Кинотавр-2020

Дневники «Кинотавра» с Okko: ежедневный киноблог фестиваля

19 сентября 2020 в 18:00
В Сочи завершился 31-й кинофестиваль «Кинотавр» (с 11 по 18 сентября), официальным партнером которого в этом году выступил мультимедийный сервис Okko. Читайте ежедневный киноблог о том, что происходило, что говорили и что показывали на фестивале, — вместе с видеодневниками телеканала «Кино ТВ».

🏆 День 8-й

Аня дня
Анна Слю

Актриса Анна Слю («Подбросы», «Рассвет») рассказывает о том, какая человечная атмосфера на «Кинотавре», о must-have-фильмах, к которым относится и картина «Юриев день» Кирилла Серебренникова.

Основные призы «Кинотавра» уехали в Якутию и на Чукотку. Главный приз достался якутскому фильму «Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова. Этот же фильм получил награду за лучшую женскую роль, а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков.

Лучшим режиссером назван Филипп Юрьев с фильмом «Kitoboy». У него же — приз за лучшую мужскую роль и Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков.

Фильму Михаила Сегала «Глубже!» достался диплом жюри с формулировкой «За гражданскую смелость и любовь к зрителю».

Приз за лучший дебют — у картины Анастасии Пальчиковой «Маша», лучший сценарий — у фильма «Конференция» Ивана Твердовского, лучшая музыка — у Вадика Королева («Человек из Подольска»), лучший оператор — Николай Желудович («Трое»).

Якутское кино на «Кинотавре» представлено впервые, но с момента премьеры все только о нем и говорили. Многие вообще впервые услышали словосочетание «якутское кино», некоторых это словосочетание напрягло и отпугнуло, но якутское кино — это интереснейшее явление. Якутские фильмы, бюджет которых в среднем 2-3 миллиона рублей (у «Пугала» — полтора миллиона), собирают в якутском прокате больше, чем американские и российские. Так происходит уже почти 10 лет, и этот феномен пока ни один регион не может повторить.

Познакомиться с этой уникальной, самобытной кинематографией можно на Okko, где в тематических подборках представлена коллекция якутского кино. Режиссер Дмитрий Давыдов (по основной профессии он учитель младших классов) на «Кинотавре» впервые, но его первый фильм «Костер на ветру» был представлен на фестивале «Движение» в Омске, где получил целых три приза. Так же и сейчас, его новый фильм на «Кинотавре». Актриса фильма — Валентина Романова-Чыскыырай — вышла на сцену в национальном костюме с крупными украшениями из серебра. Получив награду она спела якутскую песню и зал был ошеломлен. Валентина — певица, роль в «Пугало» — ее дебют в кино.

Признанный лучшим актером Владимир Онохов, принимая награду, сказал: «Поддержите регионы и российское кино станет лучше». Владимир — не артист, он простой житель чукотского села (вот где сегодня будет настоящий праздник), он не просто впервые на «Кинотавре», он вообще впервые летал на самолете. Когда он вышел со сцены за кулисы, у него сдали нервы и он разрыдался.

Децентрализация кинотавровских призов — это огромное событие и новая реальность не только самого «Кинотавра», но и всего российского кино. В России зарождается региональный кинематограф, и если ему помочь, наше кино станет станет куда интереснее и разнообразнее того репертуара, который можно увидеть в кинотеатрах и даже на фестивалях.

Правда, программу 31-го «Кинотавра» критиковать совсем не за что. Это была очень крепкая, интересная и разнообразная программа — пожалуй, лучшая за много лет. Перед началом церемонии зрители в фойе делали ставки на победителей, насчитывая как минимум пять претендентов на Гран-при. Пять потенциальных победителей из 13 фильмов программы — это очень высокий процент.

Сквозной темой церемонии закрытия стала «Новая реальность» — та, что наступила после локдауна и в которой мы еще не разобрались. Авторы церемонии попросили участников фестиваля ответить на вопрос «Что такое новая реальность?» Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Виктория Исакова, Анна Чиповская, Андрей Смирнов и многие другие говорили о своем понимании новой реальности, это были яркие монологи, которые в результате сводились к общему знаменателю — новая реальность наступила, хотим мы того или нет, и если мы хотим ей соответствовать, то придется поменять мышление.

Фильмом закрытия стала драма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!». На завершившемся на днях фестивале в Венеции Андрей Кончаловский получил Специальный приз жюри. Это уникальный случай не только для российского, но и для мирового кино — четвертый раз подряд Кончаловский получает высокие награды одного из важнейших фестивалей мира. Режиссеру 83 года, он берется за сложнейшие темы, и совершенно не пытаясь быть модным, снимает очень современное и очень актуальное кино.

«Дорогие товарищи!» — драма про новочеркасский расстрел: ужасающие события, которые случились 1–3 июня 1962 года. Тогда рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода им. Буденого начали забастовку против понижения зарплат и повышения цен. К ним присоединились простые горожане. Они хотели диалога с властью. Власть ответила автоматными очередями. Вся информация о тех событиях была строго засекречена. Только к концу 80-х удалось частично рассекретить документы. По официальным данным при разгоне демонстрации было убито 26 человек, еще 70 получили тяжелые огнестрельные ранения. Семеро «зачинщиков» забастовки получили смертные приговоры и были расстреляны, 103 человека получили сроки от 2 до 15 лет. Это событие стало концом хрущевской оттепели.

Главная героиня фильма, которую играет Юлия Высоцкая (это ошеломительная роль) — работает в парткоме и продвигает линию партии. За стенами кабинетов она задается вопросами о происходящем, но внутри этих стен — она жесткая партаппаратчица. Когда начинается забастовка, именно она предлагает всех арестовать и наказать. Но потом выясняется, что среди демонстрантов ее дочь-подросток, которая после расстрела исчезает. В поисках дочери Людмила своими глазами видит масштаб происходящего ада. Это очень, очень страшное кино. И не надо быть политологом или киноведом, чтобы понимать, насколько оно актуально сегодня. Старая реальность никуда не ушла, потому что для соответствия новой нужно поменять мышление.

