде, северном пригороде Лондона, случается неприятная история с бедной многодетной семьей Ходжсонов. Незадолго до того глава семейства сбежал, бросив жену (Фрэнсис ОʼКоннор), двух дочек и двух сыновей. Дети, поиграв со спиритической доской, тревожат дух прежнего жильца, зловредного старикашки, который принимается стучать в двери, кидаться мебелью, переключать телеканалы, воровать игрушки и даже кусаться. Когда начинается шумиха в прессе и в дом стекаются эксперты, как скептики (Франка Потенте), так и верующие (Саймон МакБерни), призрак хамит им, вселяясь в 11-летнюю Джанет (Мэдисон Вулф).

Действие «Заклятия-2», как и другой большой премьеры этой недели, датировано 1977 годом, что в данном случае не прихоть, а историческая данность: нужно оправдывать титр «Основано на реальных событиях». Через несколько лет где-то на соседней улице родится Эми Вайнхаус, но в то время главными звездами Энфилда были именно Ходжсоны. Посмотреть на настоящих героев и немного их послушать можно на финальных титрах — впрочем, желающие без труда найдут в интернете многочисленные подробности дела, как и, например, аутентичные фотографии, где малютка Джанет то ли левитирует, то ли (как ни печально это допустить) просто прыгает с кровати.

Нет сомнений в реальности четы Уорренов (Эд не так давно умер, Лоррейн скоро, даст бог, отпразднует 90-летие) — Малдера и Скалли от демонологии, идеальных персонажей хоть для сериала, хоть для кинофраншизы. Дела, которыми они занимались, — призраки в Коннектикуте, тот же Амитивилль и т. д. — многократно, разумеется, экранизировались, но Голливуд только недавно взялся за самих Уорренов всерьез и, похоже, будет рыться в их папках еще долго. Феноменальный успех первого «Заклятия» (а потом и его близкого родственника, «Проклятия Аннабель») показал, что проклятые дома, призраки из подвала, злые куклы, эктоплазма и прочая пыльная паранормальная жуть далеко не такой отыгранный материал, как можно было предположить.

Отчасти успех, вероятно, кроется в тихом обаянии главных героев, меньше всего похожих на доктора Ван Хельсинга и его многочисленных эпигонов, которые, сверкая глазами, обрушивают на нечисть потоки святой воды, серебряных пуль и плохой латыни. По латыни Уоррены тоже умеют, но в первую очередь это набожные, семейные и, в сущности, довольно скучные люди, вовлеченные не столько в битвы с рогатыми демонами, сколько в бумажную волокиту, которой, судя по всему, сопровождается в структурах Католической церкви каждый случай экзорцизма. Эда и Лоррейн с их жилетками и крестиками проще всего представить на воскресной мессе или в сельском клубе — в самый нежный момент фильма Уилсон исполняет под гитару балладу Элвиса Пресли, — и их уютная человечность придает творящейся чертовщине какое-то неожиданное новое звучание.

С другой стороны, Уоррены находятся на экране в лучшем случае половину из внушительного хронометража «Заклятия», и добрый (или недобрый) час мы проводим наедине с Ходжсонами и нечистой силой. Это в чистом виде демонстрация режиссерских умений Джеймса Вана, и они, конечно, впечатляют: то, как вольготно его камера чувствует себя в тесных коридорах британского социального жилья, как с точностью до миллисекунд он рассчитывает паузы, как он снова и снова выжимает максимум из трех-четырех траченных молью приемов. Компьютерных монстров тут, в общем, минимум, и слава богу — это самые нестрашные моменты фильма; зато, как только скрипнет половица и повиснет тревожная тишина, хочется зажмуриться и — не менее важно — заткнуть уши. Все завязано не на самом эффекте, а на его растянутом предвкушении, и в этом типе удовольствия есть что-то от секса, это работает на каком-то элементарном, животном уровне. По большому счету сиквел ничем толком не отличается от первого фильма, но для хорошего хоррора, как «Заклятие» снова напоминает, это вообще не имеет значения; все проклятые семьи прокляты одинаково.