До вручения наград Американской киноакадемии осталось совсем немного времени — пора вспомнить фильмы, за которые можно болеть во время прямой трансляции «Оскара» на Okko (это бесплатно!) в ночь с 9 на 10 февраля. В помощь — все, что «Афиша Daily» писала о главных номинантах.

«Джокер»

Режиссер Тодд Филлипс

© Warner Bros.

11 номинаций: лучший фильм, лучшая мужская роль (Хоакин Феникс), лучший режиссер (Тодд Филлипс), лучший адаптированный сценарий, лучшая работа оператора, лучшие костюмы, лучший звук, лучший монтаж, лучший монтаж звука, лучший грим и прически, лучший саундтрек

«Джокера» многие будут называть шедевром, особенно поначалу: жанр кинокомикса настойчиво требует внимания, люди впечатлительны, отдельно приятно впечатляться в неожиданных местах, и фильм, в конце концов, действительно, спору нет, впечатляет. Нет, не шедевр. Но это ярко, это чуть более радикально, чем обычно, и это, безусловно, можно засчитать как вариант ответа на сакраментальное «Чего такой серьезный?».

Смотреть фильм в Okko
Подробнее в рецензии

«1917»

Режиссер Сэм Мендес

© Universal Pictures

10 номинаций: лучший фильм, лучший режиссер (Сэм Мендес), лучший сценарий, лучшая работа художника-постановщика, лучшая операторская работа, лучшие визуальные эффекты, лучший саундтрек, лучший грим и прически, лучший звук, лучший монтаж звука

Почти гарантированный победитель «Оскара-2020», второй (после «Морпехов») военный фильм Сэма Мендеса и первая его режиссерская работа за десять лет, в которой не фигурирует агент 007, издалека в золотом свете выглядит как серьезное историческое кино. Ничего не бойтесь: на самом деле это настоящий народный блокбастер, аттракцион из разряда даже не «Дюнкерка», как хочется сказать, а, допустим, «Гравитации», американские горки по британским траншеям, немецким бункерам и французским развалинам.

Смотреть фильм в Okko
Подробнее в рецензии

«Ирландец»

Режиссер Мартин Скорсезе

© Netflix

10 номинаций: лучший фильм, лучшая мужская роль второго плана (Аль Пачино), лучшая мужская роль второго плана (Джо Пеши), лучший режиссер (Мартин Скорсезе), лучший адаптированный сценарий, лучшая работа оператора, лучшая работа художника-постановщика, лучшие костюмы, лучший монтаж, лучшие визуальные эффекты

Это трезвый, холодный, бесконечно грустный взгляд на проигранную жизнь, которая рифмуется с американской историей второй половины XX века — от Второй мировой до Югославии через залив Свиней, убийство Кеннеди, Уотергейт и все остальное. 200 минут с участием самых ярких лицедеев мира в постановке живого классика выглядят огромным тортом, но приготовьтесь: он горький, и Скорсезе заставит доесть каждую крошку.

Подробнее в рецензии

«Однажды… в Голливуде»

Режиссер Квентин Тарантино

© Columbia Pictures

10 номинаций: лучший фильм, лучшая мужская роль (Леонардо ДиКаприо), лучшая мужская роль второго плана (Брэд Питт), лучший режиссер (Квентин Тарантино), лучший сценарий, лучшая работа оператора, лучшая работа художника-постановщика, лучшие костюмы, лучший звук, лучший монтаж звука

Ди Каприо и Брэд Питт, стоит ли говорить, делают все, что от них ожидаешь. А первый и чуть больше. В картине есть длинный кусок про то, как Рик Далтон снимается в вестерне — вроде бы затянутый и ритмически выпадающий, но, конечно, необходимый Тарантино именно в таком виде. В процессе Далтон, уже пребывающий в истерике, вдруг вспоминает, какой он на самом деле отличный актер, и прыгает выше головы — Ди Каприо играет все эти стадии, и это маленькое чудо. В каких‑то оскалах он тут напоминает Джека Николсона, кто бы мог подумать. Что касается Питта, то его персонаж по большей части обаятельно щурится — впрочем, так же он курит интересную сигарету, снимает рубашку, пробует собачью еду и дерется с Брюсом Ли.