Подробнее о закрытии «Кинотавра» смотрите в видео телеканала «Кино ТВ», информационного партнера фестиваля, в соцсетях Okko.

Видеоцитаты дня:
Дмитрий Ендальцев

Актер Дмитрий Ендальцев («Взаперти», «Гороскоп на удачу») о запахе качества, который пронизывает весь «Кинотавр» и об удивительной тяге к фильмам с Анной Чиповской.

Владимир Яглыч

Актер Владимир Яглыч («Дикая лига», «Ночная смена») делится радостью по поводу «Кинотавра» и советует отличные российские фильмы прошлых лет.

На «Кинотавре» прошла премьера фильма «Глубже» Михаила Сегала. В честь этого в подкасте онлайн-кинотеатра Okko «Как в жизни», который ведут кинокритики Егор Сенников и Егор Беликов, разбираемся с порно и тем, какое отношение оно имеет к кинематографу. Также про свой фильм эксклюзивно для Okko и подкаста рассказывают режиссер Михаил Сегал и актер Александр Паль, исполнивший главную роль.

😷 День 7-й

Видео дня:
Александр Горчилин

Актер и режиссер Саша Горчилин (постановщик «Кислоты» и актер в «Ученике» и «Лете») рассказывает про фильм «Кто‑нибудь видел мою девчонку», в котором сыграл главную роль — кинокритика Сергея Добротворского. А также советует три важных для себя фильма с фестивалей прошлых лет.

На «Кинотавре» переполох. Режиссер Александр Молочников, представивший здесь свой фильм «Скажи ей», вернулся в Москву еще во вторник, а вчера опубликовал в своих соцсетях обращение, что у него обнаружен ковид. В городе — паника, на «Кинотавре» — проверка, сочинские газеты выходят с заголовками «Молочников заразился коронавирусом на «Кинотавре». Фестиваль чуть ли не под угрозой закрытия, все сотрудники фестиваля выстраиваются вдоль красной дорожки с плакатами «соблюдайте социальную дистанцию и шахматную рассадку». Среди сотрудников — и директор фестиваля Полина Зуева. Днем раньше Полина с таким плакатом стояла одна и лично проверяла наличие масок. Гости фестиваля шутили про одиночный пикет.

Чтобы несколько утихомирить страсти, надо сказать, что Молочников заразился не на «Кинотавре». Вирус он привез из Москвы, но контактов на «Кинотавре» у него было много, поэтому могут быть последствия. Будем уповать на жару, алкоголь и то, что Александр пробыл в Сочи всего полдня и контактировал с гостями на свежем воздухе. После его отъезда пошли четвертые сутки, других случаев заболевания не зафиксировано.

А вот правила безопасности теперь ужесточились. Масок на лицах значительно поприбавилось. Надо сказать, что маски здесь носят только москвичи. Отдыхающие же, которыми переполнена гостиница «Жемчужина» (где исторически живет «Кинотавр»), никаких мер безопасности не соблюдают, а, завидя человека в маске, крутят пальцем у виска.

Вчера был последний день конкурсной программы, в котором показали три фильма. Только что победивший в венецианской программе «Дни Венеции» режиссерский дебют Филиппа Юрьева «Kitoboy». Его представили сам режиссер, сложным маршрутом добравшийся в Сочи из Венеции, а также исполнитель главной роли — житель чукотского села Лаврентия Владимир Онохов. Поездку в Сочи ему оплатил чукотский Департамент культуры: для Чукотки «Китобой» — это большое событие. Фильм, снятый на Чукотке с местными жителями, получил международный резонанс, а теперь имеет все шансы на призы «Кинотавра». К тому же выпускать картину в прокат (у нее будет прокат!) планирует компания Sony Pictures. Чукотка ликует.

Один из режиссеров, присутствующих здесь, уже после церемонии открытия на основе маленького фрагмента фильма предсказал ему победу, поскольку в этом фрагменте виден созданный художественный мир и показана жизнь, за которой интересно наблюдать. Сюжет фильма рассказывает о 15-летнем охотнике Лешке, который увидел в интернете девушку (Кристина Асмус) и отправился на встречу с ней через опасные воды Берингова пролива. Кристина Асмус тоже приехала на премьеру и вышла представлять фильм на сцене.

Кстати, невозможно не обратить внимание: в титрах каждого второго фильма фестиваля стоит благодарность бывшему губернатору Чукотки Роману Абрамовичу — его фонд «Кинопрайм» поддержал материально большую часть конкурсных фильмов.

Например, фильм Анны Меликян «Трое» — мелодраму про любовный треугольник. Муж — популярный актер и телезвезда (Константин Хабенский), жена — востребованный коуч, эксперт в вопросе «как жить?» (Виктория Исакова), и скромная экскурсовод и поэтесса из Петербурга (Юлия Пересильд). Все трое приехали на «Кинотавр». «Трое» — разыгранная на троих блестящих артистов драма о том, что в определенных жизненных обстоятельствах любовь приносит только мучения. Красиво, гламурно, глубоко. Прокатывать будет компания «Дисней» в ноябре 2020-го.

Аня дня:
Анна Меликян

Режиссер Анна Меликян («Звезда», «Про любовь») рассказывает, почему «Кинотавр» — это всегда стресс и какие фильмы ей запомнились с прошлых фестивалей.

И финальный аккорд программы — «Глубже» Михаила Сегала, сопродюсером в котором выступила Okko Studios. Уморительная комедия о том, как театральный режиссер, работающий с артистами методом погружения, по полгода репетируя один спектакль, изгнан из Главного театра страны и вынужден пойти снимать порно. Привнеся в порноиндустрию систему Станиславского, он навсегда меняет мир порно и мир вокруг. Когда Роман Петрович становится мировой знаменитостью с миллиардными просмотрами, сам президент РФ хочет использовать его талант на благо России. И однажды Роман Петрович уходит из порно в большую политику, которая и есть чистая порнография, вернее сказать — грязная.

