Стал главным мужским героем Бергмана
Многолетнее сотрудничество высокого и артистичного шведа Макса фон Сюдова с режиссером Бергманом началось с неподражаемой роли рыцаря Антониуса Блока в «Седьмой печати», где он сыграл партию в шахматы со Смертью. Одна из самых запоминающихся сцен в истории кинематографа переросла в дальнейшие фильмы в качестве альтер эго Бергмана: в «Девичьем источнике» Макс сыграл хозяина хутора, в фильмах «Сквозь темное стекло» и «Причастие» — роль мужчины, бессильного перед Армагеддоном, а в антивоенном «Стыде» и хорроре «Час волка» — безутешного творческого человека на острове. Сюдов говорил, что Бергман навсегда изменил его жизнь, но лишь теперь партия со Смертью окончательно завершена.
Несколько раз сыграл русских
Конечно, из‑за такой фамилии и нордической внешности его несколько раз приглашали сыграть русских персонажей. Во времена холодной войны он играл сотрудников КГБ и коммунистической партии в «Кремлевском письме» (1970) и «Посольстве» (1972). В том же ряду он исполнил роль безумного профессора Преображенского в итальянской экранизации «Собачьего сердца» (1976) Михаила Булгакова. В телефильме «Дядя Ваня» (1994) по Чехову ему досталась роль профессора Серебрякова. В американском телефильме про Чикатило «Гражданин Икс» он сыграл советского психиатра, который столкнулся с делом серийного убийцы. Последний раз фон Сюдов примерил русскую форму в картине «Курск» Томаса Винтерберга, где он вжился в образ плохого русского адмирала по фамилии Петренко.
Сыграл исторических персонажей
Начиная с роли рыцаря у Бергмана, фон Сюдову с внешностью умудренного человека не из этого столетия очень шли исторические и костюмные роли. Его голливудская карьера началась с роли Иисуса Христа («Величайшая из когда‑либо рассказанных историй»), а затем были король Озрик из «Конана-варвара», царь Давид, апостол Петр, папа Климент VII, Зигмунд Фрейд и т. д.
Последними заметными фэнтезийными работами Сюдова стали роли в «Робин Гуде» Ридли Скотта и в сериале «Игра престолов», где он недолго проходил в статусе трехглазого ворона.
Стал большой международной кинозвездой из Швеции
Начиная с фильмов Джона Хьюстона, он превратился в международный феномен из Швеции и снимался у Сидни Поллака («Три дня Кондора»), Дэвида Линча («Дюна»), Вуди Аллена («Ханна и ее сестры»), Вима Вендерса («Когда наступит конец света»), Андрея Кончаловского («Дуэт для солиста») и, конечно же, Уилльяма Фридкина в знаменитой роли священника-экзорциста из «Изгоняющего дьявола».
После роли у Фридкина фон Сюдов еще долго ассоциировался с чем‑то мистическим, что лишь укрепило за ним образ актера с дьявольским амплуа, за спиной которого ходит сама смерть. Он сыграл самого запоминающегося злодея во «Флэше Гордоне» по прозвищу Минг Безжалостный. Или вспомнить хотя бы его главного судью Фарго в «Судье Дредде». А также то, что он успел сыграть главного злодея с котиком в третьем фильме о Бонде «Никогда не говори «никогда».
В экранизации Стивена Кинга «Незаменимые вещи» он с легкостью примерил на себя образ инфернального продавца из магазинчика ужасов. Никогда не забудем и то, что фон Сюдов озвучил средневекового чародея Виго с того самого портрета из «Охотников за привидениями-2».
Кроме того, Макс перевоплощался в безумных героев фантастики и триллеров у Стивена Спилберга («Особое мнение») и Мартина Скорсезе («Остров проклятых»). В конце концов именно с его камео началась трилогия новых «Звездных войн», где он ненадолго появился в открывающей сцене «Пробуждения Силы».
И, конечно, тот самый голос
В конце концов, нельзя не отметить неподражаемый обволакивающий тембр Макса фон Сюдова, который, как в гипнотическом прологе «Европы» Ларса фон Триера, помогал зрителям перемещаться в иные миры — туда, где Смерть можно переиграть в шахматы, а дьявола можно изгнать своими словами. Давайте еще раз вслушаемся и доверимся этому голосу, который теперь уже навсегда перенесся в другие измерения.