Познакомьтесь с Дэйвом Эггерсом, самым востребованным американским писателем

Фотография:
Nick Cunard
13 мая 2016 в 14:44
Эггерс — наиболее влиятельный англоязычный прозаик момента. В этом году выходят выходят сразу две громкие экранизации его романов — «Голограмма для короля» с Томом Хэнксом и «Сфера» с Эммой Уотсон. Игорь Кириенков выбрал семь наиболее ярких его книг и взвесил их шансы попасть на экран.

Необычайно плодовитый американский писатель, к своим 46 годам выпустивший около двадцати книг всевозможных жанров и направлений. Помимо романов, новелл, автобиографической и документальной прозы работал над сценариями к фильмам «Там, где живут чудовища» и «В пути»; кроме уже готовой «Голограммы для короля» и «Сферы», находящейся на стадии постпродакшена, был экранизирован и один из его рассказов —«Земля обетованная». Энергия Эггерса выходит за рамки собственно литературной деятельности: он основал некоммерческий фонд 826 Valencia, помогающий начинающим авторам по всей стране, запустил книжный проект Voice of Witness, позволивший многим жертвам государственного насилия в США и за их пределами быть услышанными, а также является учредителем независимого издательского дома McSweeney. Живет в Сан-Франциско, женат на писательнице Венделе Вида, растит двоих детей.

«Душераздирающее творение ошеломляющего гения» (2000)

Жанр: автобиография

Сюжет: После смерти родителей Дэйв Эггерс вынужден заботиться о своем младшем брате Кристофере, совмещая родительские обязанности со вполне подростковыми желаниями и позывами. Найти баланс между ответственностью и праздностью ему помогают сестра Бет, коллега по фэнзину «Мощь» Марни и бывшая девушка Кристен. По сути, «Творение» — это «Над пропастью во ржи» поколения MTV и манифест новой, с учетом постмодернистских наработок, искренности, позволивший рецензентам сопоставлять автора с Сэлинджером, Бартом и другими мастодонтами американской прозы второй половины XX века.

Шансы на экранизацию: Весьма смутные. Несмотря на то что права на роман были приобретены компанией New Line Cinema еще в 2002 году (за сценарий будущей картины отвечали Ник Хорнби и Д.В.ДеВинсентис), в 2007 году автор заметил, что не ждет в ближайшем будущем экранизации своего дебюта — вопреки читательскому и критическому успеху книги. Отчасти его пессимизм подтверждается незавидной судьбой адаптаций других ключевых сочинений начала XXI века — «Приключений Кавалера и Клея» Майкла Чабона и «Поправок» Джонатана Франзена, которые по разным причинам пока так и не стали фильмами или сериалами.

«You Shall Know Our Velocity!» (2002)

Жанр: роман

Cюжет: По стечению сразу нескольких прискорбных и отрадных обстоятельств друзья Уилл и Хэнд разжились крупной суммой денег — и решили благородно ее растратить, пустившись в кругосветное путешествие. Филантропический характер поездки со временем уточняется психопатологическими аспектами: как обычно у Эггерса, по ходу действия романа в права вступают паранойя, мания преследования и общая эмоциональная нестабильность.

Шансы на экранизацию: Близкие к максимальным. Адаптацией книги сначала должен был заняться Мигель Артета («Хорошая девочка», «Бунтующая юность»), а затем ее поручили Питеру Соллетту («Будь моим парнем на пять минут», «Все, что у меня есть») — но роман, конечно, достоин автора более существенного калибра: хорошо бы им заинтересовался кто-нибудь вроде Александера Пейна. На главную роль, по информации The Playlist, в данный момент претендует Дэниел Рэдклифф.

«How We Are Hungry» (2004)

Жанр: сборник рассказов

Сюжет: 15 — компактных и не очень — историй о голоде, страсти и нравственных поисках, переживаемых соотечественниками писателя на родине и за рубежом. Первый цикл рассказов Эггерса одновременно продолжает и предугадывает направления, в которых будет развиваться его проза в дальнейшем — как на тематическом (утрата, одиночество, секс, война, капитализм), так и на техническом (метанарратив, усложненный поток сознания) уровнях, а также подтверждает заявку писателя на лидерские позиции в современной англоязычной литературе.