Главную роль в картине играет Александр Паль, и это абсолютно замечательная работа. Так же, как и у двух «порноартистов» — Любови Аксеновой и Олега Гааса. «Глубже!» — идеальное завершение крепкой программы «Кинотавра»: зал хохотал, аплодировал и кричал «Браво!» в финале.

Это фильм тоже выпускает в прокат Sony Pictures — с 22 октября. Сказать по этому поводу нужно только одно: must see!

А в городе Сочи 30-градусная жара сменилась ураганом и проливным дождем. На море поднялись волны, пляжи закрылись, поэтому осталось раздать призы победителям и возвращаться домой.

Подробнее о 7-м дне «Кинотавра» смотрите в видео телеканала «Кино ТВ», информационного партнера фестиваля, в соцсетях Okko.

Видеоцитаты дня:
Алиса Хазанова

Актриса Алиса Хазанова («Сказка про темноту», «Осколки») рассказывает, почему ей так важен «Кинотавр», и чем хороши картины «Теснота» Кантемира Балагова и «Сердце мира» Натальи Мещаниновой.

Иван И. Твердовский

Иван Твердовский («Подбросы», «Класс коррекции») рассказывает, каково это, представлять четвертый полнометражный фильм на фестивале, жалуется на погоду и рекомендует фильм, который сподвиг его стать кинорежиссером.

🍀 День 6-й

Чиповская дня:
Аня Чиповская

Актриса Аня Чиповская («Блокбастер», «Взаперти») рассказывает о своем любимом фильме прошедших «Кинотавров» и делится эмоциями по поводу того, как проходит фестиваль в этом году.

Этот день выдался, пожалуй, самым светским — на «Кинотавр» приехала новая и довольно большая группа звезд. Вспышки фотоаппаратов, камеры и все, что происходило на красной дорожке, — такого не вспомнишь и в лучшие времена «Кинотавра». А поскольку вечерняя премьера «Кто‑нибудь видел мою девчонку?», на которую и съехались большинство звезд, совпала с тем временем, когда зрителей уже пустили на показ «Кино на площади», то можно сказать, что состоялась настоящая красная дорожка, по которой прошли Константин Богомолов и Ксения Собчак, Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Юлия Пересильд, Павел Табаков, Анна Чиповская и многие-многие другие.

Сам фильм Ангелины Никоновой снят по мотивам одноименной книги Карины Добротворской, редакционного директора Brand Development Condé Nast International. В 1991 году Карина стала женой известного питерского киноведа Сергея Добротворского, прожила с ним до 1997-го, через три недели после ее ухода Сергей умер. Через 17 лет после его смерти она написала книгу, состоящую из писем к нему.

На «Кинотавре» фильм вызвал противоречивую реакцию — все-таки в зале слишком много человек, которые лично знают прототипов героев на экране. Эти люди фильм не приняли категорически, кинокритики единодушно поставили ему самую низкую оценку. Зрители, которые посмотрели картину, не зная бэкграунда, восторженно аплодировали и остались очень довольны.

Самый странный фильм конкурса — «Город уснул» Марии Игнатенко — тоже был показан вчера. Мария — выпускница, а теперь и преподаватель Московской школы нового кино. В МШНК она читает курс «Драматургическая структура фильма». Структура ее собственного фильма весьма причудлива. Если выстроить сюжет линейно, то моряк получает сообщение, что его жена умерла. После этого он погружается в экзистенциальное состояние, и ему кажется, что все люди вокруг спят. Возвращаясь на корабль, он убивает механика из ревности, полагая, что жена могла ему с этим механиком изменять. Но этот фильм не про сюжет, а про атмосферу. От внятного рассказа истории Мария сознательно отказывается, погружая зрителей в магическую атмосферу спящего города, где ни зрителю, ни герою ничего не понятно, но затягивает.

«Я попыталась выстроить эту историю и это содержание таким образом, — говорит Мария Игнатенко, — чтобы оно считывалось не столько на уровне интеллекта, сколько на уровне других компонентов. Я стараюсь работать с кино не как с публицистикой, а как со стихотворением. Когда мы читаем стихотворение, мы понимаем его сюжет, но он всегда банален, интересен не сюжет, а сплетение слов, сочетание рифм».

Фильм Марии Игнатенко уже побывал на Берлинском и других международных фестивалях, продюсер Катерина Михайлова (она же продюсер фильма «Конференция» Ивана Твердовского) планирует выпустить фильм в ограниченный прокат.

Видео дня:
Надежда Михалкова

Актриса Надежда Михалкова («Три товарища», «Лед-2») рассказывает, как сентябрьская погода в Сочи отвлекает от кинопросмотра и как ей запомнился фильм «Большая поэзия», показанный на «Кинотавре» в прошлом году.

Еще один фильм конкурса — режиссерский дебют актера Семена Серзина «Человек из Подольска». Фильм поставлен по очень известной одноименной пьесе, которая поставлена во многих театрах. И везде по-разному.

Главную роль играет солист группы OQJAV (она играла на церемонии открытия «Кинотавра») — Вадим Королев (он же в главной роли фильма «Город уснул»). «Вадик — сексуальный бог, — шутит продюсер фильма Наталья Мокрицкая. — Вы сходите на его концерты и увидите его совершенно другим».

«Человек из Подольска» — это абсурдистская комедия, а скорее страшный реалистичный сюжет о том, как парня из Подольска безо всякой причины забирают в отделение полиции, а там вместо грубых ментов, которые бьют и подкидывают наркотики, — сплошь интеллектуалы, которые слушают нойз и индастриал, цитируют Сорокина и занимаются культурным просвещением и воспитательной работой с населением. Их методы опроса — сущая пытка, после которой задержанный остается с ощущением собственной никчемности и просто сходит с ума.