Смотреть фильм в Okko
Подробнее в рецензии

«Паразиты»

Режиссер Пон Чжун Хо

© CJ Entertainment

6 номинаций: лучший фильм, лучший режиссер (Пон Чжун Хо), лучший сценарий, лучшая работа художника-постановщика, лучший монтаж, лучший фильм на иностранном языке

Один из ведущих корейских авторов Пон Чжун Хо («Воспоминания об убийстве», «Вторжение динозавра», «Мать») после пары не слишком удачных попыток поработать на международным рынке — триллера «Сквозь снег» про постапокалиптический поезд и нетфликсовской сатиры «Окчи» про гигантских свиней — вернулся домой, откуда его голос, кажется, слышнее, в том числе и за границей. Пон сам, как всегда, написал сценарий, нанял своего любимца суперзвезду Сона Кан Хо и со скромными ресурсами — никаких динозавров, поездов, хряков, почти все действие происходит в одном доме — снял абсолютно хитовую черную комедию.

Смотреть фильм в Okko
Подробнее в рецензии

«Брачная история»

Режиссер Ной Баумбах

© Netflix

6 номинаций: лучший фильм, лучшая мужская роль (Адам Драйвер), лучшая женская роль (Скарлетт Йоханссон), лучшая женская роль второго плана (Лора Дерн), лучший сценарий, лучший саундтрек

Хипстерский «Крамер против Крамера»? Пожалуй, и в этом нет решительно ничего дурного, только хорошее. Баумбах не против повеселить нас, но он готов, пробежавшись по болевым точкам, разбить нам сердце. Будет легко вспомнить, за что мы их полюбили — Йоханссон, наряженную на Хеллоуин Дэвидом Боуи, чистоплотного и неожиданно хорошо поющего Драйвера, — но цену этой любви можно будет понять лишь тогда, когда дела примут дурной оборот.

Подробнее в рецензии

«Маленькие женщины»

Режиссер Грета Гревиг

© WDSSPR

6 номинаций: лучший фильм, лучшая женская роль (Сирша Ронан), лучшая женская роль второго плана (Флоренс Пью), лучший адаптированный сценарий, лучшие костюмы, лучший саундтрек

В конечном счете это складное, но интеллектуально несмелое и раздражающе довольное собой кино. Зеленые лужайки, шуршащие юбки, композиторы-романтики вперемешку с Александром Деспла, полторы героини вместо обещанных четырех, пара идей, с которыми давным-давно никто не спорит. Грета Гервиг как‑то вдруг оказалась в уникальном положении едва ли не главного женского киноголоса — и хочется услышать что‑нибудь чуть более радикальное, чем хорошо выученные уроки 1860-х.

Смотреть фильм в Okko
Подробнее в рецензии

«Кролик Джоджо»

Режиссер Тайка Вайтити

© Fox Searchlight Pictures

6 номинаций: лучший фильм, лучшая женская роль второго плана (Скарлетт Йоханссон), лучший адаптированный сценарий, лучшая работа художника-постановщика, лучшие костюмы, лучший монтаж

Мы знали, что Тайка умеет рассмешить зрителей и снимать кино про детей («Охота на дикарей» и «Мальчик»), но, как оказалось, вызывать слезы Вайтити способен ничуть не хуже. В третьем акте «Кролик Джоджо» одномоментно превращается из фильма-сатиры в настоящую драму. Основной темой становятся отношения Джоджо с его матерью, которую после премьеры Тайка и Скарлетт Йоханссон любя называли клоунессой.

Подробнее в рецензии

«Ford против Ferrari»

Режиссер Джеймс Мэнголд

© 20th Century Fox

Четыре номинации: лучший фильм, лучший звук, лучший монтаж, лучший монтаж звука

Когда‑то этим проектом вроде бы занимался Майкл Манн (он даже присутствует маленькими буквами в титрах), мастер передать характер мужчины через его практические умения. Мэнголд работает, разумеется, прозаичнее, однако не только в эффектных сценах гонок, но и в разговорах про моторы и лошадиные силы нет-нет да и просвечивает какая‑то правда про людей, занятых этим странным опасным спортом. «Ford против Ferrari» — до мозга костей голливудское кино, но, в общем-то, это ровно то, зачем нам нужен Голливуд.

Смотреть фильм в Okko
Подробнее в рецензии

«Два папы»

Режиссер Фернанду Мейрелиш

© Netflix

Три номинации: лучшая мужская роль (Джонатан Прайс), лучшая мужская роль второго плана (Энтони Хопкинс), лучший адаптированный сценарий

Фильм также трудно окрестить байопиком: теологические прения в исполнении Энтони Хопкинса и Джонатана Прайса вряд ли имели место быть в стенах Ватикана или за его пределами. Впрочем, сценарист Энтони МакКартен (именно с его легкой руки сценариста получили «Оскары» за лучшую главную мужскую роль актеры «Темных времен», «Богемской рапсодии» и «Вселенной Стивена Хокинга») не гнался за очевидностью или достоверностью: кинокритики ожидали увидеть какой-никакой анализ или хотя бы комментарий к скандалу вокруг сексуальных домогательств в католической церкви, но Мейрелиш и МакКартен лишь вскользь прошлись по щекотливой теме, проигнорировав поиск ответа на давно назревшие вопросы.

