«Мой год Сэлинджера» («My Salinger Year»), реж. Филипп Фалардо
Фильм открытия
В этом году кинофестиваль открывает фильм квебекского режиссера Филиппа Фалардо, номинанта на «Оскар» за картину «Месье Лазар». Фалардо также известен тем, что снял «Ложь во спасение» с Риз Уизерспун об адаптации суданских детей в США, сбежавших от гражданской войны. На этот раз Фалардо обратился к менее социальной теме, но более литературной. Он адаптировал мемуары американской писательницы Джоанны Ракофф про одного из самых выдающихся литераторов США, Джерома Сэлинджера. Однако речь об авторе «Над пропастью во ржи» в фильме идет лишь опосредовано. Здесь показаны литературные круги Нью-Йорка в 1990-е, когда начинающая поэтесса Джоанна (ее играет недавно взошедшая звезда из «Однажды в… Голливуде» Маргарет Куолли) работала ассистентом в агентстве, отвечая на письма фанатов Сэлинджера. В картине также снялась Сигурни Уивер.
«Дау. Наташа», «Дау. Дегенерация», реж. Илья Хржановский, Екатерина Эртель, Илья Пермяков
Основной конкурс/Berlinale Special
В конкурс попал фильм «Дау. Наташа» из многострадального проекта Ильи Хржановского «Дау», который изначально задумывался как биография советского физика Льва Ландау (в исполнении дирижера Теодора Курентзиса), а вырос в художественный артефакт, многосерийное произведение с собственной вселенной и инсталляциями, премьера которого состоялась в прошлом году в Париже. В России именно этот фильм запрещен, он не получил прокатного удостоверения из‑за «пропаганды порнографии». Трудно сказать, чему именно посвящены эти две работы из серии «Дау», так как после премьеры в Париже Хржановский очень многое перемонтировал. Но известно, что в «Дау. Наташа» вроде бы есть скандальная сцена изнасилования в КГБ. В «Дау. Дегенерации», который будет представлен вне конкурса, сюжет будет развиваться все в том же советском секретном институте, в эксперименты которого вовлечены сотни людей.
«Уроки фарси» («Persian Lessons»), реж. Вадим Перельман
Секция Berlinale Special
Вадим Перельман формально американский режиссер, но родился на Украине, в детстве с матерью эмигрировал в Канаду, а затем в США. Известен громким дебютом: в 2003 году снял профинансированный Стивеном Спилбергом фильм «Дом из песка и тумана» по одноименному роману Андре Дюбюса с Дженнифер Коннелли и Беном Кингсли в главных ролях. Фильм был отмечен тремя номинациями на премию «Оскар». В России его знают как автора сериала «Измены». Новый фильм Перельмана посвящен ни много ни мало холокосту. Его спродюсировали Hype Film и Тимур Бекмамбетов.
В 1942 году в оккупированной Европе бельгиец еврейского происхождения Жиль Кремье (Науэль Перес Бискаярт из «120 ударов в минуту»), оказавшись в концлагере, выдает себя за перса. Эта ложь спасает его от расстрела, но немецкие солдаты приводят Жиля к повару Коху в концлагере, который мечтает уехать в Иран и открыть там ресторан после войны. Кох ищет настоящего перса, который научит его говорить на фарси. Эсэсовца играет Ларс Айдингер из «Матильды».
«Берлин, Александерплац» («Berlin Alexanderplatz»), реж. Бурхан Курбани
Основной конкурс
Жуткая, неоновая и современная экранизация романа Альфреда Деблина (сюжет в первоисточнике развивается в 1920-е годы), по которому уже снимал свою знаменитую телевизионную картину Райнер Вернер Фассбиндер. Теперь в центре сюжета тридцатилетний темнокожий беженец — без документов и без разрешения на работу в Германии. Он клянется Богу стать новым, лучшим, порядочным человеком, но вскоре получает предложение заработать легкие деньги от харизматичного немца и втягивается в преступный мир Берлина. Режиссер Бурхан Курбани — немец афганского происхождения, известный своими драмами «Шахада» о немецких мусульманах и «Мы молоды, мы сильны» о ксенофобии в современном мире.