«Все говорят, что это абсурдистская комедия, а для меня это совсем не комедия, — говорит актриса Виктория Исакова. — Как это было смешно, когда мы это играли! И как это не смешно сейчас. Это страшная реальность, я не раз почувствовала холодок».

Сегодня — последний день конкурсных показов. В программе — еще три потенциальных хита!

Видеоцитаты дня:
Владимир Мишуков

Актер Владимир Мишуков рассказывает, как сильно ему понравилась картина «Пугало» Дмитрия Давыдова и вспоминает любимые картины с прошлых «Кинотавров».

Екатерина Шпица

Актриса Катерина Шпица («Старая гвардия», «#Dетки») рассказывает, как, не отрываясь, смотрит кино весь «Кинотавр» и советует зрителям кино не для всех.

Подробнее о 6-м дне «Кинотавра» смотрите в видео телеканала «Кино ТВ», информационного партнера фестиваля, в соцсетях Okko.

🔮 День 5-й

Варя дня:
Варвара Шмыкова

Актриса Варя Шмыкова («Нелюбовь», «Француз», «Чики») рассказывает, как классно быть на «Кинотавре», делится своими фаворитами с прошлых фестивалей и признается в любви фильму «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова.

Для тех, кто уже посмотрел программу короткого метра, ежедневное расписание «Кинотавра» стало чуть более облегченным, а короткий метр по утрам повторяют для вновь прибывших. Но несмотря на то, что и гостей, и событий на фестивале в этом году меньше, чем раньше, мероприятия все равно идут нон-стоп, и план «сходить на море» для многих участников не доходит до реализации.

Все окрестные кафе забиты кинематографистами — как узнаваемыми, так и нет, но любители селфи со звездами даже и не догадываются, что это те, кто тут самый важный, и что за этими столиками решается судьба новых кино- и сериальных проектов, да и вообще судьба всей индустрии. Главные звезды этого «Кинотавра» — продюсеры и руководители платформ. Очевидно, что пандемия повлекла за собой изменения в схеме проката фильмов.

Вот, например, фильм с высоким зрительским потенциалом «Скажи ей» сразу выйдет на платформе, без кинопроката. Скорее всего, по похожей схеме будут выходить и другие кинотавровские фильмы. Аудитория платформ после пандемии выросла в полтора раза, аудитория кинотеатров резко упала.

Интересно, как теперь кинотеатры будут вести себя по отношению к артовому российскому кино — станут ли бережнее и внимательнее к нему или при более обостренной необходимости заработать будут брать в репертуар исключительно беспроигрышные хиты. Это тонкий лед: продюсерами российских хитов и арта часто бывают одни и те же люди.

Видео дня:
Денис Шведов

Актер Денис Шведов («Рейк», «Бывшие», «Завод») рассказывает о любви к короткому метру и о том, какие фильмы прошлых «Кинотавров» запомнились ему больше других.

Конкурсную программу «Кинотавра» продолжил режиссерский дебют Анастасии Пальчиковой «Маша» — история девочки-подростка, выжившей в 90-е среди бандитских разборок, постоянных смертей и полного беспредела.

Напомним, что в прошлом году Гран-при «Кинотавра» получил дебют Бориса Акопова «Бык», тоже про 90-е. У «Быка» и у «Маши» один оператор — Глеб Филатов, человек молодой, но с безупречным чувством 90-х. Сюжет фильма не основан на реальных событиях, но «Маша» выглядит почти как документальное кино. Роль Крестного играет Максим Суханов. И его герой наводит ужас одним своим появлением. На постере фильма — Анна Чиповская (напомним: у нее целых 4 фильма в конкурсе), но в фильме она появится только в начале и в конце, чтобы спеть хит Эдит Пиаф и покончить наконец с кошмаром своего прошлого. Поет Чиповская совершенно ошеломительно — как жаль, что на «Кинотавре» в этом году не разрешены концерты, выступление Анны на сцене могло бы быть лучшей презентацией этой картины и вообще огромным удовольствием для аудитории.

Второй конкурсный фильм — «Конференция» — про начало 2000-х, а именно про 26 октября 2002 года — день штурма «Норд-Оста», в котором погибли 174 заложника… Фильм только что приехал с Венецианского фестиваля.

Весь творческий путь Ивана Твердовского связан с «Кинотавром» — он участвовал здесь в короткометражном конкурсе, его первый полнометражный фильм — «Класс коррекции» — получил награду за лучший дебют, «Подбросы» тоже участвовали в конкурсе, фильм «Зоология» получил приз в номинации «Лучшая женская роль» (Наталья Павленкова).

«Конференция» — первый фильм Твердовского, снятый на основе реальных событий, и вообще это первый фильм в российском кино про «Норд-Ост». Документальных было много, игровых — ни одного. Действие картины происходит осенью 2019-го, в 17-ю годовщину трагедии «Норд-Оста». Одна из заложниц занимается организацией вечера памяти, «потому что мы не должны об этом забыть». Вечер памяти оформлен как «конференция» — так надо по документам. Все события страшного дня будут реконструированы в воспоминаниях тех, кто пришел. Никакого экшена: ни террористов, ни захвата, только проговаривание страшных воспоминаний, но от этого смотреть фильм еще страшнее. Среди его героев — актеры «Гоголь-центра» Филипп Авдеев и Роман Шмаков. Они оба были в молодежном составе «Норд-Оста». Филипп успел выпрыгнуть в окно в день захвата, Роман Шмаков с мамой провел в зале на Дубровке все три дня. Фильм снимали по ночам в реальном зале Театрального центра на Дубровке.