Шансы на экранизацию: Очень неравномерные — учитывая, что представить себе ТВ-антологию по мотивам произведений молодого еще писателя вообще довольно проблематично. Наилучшие экранные перспективы просматриваются лишь у трех вещей из сборника — «Up the Mountain Coming Down Slowly», этакого оммажа «Снегам Килиманджаро», «The Only Meaning of the Oil-Wet Water», продолжающего одну сюжетную линию из «You Shall Know Our Velocity!», и «Quiet» про пару молодых американцев, увлекшихся друг другом на антиглобалистском марше.

«Зейтун» (2009)

Жанр: документальная проза

Сюжет: Пронзительная история злоключений луизианца Абдурахмана Зейтуна, который помогал соседям справиться с ураганом «Катрина» и стал жертвой полицейского произвола — его обвинили в терроризме. Всему виной открытое мусульманское вероисповедание, внушительные денежные запасы (Зейтун был довольно успешным предпринимателем) и наличие нескольких карт города. После долгих бюрократических мытарств, сопровождавшихся грубейшими процессуальными нарушениями, Зейтун был освобожден под огромный залог и, по сути, оказался без средств к существованию.

Шансы на экранизацию: Крайне высокие — постановку анимационной версии книги сейчас готовит сам Джонатан Демми. Между тем из «Зейтуна» получился бы яркий мини-сериал HBO: документальная природа текста могла бы заинтересовать кого-нибудь из мастеров расследовательского ТВ — например, Дэвид Саймон наверняка не отказался бы продолжить свой игровой проект «Тримей».

«Your Fathers, Where Are They? And the Prophets, Do They Live Forever?» (2014)

Жанр: роман

Сюжет: Исповедь фрустрированного горожанина средних лет, написанная в виде диалогов, — а также фундаментальное (насколько это позволяет 200-страничный формат) высказывание о текущем состоянии американского общества. Томас, пару лет назад потерявший друга Дона и утративший смысл жизни, последовательно похищает семерых человек — астронавта, экс-конгрессмена, школьную учительницу, свою мать, полицейского, главврача больницы и случайную прохожую — и изливает им душу, полную страхов, терзаний и несбывшихся мечтаний.

Шансы на экранизацию: Умеренные. И дело не столько в композиционном построении книги, удобном скорее для сценического воплощения, сколько в достаточно прямолинейном политическом послании, содержащемся в тексте. Хотя «Your Fathers» вполне могут попасться на глаза режиссеру-новичку, полному социально-критических амбиций, и тогда писатель вряд ли откажется поддержать соратника по борьбе.

«Heroes of Frontier» (2016)

Жанр: роман

Сюжет: Дантистка Джоси лишается врачебной практики в Огайо, разводится с мужем и отправляется колесить по Аляске вместе со своими маленькими детьми, пытаясь разобраться, что же случилось — с ней, родиной и миром вокруг. Эггерс работал над романом последние шесть лет и опубликовал отрывок из него еще два года назад в The New Yorker. Релиз книги должен состояться в июле.

Шансы на экранизацию: Солидные — принимая во внимание, как сильно любит новейший кинематограф протагонистов-женщин. Что до конкретных исполнителей, то в главной роли можно представить себе более-менее любую американскую артистку в районе 40 и на подъеме — скажем, Риз Уизерспун. Соответственно, самым уместным постановщиком возможной ленты стал бы Жан-Марк Валле («Далласский клуб покупателей», «Дикая», «Разрушение») или, как вариант, охочий до бестселлеров Стивен Долдри («Часы», «Чтец», «Жутко громко и запредельно близко»).

«Visitants» (2016)

Жанр: записки путешественника

Сюжет: Коллекция этнографических очерков бывалого туриста: писатель — отчасти из профессиональных надобностей, отчасти по собственной прихоти — предпочитает экзотические маршруты. Тот, кто знаком с другими текстами Эггерса, может убедительно спрогнозировать общий тон цикла: будь то Хорватия или Сирия, ухо и глаз автора чутко регистрируют несправедливость и притеснения. Выход сборника также намечен на июль, но уже сейчас можно прочитать эссе о том, как прозаик наведался в казино Mohegan Sun в коннектикутской глуши.

Шансы на экранизацию: Призрачные — особенно в отсутствие киноверсий «Зеленых холмов Африки» Хемингуэя, «Путешествия с Чарли в поисках Америки» Стейнбека и других важных американских путевых заметок. Впрочем, многое зависит от самого Эггерса: если его репутация ведущего автора поколения, родившегося в 1970-х, продолжит укрепляться, быть может, и эта книга получит свою телеверсию — например, в формате тревел-шоу с самим автором в роли ведущего.