«Женщина, которая убежала» («Domangchin yeoja»), реж. Хон Сан Су
Основной конкурс
Корейский режиссер Хон Сан Су известен тем, что каждый год успевает снять и представить на мировых фестивалях класса «А» один, а то и два новых фильма. Но в последние годы он все чаще пишет историю своей жизни — любви к актрисе Ким Мин Хи, которая, как правило, снимается у него в главных ролях. На первый взгляд, это необязательные истории о расставании, поиске себя и верного решения в отношениях на фоне посиделок в многочисленных корейских кафе за рюмкой соджу. В 2017 году на Берлинале Ким Мин Хи получила приз за лучшую женскую роль в его фильме «Ночью на пляже в одиночестве». В новой картине она играет героиню по имени Гэмхи, муж которой уехал в командировку. Гэмхи проводит время, встречаясь с тремя друзьями на окраине Сеула и болтая о том о сем. Но в беседе, как обычно, открываются различные, приятные и не очень, секреты.
«Первая корова» («First Cow»), реж. Келли Рейхардт
Основной конкурс
Американская любимица фестивалей Келли Рейхардт после камерного трехчастного фильма «Несколько женщин» о судьбах женщин разных возрастов, возвращается на хорошо известную ей территорию. «Первая корова» — костюмная драма по роману «Половина жизни» Джонатана Реймонда, с которым она часто работает. Сюжет в картине разворачивается в 1820 году в Орегоне (как и в ее вестерне «Путь Мика» с Мишель Уилльямс), когда группа охотников за мехами получает в распоряжение свою первую молочную корову. Это минималистский фильм о мужской дружбе, партнерстве и маскулинности образца XIX века. Среди актеров — Тоби Джонс, и Юэн Бремнер. Фильм уже был показан на фестивале в Теллуриде и тепло принят критикой.
«Соль слез» («Le sel des larmes»), реж. Филипп Гаррель
Основной конкурс
Французский классик-тяжеловес (и по совместительству папа Луи Гарреля) Филипп Гаррель («Просто любовники», «Граница рассвета») в последнее время успевает выдавать примерно по фильму в год. При этом в его работах существенно сократился хронометраж, а измены перестали быть столь пронзительным событием, как это было в ранних картинах. Новая черно-белая работа снята в соавторстве с его давними коллегами-сценаристами Арлетт Лангман и Жан-Клодом Каррьером.
Главный герой — провинциальный юноша по имени Люк едет в Париж, чтобы сдать вступительный экзамен для высших учебных заведений. На своем пути он встречает девушку — так начинается недолгий, но страстный роман. В своем фильме Гаррель, как обычно, затрагивает и тему отношений с родителями (отец режиссера, актер Морис Гаррель умер не так давно, успев сняться в одном из фильмов сына). Участие Филиппа Гарреля в берлинском конкурсе — настоящее событие и, наверное, результат новой политики фестиваля Карло Шатриана, ведь Гаррель — неоднократный победитель фестивалей в Каннах и Венеции.
«Дни» («Rizi»), реж. Цай Минлян
Основной конкурс
Тайваньский режиссер Цай Минлян не только был неоднократным призером Берлинале (кроме «Серебряного медведя» он получил также приз Альфреда Бауэра, вручение которого в этом году, впрочем, отменили, за связи Бауэра с нацистами), но и состоял в жюри в 1995 году. Начав снимать в 1990-е, он все это время постоянно работал с одним и тем же актером — Ли Каншеном. На правах официальной музы режиссера Ли Каншен снялся и в его новой гей-драме «Дни».
Сюжет построен на тягучих сценах встреч Кана и Ноня. Кан живет один в большом доме, а Нонь — в маленькой квартире в городе. Как обычно у Цай Минляна, зритель становится наблюдателем однообразных, статичных сцен, из которых, впрочем, может вырасти и шедевр. Последний фильм режиссера «Лица» был документальным и содержал в себе однотипные кадры портретов примерно дюжины разновозрастных моделей. Цай Минляну часто вменяют в критику тот факт, что его фильмам скорее место в музее, чем в кинотеатре.