Александр Алябьев, Ясмина Омерович и Геннадий Вырыпаев

Последний сеанс дня — киноверсия спектакля «UFO» Ивана Вырыпаева, снятая специально для Оkko. Премьеру представили сорежиссер проекта Геннадий Вырыпаев (сын Ивана), оператор Федор Лясс, актеры Ясмина Омерович и Александр Алябьев, директор по контенту мультимедийного сервиса Okko Макар Кожухов. Премьера самого спектакля состоялась 6 сентября в Центре им. Мейерхольда. «UFO» — это история о людях, имевших контакт с внеземной цивилизацией. Свои истории о контактах с пришельцами на сцене рассказали Евгений Цыганов, Евгения Ивашова, Александр Алябьев, Иван Макаревич, Арина Маракулина, Алексей Розин, Ясмина Омерович, Алексей Филимонов и Инна Сухорецкая.

Представляя фильм, Геннадий Вырыпаев сказал: «Для меня это дебютный спектакль. Когда только начался карантин, мы с отцом решили сделать кинотеатральную версию его пьесы «UFO», но изначально планировали на удаленке снять его с зарубежными актерами. Постепенно ограничения стали уменьшаться, и мы решили все же сделать проект с российскими актерами, при этом я работал с ними в России, а отец подключался к нам из Европы по Zoom. Мне кажется, что эта совместная работа еще больше нас сплотила».

«Для меня это дебютный спектакль. Когда только начался карантин, мы с отцом решили сделать кинотеатральную версию его пьесы «UFO», но изначально планировали на удаленке снять его с зарубежными актерами. Постепенно ограничения стали уменьшаться, и мы решили все же сделать проект с российскими актерами, при этом я работал с ними в России, а отец подключался к нам из Европы по Zoom. Мне кажется, что эта совместная работа еще больше нас сплотила».
Геннадий Вырыпаев
Сорежиссер «UFO»

С сегодняшнего дня киноверсия спектакля доступна в мультимедийном сервисе Okko, в коллекции «Оkko Театра».

Подробнее о 5-м дне «Кинотавра» смотрите в видео телеканала «Кино ТВ», информационного партнера фестиваля, в соцсетях Okko.

📽 День 4-й

Видео дня:

Актриса Ирина Горбачева («Аритмия», «Я худею») рассказывает, каково быть на кинофестивале без зрителей, делится опытом члена жюри и восхищается фильмом «Доктор Лиза». А также говорит о том, кто из участников прошлых «Кинотавров» запомнился ей больше всего.

Завершился конкурс короткого метра. На обсуждении короткометражек после закрытия конкурса президент «Кинотавра» Александр Роднянский говорил о том, что в нынешнем коротком метре, который часто является дебютной работой режиссера, то есть заявкой на профессию, не хватает сегодняшнего дня и свободных экспериментов.

В последний день в программе среди конкурсантов Резо Гигинеишвили с фильмом «#Этоневажно», документальная лента «Лови момент», снята с воспитанниками фонда «Антон тут рядом», драма «Жених. Невеста. Селедка» Дмитрия Ендальцева о том, как деревенские пацаны становятся жертвами дремучего мракобесия, «Отрой, это мама» Нины Воловой — об отношениях повзрослевшей дочери и матери, не способной ее отпустить, комедия Юлии Белой «Заявление» о том как некая секретная служба ненадолго откачивает самоубийц для того, чтобы подписать с ними заявление о том, что если им вздумается вернуться в другой жизни, то они обязуются вернутся не в Россию, ибо нам такие безответственные не нужны.

На церемонии награждения победителей Роднянский цитирует почетного президента Каннского фестиваля Жиля Жакоба, который всегда желал молодым «посмотреть все возможные фильмы, прочитать все возможные книги, объехать весь мир, вернуться домой, все это тщательно забыть и стать самим собой».

Диплом Гильдии достается хоррору «Я люблю Еву» Кристины Манжула, Приз гильдии — драме «Сера» Ланы Влади — экранизации рассказа Дмитрия Глуховского о жизни в месте, не предназначенном для жизни.

«Сера» получает и главный приз жюри. В зале овация, Лана Влади вызывает на сцену своих актрис — Анну Слю и Наталью Чумбуридзе, все трое — в слезах, очень трогательный момент. Победа этого фильма была более-менее очевидной, но все равно — волнения, эмоции, радость и счастье. Со сцены Лана, выросшая в Италии и снявшаяся как актриса во многих итальянских фильмов, говорит: «Мы должны любить нашу страну, даже ее недостатки, потому что из них можно сделать что‑то прекрасное, хотя бы в искусстве».

Лана Влади с призом «Кинотавра»

Остальные победители тоже очень растроганы — смущаются, заикаются, для всех это впервые, и этот градус эмоций всегда значительно выше, чем в конкурсе большого, взрослого кино.

Жюри еще раз напоминает участникам, что отбор в эту программу — уже победа. Ирина Горбачева говорит, что в будущем в конкурсе не будет призов. Потому что они обесценивают участие.

Но пока призы есть, они должны быть вручены. Помимо «Серы» жюри наградило дипломами фильмы «Открой, это мама» и «Варя» Ники Горбушиной — о девушке, которая утроилась работать в пожарную часть. Главную роль в «Варе» сыграла Варвара Шмыкова (одна из «Чик»).

Напоследок Клим Шипенко обращает внимание конкурсантов на то, что его, Клима, короткометражки в конкурс «Кинотавра» не брали, а полнометражные фильмы брали, но никогда не награждали, так что нынешние участники уже впереди него (самого успешного режиссера 2019 года — Прим. ред.)

Режиcсер Клим Шипенко («Текст», «Холоп»)

В основном конкурсе показали якутский фильм «Пугало». Режиссер — Дмитрий Давыдов, по профессии он — учитель младших классов. «Пугало» — его третья картина — о шаманке-целительнице, которая не может найти свою дочь, но отдает свою жизнь за спасение чужой.

На «Кинотавре» Дмитрий впервые, коллег своих не знает, поэтому не понимает, что совсем не дежурные комплименты фильму делают его конкуренты — Оксана Карас и другие режиссеры. Фильм всем понравился, по «Кинотавру» уже поползли предположения о том, что он вполне может взять главный приз. У «Пугала» пока самый высокий рейтинг кинокритиков.

