Каждую неделю кинокритик «Афиши Daily» Станислав Зельвенский отслеживает новые интересные фильмы, которые рекомендует посмотреть. В новом выпуске: док про «Шоугелз», два Сета Рогена, мексиканские убийцы, католические школьницы и фильм с Ренли Баратеоном.

«Выбивая долги» («The Tax Collector»)

Дэвид (Бобби Сото), молодой гангстер из мексиканской семьи, и его правая рука Крипер (Шайя ЛаБаф), о чьей жестокости ходят легенды, собирают дань с уличных банд в лос-анджелесском Южном Централе, пока босс по кличке Волшебник чалится на киче. Но однажды у них появляется конкурент — совсем отмороженный мексиканец, на досуге отрезающий головы и практикующий религиозные ритуалы с жертвоприношениями голых женщин.

У Дэвида Эйра, певца калифорнийских злых улиц, абсолютно, кажется, незаслуженная репутация хорошего режиссера, но за этот фильм его дружно поливают помоями: бездуховно, мол, и чуть ли не расизм. Притом что он даже повеселее обычного эйровского «бу-бу-бу» про очередное боевое братство и в лучшие моменты напоминает «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Рефна. А в целом это как бы «Крестный отец», снятый пятилетним; почти наивное искусство. Первый час — бандитские терки пополам с семейными ценностями, потом начинает литься кровь. Истории толком нет, монтаж демонстративно нелепый, ЛаБаф в костюме-тройке выглядит страшно и смешно (еще именно для этого фильма он сделал себе настоящую татуировку на всю грудь. — Прим. ред.), а впрочем, так можно сказать здесь почти про все. А самое смешное, что Эйр, кажется, совершенно серьезен, даже когда злодей со злодейкой раздеваются до белья, достают молотки и начинают названивать врагам по видеосвязи. Если этот фильм не станет культовым, всем должно быть стыдно.

Смотреть Amazon, iTunes
Российский кинорелиз 12 ноября 2020 года, «Экспонента»

«Американский огурчик» («An American Pickle»)

Фантастическая комедия про евреев и соленые огурцы с двумя Сетами Рогенами. Хершель Гринбаум (Роген) вскоре после Первой мировой эмигрирует в Нью-Йорк из восточноевропейского города Слупска, падает там в чан с соленьями и вылезает из него невредимым через сто лет; он знакомится со своим правнуком Беном (Роген), бруклинским программистом.

Режиссерский дебют оператора Брэндона Троста, написанный юмористом Саймоном Ричем по мотивам его собственного рассказа, «Огурчик» — неровный, но чрезвычайно милый фильм. В первой, более смешной половине он похож, конечно, на раннего Вуди Аллена и, может быть, Коэнов в их самом легкомысленном настроении. Шутки про хипстеров, твиттер и cancel culture всегда кстати, даже если они немного очевидные (бородач в рабочей одежде 1920-х в Бруклине 2020-го выглядит абсолютно своим). Потом у авторов учащаются приступы сентиментальности, не всегда, может быть, идущие картине на пользу. Роген делает, что может; притом что он все-таки актер ограниченного диапазона и его двойной перформанс все время немножко тянет фильм в капустник, видно, что для него это важная роль.

Релиз на HBO Max

«You Don’t Nomi»

Документальный фильм с непереводимым названием — отчасти видеоэссе, отчасти критический разбор, отчасти просто валентинка невероятной картине Пола Верхувена «Шоугелз». Почему ее не приняли, когда она вышла в середине 90-х, и почему так полюбили потом? Какие бездны открываются, если посмотреть ее десятки и сотни раз (как сделали некоторые из проинтервьюированных в фильме).

Поклонники «Шоугелз» — критик, культуролог, поэт, трансвестит и другие — рассуждают о природе своей одержимости и косвенно о том, как работает кэмп и язык кино вообще, и это интересно, и ужасно смешно, и иногда на удивление глубоко (хотя пару комментаторов хочется прибить). Время от времени разговор неизбежно переходит к творчеству Верхувена в целом. Никаких звездных эксклюзивов, чистый DIY: видеоряд состоит из киноотрывков и чужих документальных съемок. Самая душераздирающая линия, конечно, — про Элизабет Беркли, и заканчивается фильм эпизодом, от которого мурашки по коже. В общем, кому надо, тот не пропустит.

Все варианты смотреть легально здесь

«Да, боже, да» («Yes, God, Yes»)

Где‑то в конце девяностых или начале нулевых робкая старшеклассница из Айовы (Наталия Дайер, Нэнси из «Очень странных дел»), живущая в религиозной семье, отправляется на выходные в католический лагерь и много думает там о сексе.

Симпатичная безделица, автобиографический, понятное дело, дебют Карен Мейн — клон «Леди Бёрд», но с акцентом на мастурбацию: воспоминания о провинциальной юности, запретах и открытиях. Снято просто, но довольно элегантно, хронометраж подходящий — чуть больше часа. Дайер потешно хлопает глазами, переписывается с похабниками в чате AOL, вздыхает о волосатых руках вожатого и обнаруживает, что в телефоне есть не только игра «змейка», но и режим вибрации. Фильм при этом совершенно невинный, можно младших школьников водить. Да и нужно, пожалуй. Через 50 лет после «Кэрри» все это выглядит, конечно, детским садом.

Все варианты смотреть легально здесь

«Вокруг солнца» («Around the Sun»)

Двое британцев, Бернард (Гетин Энтони из «Игры престолов») и Мэгги (Кара Теобольд из «Аббатства Даунтон»), встречаются в Нормандии в слегка обветшалом пустующем шато. Он, кажется, ищет натуру для киносъемок. Она — представитель компании, владеющей замком, — проводит экскурсию. Но все не так просто: когда‑то здесь гостил писатель и ученый Фонтенель, важная фигура эпохи Просвещения, написавший книгу «Беседы о множественности миров», и миры расщепляются прямо на глазах.

А вот более любопытный маленький дебют (автора зовут Оливер Кримпас) — британский по паспорту, но совершенно французский и по прописке, и по манере. Два привлекательных человека в погожий сентябрьский день ходят по живописному поместью и разговаривают, перемещаясь от космологии к флирту и обратно, — что вообще может быть лучше? Теобольд прямо светится, от нее не оторвать глаз (у Ренли Баратеона странная мимика, но и он, вероятно, славный парень). Может быть, где‑то фильм чересчур простоват, а где‑то — наоборот, но в целом его игривая интонация производит совершенно чарующее впечатление.

Все варианты смотреть легально здесь
Подробности по теме
«Видеорегистратор» и «Полицейский седан» — два разных взгляда на события протестного лета
«Видеорегистратор» и «Полицейский седан» — два разных взгляда на события протестного лета