В рубрике «Мимо проката» кинокритик Станислав Зельвенский отслеживает новые интересные фильмы, которые рекомендует посмотреть. В этом выпуске: Роберт Паттинсон с гнусным голосом, бродвейские геи Райана Мерфи, маньяк на машине, корейский хит про изоляцию и «Вампиры против Бронкса».

«Парни в группе» («The Boys in the Band»)

Вот фильм, на котором тест Бекдел на гендерную предвзятость сломается: женщин в кадре нет вовсе, хотя один из героев и злоупотребляет женскими местоимениями. «Парни» — знаменитая пьеса про геев, написанная в конце 60-х и тогда страшно скандальная; после театральной постановки еще вышел фильм Уилльяма Фридкина. К 50-летию «Парней» реанимировали на Бродвее, а теперь при помощи Райана Мерфи оформили в кино с тем же, что в спектакле, режиссером Джо Мантелло и актерским составом во главе с Джимом Парсонсом и Закари Куинто. Все участники — открытые геи; идея, конечно, символическая — не более того.

Несколько приятелей (ни в какой группе они не играют — это цитата) собираются в богемной нью-йоркской квартире одного из них (Парсонс), чтобы отпраздновать день рождения другого (Квинто). Также присутствует случайно забредший старый друг хозяина, предположительно гетеросексуал, и юноша по вызову, приобретенный в подарок имениннику. Все танцуют, ругаются, признаются в любви и ненавидят себя. То, что полвека назад было революционным, сегодня — пыльное ретро (действие фильма, понятно, оставлено в 1968-м), и просвещенный зритель из твиттера, возможно, увидит здесь только сборник унизительных стереотипов. И останется дураком: это ни в коем случае не великий, но злой, хлесткий, развлекательный, а местами и вполне пронзительный текст. И даже если былое новаторство пьесы — дадим геям голос, увидим в них нормальных людей и так далее — этап, слава богу, пройденный, разговор про жизнь со стигмой едва ли так уж состарился, к тому же гуманизм, остроумие и экзистенциальное отчаяние «Парней» выходят за рамки и активизма, и сексуальной ориентации.

Смотреть Netflix

«Пропавшая» («Alone»)

Минималистский маленький триллер про женщину в опасности, состоящий исключительно из клише, но использующий их достаточно грамотно. Поначалу похоже на спилберговскую «Дуэль»: очень расстроенная (недавно овдовевшая, как выяснится) женщина перевозит куда‑то свои пожитки и на шоссе слегка конфликтует с подозрительным усачом. Усач вскоре окажется маньяком-убийцей, а фильм, соответственно, свернет с дороги в темный лес.

Дешево, в меру сердито, автор — сын неплохого режиссера Питера Хайамса, прежде снимавший в основном фильмы с Ван Даммом (чем грешил и папа). В оголенной простоте предложенных ситуаций что‑то есть: вот подвал, из которого надо сбежать, вот бревно, которое надо обогнуть, и так далее. Находчивость героини, правда, регулярно сменяется необъяснимым идиотизмом — от нее, в принципе, требуется только не напороться на одного-единственного человека в большом лесу — но скрежетание «Куда ж ты прешь!», вероятно, входит в цену билета.

Смотреть Okko

«Дьявол всегда здесь» («The Devil All the Time»)

Один из самых шумных онлайн-релизов сентября, где‑то талантливый, но довольно невыносимый фильм. Это самая амбициозная на сегодня работа инди-режиссера Антонио Кампоса («Выпускники», «Убийца Саймон») и первая экранизация Дональда Рея Поллока, наследника, видимо, Флэннери О’Коннор и Кормака МакКарти; писатель сам зачитывает закадровый текст размеренным сиплым голосом. Дело происходит в послевоенные десятилетия в паре маленьких городков на Среднем Западе, и жизнь там, прямо скажем, не сахар. В фильме есть момент, когда полубезумный убийца ловит на дороге машину, а там сидят другие полубезумные убийцы — такую концентрацию маньяков раньше позволяли себе разве что корейские триллеры.

Убийства, самоубийства, избиения, совращения, нищета, война, рак, пауки, да что там — есть даже пара распятых персонажей (и только один из них человек). Последнее неудивительно, впрочем, учитывая тяжелый христианский символизм «Дьявола» и восхитительную авторскую прямолинейность. Вровень с концентрацией горестей — концентрация модных артистов, особенно мужчин: Том Холланд, Роберт Паттинсон, Билл Скарсгорд, Себастьян Стэн, Джейсон Кларк, Миа Васиковска, Хэйли Беннетт и другие (и конечно, такой фильм просто физически не мог обойтись без Райли Кио топлес). Всех этих привлекательных людей Кампос заставляет мучить друг друга и страдать, страдать и мучить. Главный молодец — Человек-паук, но всех расталкивает локтями Паттинсон, ради роли похотливого пастора сочинивший себе не только акцент (тут все постарались), но и специальный гнусный тембр голоса. Смотреть на все это битых два часа не столько больно, сколько фантастически тоскливо.

Смотреть Netflix

«#выжить» («#Alive»)

Корейский хит, выстреливший летом в постковидных корейских кинотеатрах и сразу же подхваченный «Нетфликсом». Любопытно, что автор сценария — американец и американский вариант этого же фильма выйдет уже в середине октября.

Герой — молодой сеульский геймер (замечательный Ю А Ин из «Пылающего»), который торчит, соответственно, дома, когда начинается зомби-апокалипсис. Пока во дворе многоквартирного дома кого‑то доедают, он пытается не сойти с ума в родительской двушке; идут дни, кончается вода, еда и даже, страшно сказать, интернет. Чего все так всполошились, понятно: фильм бьет в нерв эпохи самоизоляции и при этом находит, так сказать, основания для сдержанного оптимизма в солидарности. Плюс соцсети, хештеги, стриминг, гаджеты, одна локация — в общем, все, что так любит, например, Тимур Бекмамбетов. Фильм между тем и правда довольно бодрый, хотя с высоты нашего нового опыта трудно отделаться от впечатления, что половину богатых возможностей авторы проморгали.

Смотреть Netflix

«Вампиры против Бронкса» («Vampires vs. the Bronx»)

Один из тех благословенных фильмов, название которых одновременно служит и синопсисом, и даже, в сущности, рецензией. В Бронксе скупает недвижимость компания «Мурнау-Пропертиз» (!), акционеры которой спят в гробах и не отражаются в зеркалах. Единственная надежда района — группа смышленых подростков.

Это веселое детское, по большому счету, кино ловко уравнивает джентрификацию с кровососанием. Вампиры, естественно, белые; ими руководят Сара Гадон (в ночную смену) и Шей Уигем (в дневную), все остальные герои — латиноамериканцы и черные. Мелькают уважаемые люди — Method Man, например, играющий святого отца, или Зои Салдана в роли маникюрши в смешном прологе. Даже на свои час двадцать фильм растягивается не без труда, но вообще, он страшно обаятельный и учит детей хорошему.

Смотреть Netflix