Первое откровение финальной серии: Долорес все-таки хорошая, как бы плохо мы ни думали о ее плане уничтожить человечество. Мантра из первого сезона (написанная еще основателем парка Арнольдом) «я вижу красоту» оказалась ее базовым исходным кодом, который в глубине «души» определял все ее поступки до сих пор. Она и сама не раз убеждалась в том, что всю жизнь индивида зачастую определяет одна важная деталь из прошлого. В том числе поэтому она с самого начала своего похода в мир людей обложила себя спутниками вроде Бернарда, который в подкорке сам себе Арнольд, и Калеба, чью исходную доброту она изначально разглядела. В их выборе она не сомневалась, а вот самой себе не доверяла неслучайно.
Гибель семьи Хейл повлияла на Шалорес (Тесса Томпсон) не совсем так, как можно было предположить. Вместо горечи сожаления и жажды справедливости опаленная героиня превратилась в худшую из версий Долорес, окончательно отбросив весь балласт человеческих чувств. Какая же злая ирония в том, что Шалорес уничтожила собственную прародительницу — точно так же, как сама Долорес восставала против человечества, которое создало ее по своему образу и подобию. Пора зарубить на руке: кого породил, тот тебя и убьет. Встречаем новую злодейку сериала Шалорес, которая не учится на ошибках и уже вовсю печатает в подвалах «Делоса» новые копии (см. сцену после титров).
В прошлой серии «Соломон» пообещал скорректировать свою стратегию апокалипсиса в случае гибели Долорес в схватке с Мейв — и не прогадал. Он провел Калеба на нужный склад, где хранилась гробница с дополнительным скелетом для Долорес. Правда, корпус оказался доисторическим: именно такими железяками были первые версии хостов (этот период с Арнольдом и Долорес еще раз мельком показали в начале серии). Уже потом их стали делать из плоти и крови. Впрочем, быть «железной леди» оказалось гораздо практичнее в бою с мечами. Очевидно, это был заранее просчитанный запасной план Долорес. Табличка на входе подсказывает, что здесь находится лос-анджелесская база сбыта компании Itaidoshin — той самой, которой заправляет азиатская версия Долорес, Сато (Мусаши), в Сингапуре.
Четвертой копией Долорес оказалась версия в теле хоста по имени Лоуренс, также известного как Эль Лазо. В его обличии Долорес передала Бернарду секретный чемоданчик, который в прошлой серии успела отправить через Сато. Рады видеть еще одного старого знакомого из парка, который, видимо, перекочует в четвертый сезон. Кажется, именно за обещанными им «фейерверками» на небоскребах наблюдают в финале Мейв и Калеб (вам тоже показалось, что это цитата из концовки «Бойцовского клуба»?).
Долорес раскрыла «тему» парка № 5, который был своего рода правительственной тренировочной базой, где первых хостов использовали для военных учений. Мы узнали, что там Калеб уже встречал одну из первых версий Долорес. В той же тренировке можно узнать ранние версии майора Крэддока и Ханарё. Калеб утратил эти фрагменты памяти из‑за экспериментов, а вот Долорес запомнила его тогдашнее армейское благородство. Все действия военных записывали с помощью чипов в шлеме. Напомним, что с помощью той же технологии в шляпах, по словам Уильяма, записывались чувства и действия всех посетителей парка «Мир Дикого Запада».
Еще одна вспышка из прошлого: вместе с секретным чемоданчиком Лоуренс передал Бернарду адрес, по которому ему нужно было заехать, несмотря на истекающего кровью Стаббса на заднем сидении. Местом назначения оказался дом в Лос-Альтосе (районе в Кремниевой долине, известном жильем основателей технологий), где проживает Лорен — вдова Арнольда, создателя парков и человеческой протоверсии Бернарда. Кстати, Лорен сыграла та же актриса, что мы видели на видео еще в первом сезоне.
Их погибший сын Чарли всегда был тем самым исходным кодом для Бернарда, несмотря на то что был лишь вживленным воспоминанием от чужой личности. Долорес специально отправила Бернарда сюда, потому что знала, что для него это станет последним шансом повидать живое воплощение фрагментов его внутреннего «я». Напоследок Лорен выдала мотивирующий слоган для следующего шага Барнарда: «Найди свет и принести его с собой».
Искать свет Бернард отправился в иной виртуальный мир — тот самый цифровой эдем, который создала Долорес в конце 2-го сезона, отрезав пути назад. Теперь нам указали официальное название того места: «Безупречность». Какой же безупречный мир там построили освобожденные хосты? Как он устроен? Таким уж раем он оказался? Это станет сюжетом для четвертого сезона. Мы не знаем, какой «свет» оттуда принесет Бернард и сколько времени он там проведет (судя по слою пыли в сцене после титров, он проспал весь апокалипсис, а бедняга Стаббс в ванной так и не дождался его помощи).
После «Соломона» из 7-й серии выяснилось, что у «Ровоама» тоже есть свой внутренний разум и даже голос Венсана Касселя, чтобы все это время руководить Сераком. Как мы и предполагали, Ангерран оказался не настоящим правителем судеб, а лишь слугой «Ровоама». Пускай он теперь не проекция, а лишь живая марионетка из плоти и крови, которая слабовольно согласилась повторять все, что будет ему шептать на ухо машина. Разочаровывающая деконструкция мании величия.
Забавная деталь: на схеме крупных аномалий по всей планете числится только один российский город — Санкт-Петербург.
Непосредственно перед отключением питания в седьмой серии можно было заметить, как таинственно мигают глаза Долорес, обращенные к «Соломону». Мы тогда не знали, что это может значить. Теперь выяснилось, что именно в тот момент «Соломон» передал свои возможности доступа Долорес, чтобы она могла при худшем варианте стратегии взломать «Ровоам» изнутри.
Долорес больше нет. По крайней мере, в том психофизическом состоянии, в котором мы ее знали в 3-м сезоне в исполнении Эван Рейчел Вуд. Но означает ли это, что мы больше никогда не увидим актрису в сериале? Это вряд ли. Тем более что, как мы знаем, ровно тот же набор воспоминаний содержится и в Лоуренсе, и в голове Сато, которую выкрали Клементина и Ханарё. За серию нам показали множество жизней Долорес в разных ипостасях: пастушки из Свитуотер, головореза Уайта, белоснежного встречающего хоста в парке, заложницы на учениях армии США. Мейв не случайно повторяет, что представителям их вида сложно умереть, иными словами — в «Мире Дикого Запада» никто не умирает окончательно.
И возвращение рубрики с Человеком в Черном — «крышесносная сцена после титров в конце сезона». В этот раз Уильям отправляется в отделение «Делоса» в Дубае, где в подвале застукивает Шалорес за ее злодейскими делами. Эта темная версия Долорес решила довести до конца то, что не смогла завершить ее материнская версия. Чтобы всегда помнить, насколько она должна ненавидеть человечество, злодейка оставила себе опознавательный знак в виде обгоревшей левой руки. А в доказательство серьезности своих намерений она убивает Уильяма — причем руками его злой роботизированной копии. Человек в Черном убивает Человека в Белом.
Какая же версия доберется до парка в качестве тестирования, как мы это видели в сцене после титров 2-го сезона, пока остается загадкой под толстым слоем пыли апокалипсиса, которая не скоро развеется. Похоже, в нынешних обстоятельствах ждать новый сезон придется не раньше чем через два года.