Второй фильм конкурса — «Скажи ей» Александра Молочникова — пронзительная, прямо на разрыв сердца, семейная драма о том, как мать и отец после развода рвут на части ребенка, как будто соперничая между собой за любовь к нему, а на самом деле оба манипулируют ребенком, используют его для своих непрекращающихся разборок, совершенно не замечая того, что они калечат ему психику.

Картина очень личная, затрагивающая серьезнейшую тему, была принята овацией и имеет все шансы понравится широкому зрителю. Пока же фильм приглашен на несколько европейских фестивалей, поэтому Александру Молочникову хочется пожелать сразу три вещи — кинотавровских призов, открытия границ и скорейшего возвращения зрителей в кинотеатры.

Видеоцитата дня:

Актер Александр Кузнецов («Кислота», «Содержанки», «Папа, сдохни») рассказывает о том, какие фильмы в России получаются лучше других, и о том, почему, чтобы понять «Кислоту», ему понадобилось время. А еще делится надеждами на российские «Звездные войны».

Подробнее о четвертом дне «Кинотавра» смотрите в видео телеканала «Кино ТВ», информационного партнера фестиваля, в соцсетях Okko.

📽 День 3-й

Видео дня:

Актер Юрий Борисов поделился своими впечатлениями от фестиваля в этом году и рассказал про свои любимые фильмы с «Кинотавра» прошлых лет.

Третий день «Кинотавра» не был густым на события. Но все равно выдался интересным. Второй день короткометражного конкурса — еще 7 фильмов. Среди конкурсантов — Надежда Михалкова. Короткометражка «One mango, please» о том, как причудливо пересеклись судьбы русской женщины и ее тайской домработницы, — ее третья режиссерская работа.

Еще один участник — журналист, историк Серафим Ореханов, который снял фильм «Высотка» про МИДовского наркокурьера, который пытается избавиться от 20 кг кокаина, чтобы избежать международного скандала. Есть в конкурсе фильм «Сера» — экранизация рассказа Дмитрия Глуховского о том, как следовательница из Москвы приезжает в Норильск расследовать убийство и в процессе начинает узнавать мистические подробности глубинки. В общем, короткометражки разнообразные. Остался один день конкурса, после которого будут вручены призы.

Днем президент фестиваля Александр Роднянский провел паблик-ток с руководителями онлайн-платформ. Видеосервисы, перетянувшие за время карантина всех кинозрителей к себе, теперь — главные игроки рынка и главная угроза для кинотеатров. Но именно с ними индустрии и нужно строить отношения. Обсуждали производство сериалов и возможности для попадания на платформы арт-кино.

Цитата дня:

«Высокий зрительский интерес может получить как фильм про супергероев, так и российский сериал о жизни во время самоизоляции или онлайн-экскурсия по Третьяковской галерее. Самое главное — чтобы проект был качественно реализован и зритель мог себя ассоциировать с героями проектов. Мы с Okko стремимся предложить отличные варианты досуга для разной аудитории — сделать так, чтобы и любители приключенческих фильмов, и ценители высокой культуры могли найти идеально подходящее кино, сериал или образовательную программу среди 70000 единиц премиального контента. Рост нашей полугодовой выручки на 121% и увеличение доли рынка до 17% говорят о том, что контентная стратегия Okko эффективна».
Макар Кожухов
Директор по контенту мультимедийного сервиса Okko

В основном конкурсе показали «Вмешательство» Ксении Зуевой. Это ее вторая картина. Первая — «Близкие» — тоже была представлена на «Кинотавре» в 2017-м.

Ксения Зуева — актриса, режиссер, сценарист, художник и модель. На этом «Кинотавре» у нее целых три работы — помимо «Вмешательства» есть еще «Хандра» и «Конференция», где у Ксении актерские работы. В «Хандре» она — одна из главных героинь, которая избивает своего парня. «Конференция» еще не показана, но известно, что в ней Зуева избивает женщину. Ксения Зуева явно боец — ее кино сложное, мрачное, про боль. Это история красивой девушки, чья жизнь — ад и ужас: отец — алкаш, парень — агрессивный аюьюзер, работа — танцы на барной стойке. Болезнь — порок метрального клапана, операция на сердце, шрам на груди, окончательная потеря веры в себя и полная безнадега впереди. Однажды у героини появляется надежда на другую жизнь, но и она обернется горечью и болью. История про жизнь, про отсутствие в ней сказок про принцев на белом коне и хеппи-эндов.

«Мне очень больно, когда я смотрю «Вмешательство», я не могу смотреть на это как на кинопроизведение, которое я создала как художник», — сказала Зуева на пресс-конференции.

Конкурс продолжается.

Подробнее о третьем дне «Кинотавра» смотрите в видео телеканала «Кино ТВ», информационного партнера фестиваля, в соцсетях Okko.

🌸 День 2-й

Начался день с конкурса короткого метра. Александр Роднянский всегда лично открывает эту программу и называет ее своей любимой. Из нее выросло как минимум два поколения режиссеров, множество нынешних маститых участников «Кинотавра» и игроков индустрии проходили через программу «Кинотавр. Короткий метр», из нынешних «больших конкурсантов» — это Анна Меликян, Михаил Сегал, Иван Твердовский, Филипп Юрьев.

Роднянский объявляет всему залу, что полнометражный дебют Юрьева «Китобой» стал лауреатом режиссерской премии в независимой секции смотра «Дни Венеции», которая проводится параллельно с основной программой 77-го международного киносмотра. К вечеру пришла новость, что фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» взял в Венеции спецприз жюри. Кончаловский закроет 31-й «Кинотавр».

А пока — короткометражки. На конкурс было подано около 300 заявок, из них отобран 31 фильм. В первый день на сцене — 11 конкурсантов. Все — молодые люди, ни одного известного имени. Некоторые из них выпускники киношкол — «Индустрия», МШК, «Арка».

