«Иллюзия обмана-2»: продолжение блокбастера о фокусниках

10 июня 2016 в 13:10
Станислав Зельвенский — о сиквеле, в котором еще больше фокусов и еще меньше смысла.

За полтора года изменилось немногое. «Всадники» (Джесси Айзенберг, Вуди Харрельсон, Дейв Франко) сидят в подполье и скучают. Брэдли (Морган Фриман) сидит в тюрьме и ведет оттуда видеоблог с угрозами. Дилан Родс, он же Дилан Шрайк (Марк Руффало), по-прежнему работает в ФБР и делает вид, что ищет фокусников. Загадочное общество «Око» остается таким же загадочным.

Однако приходят перемены. Вместо Хинли, которой все надоело, четвертым «всадником» (всадницей?) становится болтливая девушка Лула (Лиззи Каплан). «Око» наконец присылает героям новое задание: саботировать презентацию IT-гиганта, чей начальник-хипстер собрался нарушать privacy пользователей. Но что-то идет не по плану, и вот уже на горизонте появляются магазинчик магии в Макао, юный зловредный миллиардер (Дэниел Рэдклифф), официально признанный мертвым, и чип, который способен взломать защиту любого компьютера на свете.

Три года назад «Иллюзия обмана» неожиданно собрала столько денег, сколько обычно собирают разве что комиксы, и ее открытый финал постфактум превратился в «продолжение следует» (о третьей части объявили уже заранее, не дожидаясь сборов; впрочем, всякое может случиться). Режиссера Луи Летерье сменил Джон М.Чу, специалист по чужим франшизам: он снял вторую и третью серию «Шага вперед», сиквел «G.I. Joe», а также два фильма про Джастина Бибера. По циничной блокбастерной логике отцепили и второго представителя Франции, Мелани Лоран, — видимо, свидание ее героини с Диланом на Мосту искусств закончилось неудачно — зато половину действия перенесли в Китай, и на второстепенную роль взяли азиатскую поп-звезду Джея Чоу (Като в «Зеленом Шершне»). Не вовремя забеременевшую Фишер заменила Лиззи Каплан. Наконец, в списке продюсеров появился Дэвид Копперфильд, что бы это ни значило.

Чего ждать от сиквела: ясно, что будет то же самое, только побогаче и, так сказать, без душевности оригинала. Но штука в том, что в первой «Иллюзии» никакой душевности не было — там были приятные лица, бодрая глянцевая режиссура, множество фокусов, удачных и не очень, и серпантин сюжетных поворотов разной степени возмутительности. И сиквел ровно, абсолютно такой же, только всего действительно чуть больше: и лиц, и фокусов, и поворотов. Иначе говоря, одинаково трудно представить и поклонника первой части, который будет разочарован второй, и человека, который не полюбил оригинал, зачем-то пошел на продолжение и там прозрел.

Больше того, вторая «Иллюзия» и скроена ровно как первая: очаровательное начало, более или менее лихая середина и уже с трудом выносимая финальная треть. Несколько эпизодов, в которых герои демонстрируют свое мастерство, поставлены превосходно; особенно хороша сцена с ограблением, что-то среднее между балетом и поединком кунг-фу. Изобретательная драка, кстати, тоже есть, как и в первой части. Каплан, отвечающая за шутки преимущественно сексуального характера, вписалась отлично — пожалуй, лучше пресноватой Фишер. И вообще шуток, по ощущению, стало больше, что пошло «Иллюзии» только на пользу — первый фильм, кажется, немного стеснялся своей легкомысленности, а этот ей бравирует, и правильно.

При этом у Дэниела Рэкдлиффа, например, на два часа один удачный момент (и то если вы забыли посмотреть на постер): когда он поворачивается лицом к камере и оказывается Дэниелом Рэдклиффом. Объяснения фокусов только раздражают — поскольку, как правило, они ни черта не объясняют и лишь укрепляют подозрение, что объяснить их в реальном мире невозможно. За прихотливой логикой сюжета не уследить, поскольку ее, судя по всему, нет — есть натяжки, допущения, совпадения и подтасовки. Все гоняются за каким-то чипом, все одновременно и хитроумно друг другу мстят, и каждое неожиданное откровение выглядит бредовее предыдущего; на финальный разговор смотреть просто больно. Ну и конечно, человеку, придумавшему сделать Вуди Харрельсону злого брата-близнеца (видимо, привет «Престижу», но в данном случае это не спойлер), стоит срочно отправиться к психотерапевту: этот персонаж не может быть плодом здорового разума. Справедливости ради, туза из колоды ужасных сценарных решений авторы второй «Иллюзии» не вытащили — папа Дилана, утонувший в сейфе 30 лет назад, чудесным образом не воскрес. Мало сомнений, впрочем, что это козырь для третьей части.