«Великая» с Эль Фэннинг: Екатерина шпица

Станислав Зельвенский — о новом хулиганском сериале от сценариста «Фаворитки» с Эль Фэннинг в роли Екатерины Великой, змеями-фрейлинами, медведями, енотами и летающим шпицом.

Хорошо, что ревнитель отечественной истории Владимир Мединский не дослужил до «Великой» в роли главного по культуре и может со спокойной совестью ее пропустить. У 10-серийного сериала, который в пятницу целиком появится на Hulu (в России — в субботу на more.tv), имеется игривый подзаголовок «Местами правдивый рассказ», но он ему льстит: из правдивого, по большому счету, здесь только то, что молодая иностранка вышла замуж за русского по имени Петр и стала Екатериной II.

И черт с ним, конечно: более или менее честных фильмов про шальную императрицу есть как минимум дюжина. Мелодрамы, комедии, костюмная скука, молодая Екатерина, пожилая Екатерина (мини-сериал с Хелен Миррен вышел каких‑то полгода назад) и так далее. А такой Екатерины еще не было — хотя классические фарсы вроде «Королевского скандала» Любича и Преминджера вполне можно считать предками «Великой».

Русский трейлер «Великой»

Итак, девушка из обедневшей европейской семьи (Эль Фэннинг) выходит замуж за российского императора Петра (Николас Холт) и принимает имя Екатерина. В мире сериала Петр III на момент свадьбы уже вовсю правит Россией. Он — деспот, болван и весельчак с очень серьезными детскими травмами, о которых напоминают стоящие во дворце мумия матери и огромная статуя отца, Петра I (в реальности деда, конечно), запечатленного в компании медведя. Медведи, как несложно догадаться, в «Великой» занимают особое место, и первый появляется уже в самом начале в качестве свадебного подарка невесте.

Надежды Екатерины на большую любовь оказываются немедленно разбиты — Петр открыто спит с супругой (Чарити Уэйкфилд) своего ближайшего сподвижника (Гуилим Ли), а для жены заказывает любовника (Себастьян Де Соуса), поэтому она начинает мечтать о прогрессе в России: закончить войну со шведами, открыть школы, отменить крепостное право и так далее. Для этого необходим переворот.

Поскольку сценарий почти целиком написал австралиец Тони МакНамара, соавтор «Фаворитки», это у всех первая ассоциация — и действительно, по жанру сериал и фильм схожи: квазиисторическая комедия про политику и секс, собранная из демонстративных анахронизмов, но (по замыслу, по крайней мере) сообщающая нам что‑то настоящее если не о букве, то о духе эпохи. Другой вопрос, что без режиссерской воли Лантимоса выглядит это, конечно, по-другому, менее собранно и во многом более традиционно.

Действие редко покидает дворец; еще есть лес, а там, как ни странно, медведь. Дворцовые интриги расчерчены между символическими фигурами: эксцентричный поп (Адам Годли), его циничная кузина, разжалованная из дворянок в слуги (Фиби Фокс), прекраснодушный очкарик-советник (Саша Дхаван), пьющий генерал (Дуглас Ходж), коварная тетушка императора (Белинда Бромилоу), упомянутые Орлов с женой и клика змей-фрейлин.

Какие‑то персонажи (поп, генерал) — более забавные, какие‑то (Орлов, фрейлины) — менее, но никто из них на многое не претендует: «Великой» безраздельно и авторитарно правят Эль Фэннинг и Николас Холт. Причем скорее даже второй: Петр — блестящая комическая роль, которая благодаря мастерству и британской харизме Холта становится чем‑то большим, чем просто злая карикатура на тирана-нарцисса. Что касается Фэннинг, то смотреть на нее, как всегда, одно удовольствие, но значительных сюрпризов ожидать не стоит.

В смысле взгляда на Россию это что‑то среднее между «Смертью Сталина» и великим фильмом Вуди Аллена «Любовь и смерть», ближе ко второму. Ежеминутно бьется посуда, десерт приносят с отрубленными головами шведов, люди иногда поют по-русски нечто вроде «казачок, миленький жучок».

Некоторых героев играют темнокожие артисты, а Саша Дхаван, например, этнический индиец. Много животных: шпиц, енот, лошадь, с которой якобы спала императрица, медведи опять же. Имена персонажей взяты в основном из Толстого и Достоевского, а если и из учебника, то не из того: в одной сцене (да еще какой) мелькает человек по фамилии Брежнев. То же самое с обрывочными историческими фактами: бритье бород, войны со Швецией. Лейтмотив — скорее свинья заговорит, чем Россия заживет достойно; когда Екатерина озвучивает очередные планы перестройки, прислуга замечает, что для начала хватит «никто тебя не изнасилует и не убьет твоих детей, а иногда будет немного хлеба».

Наверное, если бы это была чистая комедия, смотреть «Великую» было бы еще приятнее: сериал грешит довольно странными перепадами тона, иногда врубая без предупреждения жестокую драму в духе «Игры престолов», с которой непонятно, что делать. И, может быть, десять часов — все-таки многовато. Но в конечном счете это грубое, часто глупое развлечение дарит немало радости и парадоксальной патриотической гордости: у Mother Russia давно не было такого юного приятного лица.

С 16 мая

на more.tv