Сцена драки
Начнем с самой известной сцены. Протяженный эпизод сражения главного героя О Дэ Су с толпой врагов в коридоре стал притчей во языцех и цитировался во всевозможных формах. Безусловно, эта сцена не могла не повлиять на целый вектор развития схожих боевых эпизодов, без которых не было бы таких фильмов, как «Рейд» или «Джон Уик».
Недавно до российского проката с большим опозданием добрался поза-позапрошлый фильм режиссера «Паразитов» Пона Чжун Хо — «Сквозь снег», где автор «Олдбоя» Пак Чхан Ук как раз был одним из продюсеров. Так что неслучайно в сцене драки в вагоне тоже чувствуется влияние корейского героя с молотком.
Сцена с осьминогом
Еще одна знаковая сцена — поедание живого моллюска. Говорим «Олдбой» — вспоминаем осьминога. К этому животному делали отсылку и в американском ремейке Спайка Ли, но награда за самую неожиданную цитату достается ленте «Конг: Остров черепа», где Кинг-Конг спародировал героя О Дэ Су, пожевывая гигантского кракена.
«Мы» и ножницы
Самым главным хранителем наследия «Олдбоя» внезапно оказался режиссер Джордан Пил, в последнем фильме которого «Мы» обнаружилось сразу две отсылки и общий мотив с «Олдбоем». Во-первых, почти немая героиня Лупиты Нионго, как и корейский О Дэ Су, провела много лет в заточении при схожих странных обстоятельствах. Во-вторых, она безмолвно носит ножницы — символ насильного отречения от привычного мира и ритуального отсечения языка О Дэ Су в финале «Олдбоя».
В-третьих, кадр из развязки «Мы», где объясняются причины многолетних мучений героини, полностью совпадает с аналогичным кадром из «Олдбоя», когда О Дэ Су подобрался к главному злодею и тоже узнал секрет своего долгого заключения. Так что взаимосвязь фильмов вполне легитимно подчеркивается Джорданом Пилом этим оммажем.
Это лишь некоторые примеры дани уважения «Олдбою» в мировом кинематографе, без которого, возможно, не было бы такой массовой популярности корейского кино, подхваченной в этом году «Паразитами», — они стали оскаровским фаворитом и, по сути, «Олдбоем» нового десятилетия.