Цитата дня

«Я хочу, чтобы участники нынешнего конкурса запомнили «Кинотавр» как фестиваль, который вас отобрал, а не тот, который не наградил. Получите удовольствие и не думайте о призах».
Ситора Алиева
Программный директор фестиваля «Кинотавр»

Программа и правда классно отобрана — прежде всего, по своему разнообразию: как жанровому, так и тематическому. Показ длится почти три часа, из зала почти никто не уходит. Эти участники — будущее нашей индустрии. Как минимум трое из сегодняшних одиннадцати режиссеров точно получат какие‑то предложения после сегодняшнего показа.

Тем более что в зале, помимо актеров, режиссеров и журналистов, в этот раз находятся руководители чуть ли не всех онлайн-платформ и телеканалов. Они приехали на первый в истории «Кинотавра» питчинг сериальных проектов. В жюри питчинга — сплошные биг-боссы ведущих VOD-платформ — Тимур Вайнштейн (Premier), Денис Горшков (More.tv), Давид Качаров (Ivi), Софья Квашилава (Okko), Игорь Мишин («МТС Медиа»), Ирина Сосновая (Start), Валерий Федорович (ТВ-3), Ольга Филипук («Яндекс.Студия»).

После питчинга Ирина Сосновая напишет в своем фейсбуке:

«Такое количество конкурентов, сидящих смирно в ряд, случается только на похоронах крестного отца Мафии)) Легендарный день!»
Ирина Сосновая
Продюсер и шоураннер видеосервиса Start

На питчинг была подана 771 заявка, для участия отобрано всего 11. Как и в программе короткого метра, заявки все разные, непохожие друг на друга — правда, жюри советует конкурсантам не засовывать в каждый дрим-каст Максима Матвеева и Александра Паля.

Победителем стал проект автора Екатерины Волович и продюсера Елены Алашеевой «Против всех». Это комедийная история про двух 12-летних подростков, каждый из которых одинок и непонят — Машу, у которой IQ 121, и Феликса, у которого столько же, но в килограммах. В каждой серии подростки разрабатывают план по уничтожению мира, но только делают мир лучше. «Единственное средство борьбы с одиночеством — это объединиться», — говорят девушки со сцены. Их презентация живая и яркая, а проект — с юмором и душой. Дай бог, кто‑то из жюри возьмется за него всерьез.

Конкурсную программу открывает дебют Алексея Камынина «Хандра». На дорожке, а потом на сцене — огромная группа. На премьеру приехали человек 30. Фильм выбран на открытие неслучайно — он яркий, про молодость, и про кино: один из героев снимает второсортную рекламу и ощущает себя Тарковским — талантливым, но отвергнутым и непонятым. В фильме Тарковский присутствует как персонаж, его блистательно играет Иван Янковский, и это первоклассный стеб. В целом «Хандра» — коллективный портрет сегодняшних 30-летних. Перед показом режиссер Алексей Камынин обращается со сцены к своему педагогу Владимиру Хотиненко, он тоже в зале: «Вы учили нас снимать кино про себя, я только через два года после выпуска понял, что вы имели в виду, и вот снял». Хотиненко явно доволен, видя своего очередного ученика на кинотавровской сцене.

Последний показ дня — «Доктор Лиза» — начинается в 22.00. Столь поздний сеанс для двухчасового фильма, скорее всего, обусловлен сложным расписанием Чулпан Хаматовой, которая прилетела на премьеру меньше чем на сутки. Со сцены она просит зрителей задержаться после фильма на четыре минуты и посмотреть новый ролик фонда «Подари жизнь». Чулпан говорит, что ей очень хочется переосмыслить понятие благотворительности и перевести его из плоскости сиротской и жалобной в художественное высказывание. Этот ролик снят на песню Земфиры «Пожалуйста, не умирай» и рассказывает о сильных детях, которые всеми силами стараются убежать от смерти.

Фильм «Доктор Лиза» — удивительная история удивительной женщины Елизаветы Глинки, основательницы благотворительного фонда «Справедливая помощь». В картине экранизирован один день из жизни Доктора Лиза — день 30-летия ее брака, — в который она тратит себя не на себя и свою семью, а на тех, которому нужна ее помощь.

В фильме блестящий актерский состав: помимо Чулпан Хаматовой — Константин Хабенский, Андрей Бурковский, Юлия Ауг, Евгений Писарев, Алексей Агранович, Серегей Сосновский, Елена Коренева, Татьяна Догилева, Тимофей Трибунцев и многие другие. Некоторые появляются на полторы минуты, но обеспечивают зрительское внимание.

Несмотря на то что сюжет фильма не является развлекательным в привычном смысле слова, все же это очень зрительское кино. И очень хорошо, что оно есть, потому что оно отвечает на запрос общества хотя бы на надежду на помощь, милосердие и человечность.

На премьеру прилетел и муж Елизаветы Глинки — Глеб Глинка, который очень помогал в создании фильма, доверяя режиссеру Оксане Карас не только информацию и документы, но и глубоко личные воспоминания.

После фильма он сказал, что этот фильм очень документален. «Я очень благодарен, что этот фильм есть… Я изо всех сил держался на показе, но услышав одну из личных фраз, я был разбит».

Подробнее о втором дне «Кинотавра» смотрите в видео телеканала «Кино ТВ», информационного партнера фестиваля.

🌿 День 1-й

Самолет переполнен звездами, лица которых закрыты очками и масками. Пассажиры рейса, скорее всего, и не подозревают, что на борту — лучшие представители современного кинематографа России. Многие из них и сами друг друга не узнают, здороваются на всякий случай. В этом масочном карнавале особенно выделяются Резо Гигинеишвили и Акаки Сахелашвили. Они в защитных экранах, под которыми — респираторы и большие черные очки. «Мы как будто улетаем в космос, а остальные нас провожают», — шутит Резо.

