«Нормальные люди» («Normal People»)
Бибисишная экранизация шумного бестселлера молодой ирландской писательницы Салли Руни (вышедшего в 2018 году и совсем недавно переведенного на русский); двенадцать серий примерно по полчаса, первые шесть поставил Ленни Абрахамсон, известный по «Комнате», сценарий писался при участии самой Руни.
Это история, занимающая несколько лет, про отношения юноши и девушки из ирландской провинции — сперва в старшей школе, потом в дублинском колледже. Ее зовут Марианна (Дейзи Эдгар-Джонс), его — Коннелл (Пол Мескал), она из обеспеченной, но плохой семьи, он из бедной, но хорошей (у обоих при этом нет отцов). Когда у них начинается роман, он спортсмен и всеобщий любимец, а над ней все смеются, поэтому он вроде как ее стесняется. Потом расклад сил будет неоднократно меняться (или на самом деле не будет), и в колледже у них продолжится полулюбовь-полудружба в формате, который по-английски называется on-again, off-again — иначе говоря, они будут то встречаться с другими, то страдать в одиночестве, то возвращаться друг к другу.
Сюжет бесхитростный, и кубики, из которых сложен роман, а теперь сериал, вроде бы хорошо знакомые, но повестка эпохи фейсбука очень ловко поставлена на классический фундамент. Есть бессмертный классовый контекст: мать Коннелла прибирается у матери Марианны, ему в колледже нужно подрабатывать, чтобы снимать койку, она может отправиться на семейную виллу в Италии. Есть вечные слагаемые романа воспитания: школьная травля, вопросы популярности, кто с кем пойдет на выпускной, выбор жизненного пути (и, разумеется, один из героев — начинающий писатель) и так далее. Есть модный психоаналитический набор: травмы, депрессия, неверие в себя. Еще лет 15 назад в этой истории точно было бы на две-три драки больше и на одного психотерапетва меньше.
И, конечно, что‑то в сериале сделано очень грубо (например, злой брат), что‑то совсем не работает (например, самоубийство второстепенного персонажа), над чем‑то можно посмеиваться.
От обоих актеров не оторвать глаз, и камера, собственно, на протяжении быстро пролетающих шести часов старается этого не делать. У фанатов книги наверняка есть, как всегда, претензии к кастингу (и героиня, допустим, очевидно слишком хорошенькая для роли школьной парии), но это, конечно же, огромная удача.
В динамике отношений Марианны и Коннелла и персональных терзаниях каждого из них есть и оригинальность, и в то же время магическая универсальность, выводящая «Людей» за пределы поколенческого чтива, — пара каких‑то робких новых слов в хронике войны полов. Плюс секс: в сериале его много, он снят довольно откровенно, и это тоже в мире подростковых телероманов что‑то новенькое, тем более что героиня проецирует свою душевную боль на легкий БДСМ.
Успех книжки, кажется, во многом случился благодаря тому, что о «Нормальных людях» очень хочется спорить, это роман эпохи соцсетей. Кто прав, кто виноват, а зачем он, а почему она. Сериал еще подкинул дров: для кого‑то это романтический шедевр, для кого‑то — вялая мелодрама про привлекательных миллениалов, которым стоило бы пореже задумчиво смотреть в окно. Истина, сдается, где‑то посередине, но в любом случае это феномен, который не стоит игнорировать.
«Нормальные люди»
Амбициозная крупнобюджетная гангстерская драма; шоураннер и режиссер полуторачасового пилота — валлиец Гарет Эванс, автор «Рейдов» и «Апостола». Три серии (всего их девять) поставил француз Ксавье Жанс.
Пара гопников вроде бы случайно убивает главного лондонского бандита. Сын убитого (Джо Коул) ищет виновных, криминальный мир лихорадит, всплывают разные секреты. Албанцы, китайцы, цыгане, полицейские под прикрытием, пакистанский наркобарон, сын которого баллотируется в мэры, и так далее. Колоритный материал Гая Ричи, но подача более прямолинейная. Несмотря на множество штампов, это захватывающий и очень лихой сериал. Любимые Эвансом драки, кровища, замечательные рожи.
Смотреть на Now TV.
Шестисерийный криминальный ситком: заслуженного лондонского полицейского убивают при исполнении, а через год оживляют в рамках англо-американской испытательной программы — теперь он немножко робот. Верный напарник за это время успел сойтись с его вдовой. Совершенно идиотская, но забавная фантазия на тему «Робокопа»: полусерьезное расследование, разбавленное клоунадой и шутками про ctrl-alt-delete. Для англичан дополнительная радость в том, что все главные актеры, включая прекрасного Стивена Грэма, — звезды суперпопулярного полицейского шоу «По долгу службы».
Смотреть в «Амедиатеке».
Четвертая и заключительная, кажется, часть проекта Майкла Уинтерботтома, растянувшегося на десятилетие: актеры Стив Куган и Роб Брайдон, играющие иронические версии самих себя, ездят по живописным местам, вкусно едят и передразнивают Майкла Кейна и Роджера Мура. На этот раз они следуют за Одиссеем — из Трои в Итаку. А по дороге меряются «Бафтами», поют Рода Стюарта и Джорджа Майкла, обсуждают, похож Куган на Ричарда Гира или на Стива Мартина, и так далее, но при этом замечают и лагеря беженцев, и собственное старение. Уинтерботтом заканчивает на печальной и в то же время жизнеутверждающей ноте; у этого невесомого сериала, вероятно, узкая аудитория, но для нее нет ничего более целительного, чем эти короткие встречи.
Смотреть на Now TV.
Предыдущие серии: «Путешествие», «Путешествие в Италию», «Поездка в Испанию».