«Неизбранные дороги» («The Roads Not Taken»), реж. Салли Поттер
Основной конкурс
Офицер ордена британской империи за заслуги в кинематографе Салли Поттер после черно-белой трагикомедии «Вечеринка» о празднике в тесном кругу друзей возвращается в основной конкурс Берлинале с фильмом иного рода.
В фильме снялись Хавьер Бардем, Эль Фэннинг, Сальма Хайек, а сюжет больше всего напоминает что‑то из творчества Вуди Аллена. Пересечение множества сюжетных линий, влюбленности, непростая карьера музыканта на Манхэттене, бегство на греческий остров, полный соблазнов. Похоже, герой Бардема погрузится в серию воспоминаний, из которых его выведет кривая судьбы.
«Сибирь» («Siberia»), реж. Абель Феррара
Основной конкурс
Еще один, наряду с Филиппом Гаррелем, ветеран современного кинематографа в конкурсе Берлинале. Для Абеля Феррары («Плохой лейтенант», «Добро пожаловать в Нью-Йорк») ключевым актером в последнее время стал Уиллем Дефо. Он снял его в байопике о Пазолини, Дефо сыграл самого Феррару в псевдоавтобиографичном «Томмазо». В новом фильме Уиллему Дефо посвящено все пространство: он сыграет и самого себя, и персонажа.
Вот что режиссер рассказывал в интервью Станиславу Зельвенскому: «Сибирь — это типа метафора изгнания, понимаешь, о чем я? Личного изгнания. Социального изгнания. Гражданского изгнания. И мы взяли Итальянские Альпы из‑за снега, собак и всего этого безумного дерьма. Это сумасшедший фильм для нас — сначала Альпы, потом пустыня в Мексике. Что‑то доснимали в павильоне в Германии. И в Лос-Анджелесе тоже — в общем, это было такое кино-кино».
«Ундина» («Undine»), реж. Кристиан Петцольд
Основной конкурс
Ни один конкурс Берлинале не обходится без представителя так называемой «берлинской школы» кино. В прошлом году это была Ангела Шанелек («Я была дома, но…»), в этом году — Кристиан Петцольд, два года назад представлявший здесь «Транзит», военную драму о том, как важно сесть именно в тот корабль. Из «Транзита» в новый фильм Петцольда перекочевали главные артисты — Паула Бир и Франц Роговски (актер, неуловимо похожий на Хоакина Феникса). Петцольд снял «Русалочку» на современный лад. Бир играет выпускницу исторического факультета, работающую гидом, которую бросил парень. Согласно мифологии она вроде как должна найти изменника и убить его, но вместо этого встречает дайвера и влюбляется в него.
«Номера», реж. Олег Сенцов, Ахтем Сейтаблаев
Секция Berlinale Special
В 2011 году крымский режиссер Олег Сенцов написал пьесу «Номера», но воплотить проект в жизнь не удалось: режиссер был заключен российскими властями в тюрьму и отбывал срок на Ямале. Другой крымский режиссер Ахтем Сейтаблаев («Киборги»), пока украинское правительство пыталось вернуть Сенцова вместе с другими политическими заключенными, начал работу над фильмом. Вместе с продюсером Анной Паленчук он обменивался с Сенцовым письмами, в которых были советы по постановке картины. Этим летом Олег Сенцов был освобожден, и его фильм первыми увидят зрители Берлинале. Это будет антиутопия про тоталитарное общество, где все подчиняются строгой числовой системе и верховному богу — Нулю.
«Гунда» («Gunda»), реж. Виктор Косаковский
Конкурс «Столкновения»
Кардинальное новшество 70-го Берлинале, которое привнес новый арт-директор Карло Шатриан, — конкурс «Столкновения» («Encounters»). В секции со своим собственным жюри будут соревноваться 15 фильмов, среди которых «Гунда». Это новый фильм Виктора Косаковского — автора недавнего фильма о воде «Акварель». В своей новой работе Косаковский предлагает задуматься о том, что происходит в сознании многих миллиардов животных, которых человечество употребляет в пищу, — свиней, коров и кур. Например, он любовно следит за судьбой свиньи по кличке Гунда, двумя экстравагантными коровами и одной одноногой курицей. Косаковский пытается ответить на вопрос, как мы обращаемся с животными, которые всегда рядом, и можем ли мы изменить привычный ход вещей? Настоящая попытка проникнуть в души домашних животных.