Аглая Тарасова — едва ли не единственная с открытым лицом и широкой улыбкой — обсуждает с коллегами приглашение на вечеринку, которая где‑то все же состоится (видимо, подпольно: официально вечеринки на Кинотавре в этом году запрещены).

Кто‑то почтительно склоняет голову перед Борисом Хлебниковым — он в этом году председатель жюри, к тому же он в запуске своего продюсерского проекта.

В Сочи жара — +31. Да и вообще невозможно поверить, что 31-й «Кинотавр» все же открывается — живой, настоящий, офлайн.

Руководство фестиваля заранее объявило, что список приглашенных будет сильно сокращен. Судя по рассадке в зале, людей и правда меньше. Но звезд, кажется, больше, чем обычно. Традиционный проход по красной дорожке в этом году — в особом формате, без зрителей. Все обсуждают странное ощущение. Над площадью будто повисла тишина — и все погрузилось в вакуум. Но некоторые гости — зря, что ли, на артистов учились — погружаются в воображаемые обстоятельства, машут руками и всячески «контактируют» с воображаемыми зрителями.

Несмотря на запрет, сочинцы к Зимнему театру все равно пришли, но площадь оцеплена, поэтому смотреть на звездное дефиле приходится сильно издалека.

Рассадка в зале — через одного. Тех, кто пытается сесть вместе, настойчиво просят держать дистанцию. Рассаживают даже пары: таковы правила, и они для всех. Всех просят надеть маски, но в день открытия к гостям милостивы — все же макияж, да и фотографии нужны красивые.

Первой овацией зал взрывается на заставке фестиваля — ура! Организаторы прошли через множество препятствий, чтобы сделать это.

После официальных обращений президента Путина (со сцены зачитал замминистра культуры Максим Ксендзов) и министра культуры Любимовой (на видео) на сцене появляются декорации больницы — то ли ковидный госпиталь, то ли психушка, то ли и то и другое. Пациент (актер Артем Ткаченко), два санитара (операторы, ведущие трансляцию на экран) и голос сверху — то ли доктор, то ли внутренний голос пациента. Что он делает тут? И какое сейчас время? «Сейчас сентябрь, но должен быть июнь», — говорит Артем. Шутка заходит — «Кинотавр» всегда проходит в июне, и происходящее сейчас, действительно, похоже на безумие.

Спектакль на сцене посвящен пандемии и тем травмам, которые она нанесла кинематографистам и всем. Шутят про вторую волну, которая будет в сентябре, то есть уже сейчас: возможно, она уже даже есть. Про новую реальность, которая надела на всех маски, и новую этику, которая маски сорвала. Это спектакль о том, как мир встал на паузу, как каждый сходил с ума по-своему, и о том, что каждому теперь придется найти свое место заново.

Спектакль периодически прерывается представлением фильмов программы. В короткометражном конкурсе — 31 картина (магия цифр 31-го фестиваля продолжается). Жюри возглавляет Клим Шипенко. С ним в команде — актеры Ирина Горбачева и Александр Робак, продюсер Сергей Корнихин и киновед Алексей Артамонов.

В основном конкурсе — 13 картин (31 наоборот). В первый день все почему‑то обсуждают фильм «Хандра» — дебют Алексея Камынина. Вокруг картины какой‑то необъяснимый ажиотаж, говорят, что не хватает билетов, что приехала огромная группа. Трейлер фильма и правда забойный и звездный, но «Кинотавр» звездностью не удивишь.

Главная звезда конкурса — Аня Чиповская, у нее целых 4 фильма (в том числе «Хандра»). Мы увидим Чиповскую комическую, трагическую, влюбленную, страдающую, голую, поющую — разную. Надеюсь, увидим и живьем: пока ее в Сочи нет.

В жюри основного конкурса — актер Владимир Вдовиченков, актриса Оксана Фандера, режиссер Нигина Сайфуллаева, продюсер Екатерина Филиппова, телеведущая Дарья Златопольская, оператор Федор Лясс. Председатель жюри Борис Хлебников говорит со сцены, что мечтает о том, чтобы «Кинотавр-31» запомнился не как фестиваль пандемии, а как фестиваль больших событий и больших открытий.

В финале церемонии на сцену выходит президент «Кинотавра» Александр Роднянский. Вспоминая о том, сколько всего в 2020 году во всем мире не случилось — фестивали, премьеры, фильмы, съемки, — он говорит о том, что «Кинотавру» очень хотелось, чтобы собранные для программы фильмы все же «состоялись» — чтобы их увидели, написали, донесли до зрителей. Потому что «Кинотавр» — это стартовая точка для фильмов, а не пункт прибытия звезд.

«Кинотавр» и правда очень важен сейчас для нашей индустрии. Важен как никогда. Поэтому все, кто в этой индустрии есть — звезды, дебютанты, производители, прокатчики, фестивальщики, минкульт, — объединились для того, чтобы раскачать ее заново, вернуть зрителя в кинотеатры. Потому что за полгода самоизоляции зритель переключился на онлайн-платформы с обилием разнообразного и суперкачественного контента и спокойно обходился без магии коллективного просмотра.

Фильм открытия «Кинотавра» — «Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского. Именно ему «Кинотавр» вручает приз за вклад в киноискусство. Александр Роднянский так пронзительно представил залу выдающегося мастера, рассказывая залу его удивительную биографию, что сам Хржановский на сцене едва не расплакался. Завершая свою благодарственную речь, Андрей Хржановский сказал: «Пока я смотрел эту церемонию, я напряг свой белый ум — так племянница называет мою седину — и придумал новый фильм. Очень надеюсь, что мне удастся сделать его».

Итак, «Кинотавр» открыт. Впереди — 7 дней просмотров и деловых мероприятий. Вместе с Борисом Хлебниковым верим в то, что это будет фестиваль больших событий.

Видеодневник первого дня от информационного партнера «Кинотавра» — телеканала «Кино ТВ» — смотрите в соцсетях Okko.

Расскажите друзьям