Подробнее в рецензии

«Скандал»

Режиссер Джон Полл

© «Централ Партнершип»

Три номинации: лучшая женская роль (Шарлиз Терон), лучшая женская роль второго плана (Марго Робби), лучший грим и прически

Режиссер «Трамбо» Джей Роуч продолжает рассказывать реальные истории и в этот раз добивает дело о харассменте на телеканале Fox News, где был замешан владелец медиаимперии Роджер Айлс (Джон Литгоу). Об этом уже шла речь в недавнем сериале «Самый громкий голос», но теперь за дело взялось великолепное трио актрис, которых до неузнаваемости преобразили в телеведущих с помощью пластического грима: Николь Кидман, Марго Робби и Шарлиз Терон. За что и получили номинации.

Подробнее на «Афише»

«Джуди»

Режиссер Руперт Гулд

© «Парадиз»

Лучшая женская роль (Рене Зеллвегер)

Для Рене Зеллвегер, как и для многих других звезд в последние годы, дорога к номинации на «Оскар» желтым кирпичом вымощена через территорию «качественных байопиков» — своеобразного кинематографического ответвления, ориентированного, кажется, преимущественно на киноакадемию. В этом жанре качественные артисты в качественных декорациях качественно разыгрывают качественную драму. Четко, доступно, благопристойно, не выходя за рамки безупречного вкуса. Костюмы, пейзажи, интерьеры. За все хорошее против всего плохого. Обычно «качественный байопик» поставлен каким‑нибудь благопристойным британским автором — и Руперт Гулд, снявший «Джуди», не исключение.

Смотреть фильм в Okko
Подробнее в рецензии

«Боль и слава»

Режиссер Педро Альмодовар

© «Вольга»

Лучшая мужская роль (Антонио Бандерас)

Не нужно обладать особенной проницательностью, чтобы опознать в главном герое — стареющем мадридском режиссере, гее и любителе искусства — 69-летнего Педро Альмодовара, который пока продолжает раз в два-три года стабильно выпускать по фильму, но жалуется на больную спину. И конечно, его альтер эго обязан был сыграть именно Бандерас, которого Альмодовар вывел в люди в 1980-е: это восьмая, что ли, их совместная работа. Для Бандераса, который не всегда, скажем так, выбирает хорошие роли, фильм может оказаться даже важнее, чем для режиссера, напомнив всем, каким превосходным, тонким артистом он может быть при правильном к себе отношении.

Смотреть фильм в Okko
Подробнее в рецензии

«Дело Ричарда Джуэлла»

Режиссер Клинт Иствуд

© Warner Bros.

Лучшая женская роль второго плана (Кэти Бейтс)

89-летний Клинт Иствуд, наш великий современник, продолжает свою поразительную серию написанных с натуры портретов простых американцев в непростых обстоятельствах: будь то пилот, посадивший неисправный самолет, туристы, обезоружившие террориста, травмированный войной снайпер-рекордсмен или старик, решивший на пенсии заработать перевозкой кокаина. Формально новый фильм больше всего похож на «Чудо на Гудзоне»: человек совершает героический поступок, а какие‑то кабинетные крысы катят на него бочку. Но по сути «Ричард Джуэлл» ближе, пожалуй, к «Снайперу», противоречивому иствудовскому блокбастеру, который каждый трактует как хочет — как то ли антивоенную агитку, то ли правый милитаристский манифест.

Смотреть фильм в Okko
Подробнее в рецензии

«Маяк»

Режиссер Роджер Эггерс

© A24

Лучшая операторская работа

У Эггерса исключительное ухо и исключительный глаз (важный, кстати, в фильме орган): «Маяк» часто выглядит фантастически эффектно — как свихнувшаяся старинная фотография, — и среди галлюцинаций, в которые то и дело беззвучно проваливается реальность, есть несколько превосходных образов, чего стоят одни превращения Томаса.

Смотреть фильм в Okko
Подробнее в рецензии

В этом году в России трансляцию церемонии «Оскар» официально показывает только видеосервис Okko. Трансляция бесплатна для всех и доступна без подписки на сервис. Смотрите прямой эфир кинопремии с 9 на 10 февраля в 2:30.