Сериалов становится все больше, но тем сложнее отыскать неочевидные сокровища. Максим Сухагузов рассказывает о трех достойных внимания новинках, которые вы могли запросто не заметить в прошедшем месяце.

«Волчья яма» («Wolf Creek»)

© Stan

Есть такой известный в узких кругах австралийский хоррормейкер по имени Грег МакЛин, который зачем-то отпугивает туристов от родного зеленого континента, снимая страшилки под девизом «Не ходите, дети, в Австралию гулять». То выпустит ужастик про здорового крокодила, жующего несчастных отдыхающих, то искусную дилогию «Волчья яма» про аборигена, планомерно истребляющего понаехавших. Фильмы про убийства возле метеоритного кратера Волчья яма даже заработали определенный хайп вокруг себя и сформировали образ самого известного (если не единственного) киноманьяка из Австралии — весельчака Мика Тейлора в ковбойской шляпе и с винтовкой наперевес.

Внезапно в этом мае МакЛин выпустил на местной VOD-платформе новые похождения Мика в виде мини-сериала из шести серий. Главного злодея исполнил все тот же неподражаемый Джон Джарратт, а центральной героиней стала новая муза МакЛина, актриса Люси Фрай, с которой он недавно снял халтурный ужастик «Темнота». Люси еще известна тем, что смешно разговаривала по-русски в недавней экранизации «11/22/63» Стивена Кинга в роли советской жены Ли Харви Освальда. В «Волчьей яме» же у нее совсем иной образ: эдакая Сара Коннор из «Терминатора-2», воительница в майке, жаждущая отомстить за убийство родных.

Если в фильмах МакЛин особо не церемонился с персонажами и в любой момент мог безжалостно отдать их на растерзание Мику, то в сериале, конечно, линию главной героини приходится беречь на протяжении всех серий. Из-за этого ракурс немного сдвинули: не Мик охотится за людьми, а скорее героиня Люси охотится за Миком. В свете этих догонялок неожиданно выяснилось, что «Волчья яма» может работать не только как хоррор, но и как кровожадный вестерн на современный лад. Обозначим тегами: австралийские прерии, захолустные бары, банда байкеров, жажда мести, главная героиня с пушкой и приблудной собакой.

Кстати, недавно в Австралии еще вышел двухсерийный телефильм «Охота на Милата» про поимку серийного убийцы Ивана Милата, который в свое время послужил прототипом для киношного Мика Тейлора. «Охоту», впрочем, стоит смотреть разве что в энциклопедических целях, а вот сериальная «Волчья яма» — это действительно славное развлечение на твердую четверку.

«Деревня ангелов» («Ängelby»)

© SVT1

Шведская мистическая драма от того же телеканала SVT1, подарившего миру причудливый сериал про троллей в лесу «Тайны Сильверхейда». На родине сериал показывали еще осенью, а до нас он, естественно, добрался с переводом через полгода благодаря профильным сообществам в «ВКонтакте». В очередной раз скандинавы делают то, что умеют делать хорошо, — нагнетают будничной жути близ пугающих лесных массивов. Несчастная разведенка с двумя детьми находит по объявлению пыльную работу в странной деревушке под названием Энгельбю («Деревня ангелов»), где неприятности начинаются уже на самом въезде в город. Авторы совершенно не скрывают, что у них в Швеции тоже в детстве все посмотрели «Твин Пикс», но интонацию при этом уводят скорее в сторону юмора своего земляка Роя Андерссона. Вместо Лоры Палмер в центре сюжета любимчик местной хоккейной команды, есть своя хижина в лесу, персонажи в дурацких париках, некий магический камень на опушке, а композитор даже выдает нечто похожее на переливы Бадаламенти. Посреди этих чудачеств даже как-то не удивляешься, когда посреди диалога персонажи вдруг ни с того ни с сего спрашивают: «Никогда не думал, что ты похож на морковку?»

«Марчелла» («Marcella»)

© ITV

Помимо Скандинавии лучшие детективы традиционно продолжает поставлять Британия. Казалось бы, здесь их выпускают пачками примерно с одними и теми же выходными данными: отставной полицейский путается в своих личных проблемах, маньяк с узнаваемым почерком спустя годы снова объявляется в городе, а погода по-прежнему хмурая. Зато в таком бесконечном потоке проясняется главное: крутые сериалы находят свою индивидуальность даже в самых тривиальных декорациях. Пускай кажется, что видел это уже сотню раз, но удовольствие здесь получаешь от сдержанной интонации, нюансов в характерах и свербящего чувства тревоги.

Примерно как «Мистер Робот» чеканно микширует уже знакомые киномотивы, так же и «Марчелла» претенциозно проходится по букварю всех детективов. Все на месте, саспенс сопровождает сюжет из точки А в точку Б, но при этом сериал не боится делать шаг в сторону и пускать воздух в сюжет. По мизансценам это больше всего похоже на «Мост», «Валландера» и «Убийство на пляже», что неудивительно — за сериалом стоят примерно те же люди. Заглавного полицейского с синдромом Халка (впадает в ярость, а потом ничего не помнит) играет прекрасная Анна Фрил из «Мертвых до востребования». В сумме — отличное пополнение в коллекцию любимых британских головоломок.