«Мальмкрог» («Malmkrog»), реж. Кристи Пую
Конкурс «Столкновения»
Кристи Пую известен всем любителям новой румынской волны. За свой фильм «Смерть господина Лазареску» Пую получил 47 премий, именно тогда к нему пришло мировое признание. Последний, трехчасовой фильм «Сьераневада», впервые представленный в Каннах в 2016 году, о долгих поминках в большой румынской семье, пользовался большим успехом у кинокритиков и зрителей и даже был выдвинут Румынией на «Оскар».
В новом фильме речь тоже идет о застольных беседах, но действие разворачивается два века назад в усадьбе в Трансильвании, где пять персонажей обсуждают мораль, религию, войну. Фильм создан по мотивам философской книги «Три разговора» Владимира Соловьева (не того, о котором вы подумали), посвященной войне, прогрессу и Антихристу. Руководит беседой крупный помещик Николай, блестяще образованный интеллигент, который и предоставляет свою загородную усадьбу в распоряжение друзей. Наверное, не сюрприз, что в фильме будет звучать и русский язык.
«Котлован», реж. Андрей Грязев
Секция «Панорама. Документальное»
Режиссер-документалист Андрей Грязев известен прежде всего своим полнометражным фильмом «Завтра» об истории арт-группы «Война» (до этого был «День шахтера», получивший приз в Перми). Картину демонстрировали на Берлинале в программе «Форум». На этот раз его фильм создан в жанре found footage: собран из многочисленных ютьюб-видеороликов, в которых жители России напрямую обращаются к президенту Путину. Грязеву удалось соединить калейдоскоп настроений в стране в один монолитный хор, в котором звучат и покорные просьбы, и чистый гнев.
«Город уснул» («In Deep Sleep»), реж. Мария Игнатенко
Секция «Форум»
Еще один российский фильм в программе: дебютантка из мастерской Дмитрия Мамулии сняла фильм о сне, воде и смерти. Атмосфера сновидений лежит в основе сценария, который написала сама Мария Игнатенко. «Город уснул» снят в местах северного архипелага, что отражает метафизический мир главного героя, трагически потерявшего свою жену. В фильме снялся опытный актер театра «Практика» и скандальный режиссер Дмитрий Кубасов («Зима, уходи!», «Бабочки»).
«Прописная печать» («Tipografic majuscule») и «Выход из поезда» («Ieşirea trenurilor din gară»), реж. Раду Жуде, Адриан Чиофланка
Секция «Форум»
В 2015 году Берлинский кинофестиваль открыл миру румынского режиссера Раду Жуде, наградив его главным призом за режиссуру («Браво!»). После этого Жуде успел снять целый ряд фильмов, последним из которых был метаисторический «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары».
На этот раз в «Форуме» представят сразу два фильма Раду Жуде. Первый — экспериментальный «Выход к поездам» снят в соавторстве с Адрианом Чофлансэ. Это монтажный фильм, состоящий полностью из архивных документов, относящихся к фашистским погромам 1941 года, с фотографиями жертв и звуковым сопровождением. Сценарий второго, «Прописной печати», написан по пьесе Джанины Кэрбунариу. В нем рассказывается о событиях, произошедших в 1981 году. Мугур Кэлинеску, 16-летний студент из города Ботошани, написал антикоммунистические призывы на стенах местного штаба Коммунистической партии. Его история представлена как обширная папка, хранящаяся в секретной полиции, агенты которой допрашивали парня. Жуде противопоставляет историю Кэлинеску официальной истории Румынии 1981 года, снова призывая хорошо проверить политические архивы.
«Последний и первый человек» («Last and First Men»), реж. Йохан Йоханнссон
Секция Berlinale Special
Мертвые не умирают. Посмертная работа музыканта и композитора Йохана Йоханнссона («Убийца», «Прибытие»), ушедшего два года назад, выходит в свет при участии актрисы Тильды Суинтон в качестве рассказчика. Проект начинался как гастрольный мультимедийный проект, который должен был демонстрироваться в концертных залах вместе с живой оркестровой партитурой, написанной самим Йоханссоном. Внешне это напоминает монтажные фильмы под музыку уровня «Накойкацци» Годфри Реджо, но теоретически фильм основан на одноименном научно-фантастическом романе Олафа Стэплдона (1930) и художественной книге голландского фотографа Яна Кемпенаэрса «Споменики» (2010). Споменики — «памятники» на сербско-хорватском языке. Йоханнссон провел месяц, путешествуя по Балканам и снимая каменные памятники, построенные на месте массовых убийств и концлагерей. Ему помогал норвежец Стурла Брандт Гревлен (оператор фильма «Виктория»), который снял фильм на черно-белую 16-миллиметровую пленку.
«Плавание, пока море не станет синим» («Yi zhi you dao hai shui bian lan»), режиссер Цзя Чжанкэ
Секция Berlinale Special
Цзя Чжанкэ — ключевая фигура шестого поколения китайского кино, которое показывает современный Китай без прикрас, часто при этом не имея никакого государственного финансирования. В 2006 году Цзя Чжанкэ получил венецианского «Золотого льва» за фильм «Натюрморт». Последний его фильм — криминальная элегия «Пепел — самый чистый белый» — был представлен в Каннах, но призов не получил. Новый документальный фильм Цзя — литературоцентристский. Известные китайские писатели и ученые собираются в родной деревне Цзя Чжанкэ в провинции Шаньси. Фильм рассказывает о трех знаменитых романистах, родившихся в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах, описывающих свои собственные отношения с литературой и реальностью.
«Пиноккио» («Pinocchio»), режиссер Маттео Гарроне
Гала-премьера Berlinale Special
Итальянский режиссер Маттео Гарроне представит вне конкурса экранизацию произведения Карло Коллоди про деревяного мальчика Пиноккио. В новом фильме снялись Роберто Бениньи, Марина Вакт и Марчелло Фонте («Догмэн»). В одном из интервью Гарроне сказал, что его «Пиноккио» будет близок к грустной сказке Коллоди, но не знает, насколько мрачным выйдет его фильм по сравнению с предыдущими версиями, однако ему бы «точно хотелось видеть детей в зале». До этого режиссер уже снимал мрачные «Страшные сказки».
Музыкальный сериал Netflix и режиссера Дэмиена Шазелла («Ла-ла Ленд») про джаз-клуб. Оригинальный саундтрек написали важные музыкальные продюсеры Глен Баллард и Рэнди Кербер. Дело происходит в Париже. Лидер музыкальной группы Эллиотт импровизирует, но его джаз-клуб «Эдди» чувствует себя не слишком хорошо. Безжалостные сборщики долгов дышат ему в шею. А еще его дочь-подросток приезжает из Нью-Йорка. В сериале снялись Андре Холланд, Лейла Бехти, Тахар Рахим и французская шансон-звезда Бенжамен Бьоле.
Кейт Бланшетт спродюсировала сериал и сама в нем снялась. В австралийском шоу рассказывается о четырех незнакомцах в иммиграционном центре, которые содержатся за колючей проволокой в пустыне: стюардесса, спасающаяся от пригородной секты, афганский беженец, которого преследуют, молодой отец, которого достала работа, и бюрократ, оказавшийся в эпицентре национального скандала.
Британский сериал, пять серий которого сняла греческий режиссер Афина Ракель Цангари («Аттенберг», «Шевалье»). У Цангари уже есть опыт телевизионной работы: она сняла два эпизода исторического сериала «Борджиа». В новом шоу показаны полиаморные отношения в современном Лондоне: Джемма — повар, Киран — фельдшер, а Рэй, которая переезжает вместе с молодой парой, находится в растерянности. Все они влюбляются друг в друга и оказываются в тригонометрической ловушке.