«Авеню 5» Армандо Ианнуччи: космическая сатира с Хью Лори

22 января 2020 в 19:06
Фотография: HBO
После «Смерти Сталина» — хоть в космос: Станислав Зельвенский посмотрел первые серии нового ситкома Армандо Ианнуччи, в котором галактическим лайнером управляет Хью Лори из «Доктора Хауса». Уровень комического и космического держится размеренно.

В этом году будет много Армандо Ианнуччи, причем работающего на необычных для него территориях. В кино скоро выйдет его третий фильм «История Дэвида Копперфилда» — довольно честная, как сообщают, экранизация Диккенса. На HBO (в России — на «Амедиатеке») на этой неделе стартовал комедийный сериал «Авеню 5», где Ианнуччи — шоураннер, иногда режиссер и один из сценаристов вместе со своей обычной командой из «Гущи событий» и «Вице-президента», и номинально это фантастика.

Дело происходит в не очень далеком будущем на борту гигантского космического корабля фаллической формы, он называется «Авеню 5» и является, соответственно, аналогом роскошного круизного лайнера: космические туристы отправились на нем в двухмесячное путешествие. Однако из‑за технической накладки курс слегка меняется, и этого достаточно, чтобы расчетное время прибытия на Землю увеличилось с нескольких недель до как минимум трех лет.

Русский трейлер «Авеню 5»

Хью Лори играет седобородого улыбчивого капитана «Авеню», человека с репутацией героя, которая, как быстро выяснится, не совсем оправдана; алкоголизм не самый шокирующий из его секретов. Кроме того, на борту находится миллиардер-идиот, которому все это принадлежит (Джош Гэд), его невозмутимая помощница (Сюзи Накамура), самопровозглашенный нигилист, отвечающий за связь с пассажирами (Зак Вудс), второй инженер, который в самом начале становится первым из‑за гибели начальника (Ленора Кричлоу), похотливый экс-космонавт (Итан Филлипс) и еще пять тысяч человек.

Возможности по вытягиванию новых персонажей из числа пассажиров, если сериал продлят, понятно, безграничны. Пока сценаристам полюбились две пары: одна бесконечно собачится (шутка в том, что они на грани развода и уже видеть друг друга не могут, а теперь должны делить кабину еще три года), а вторая, решительная дама и ее недалекий супруг, в экстремальной ситуации быстро делает карьеру. Есть еще, например, стэндап-комик, которого играет звезда «Yesterday» Химеш Пател, но у него пока было минуты две. Кроме того, с Земли за всем этим с ужасом наблюдает частный ЦУП и с иронией — НАСА.

Чего ожидать в таких обстоятельствах от Ианнуччи, примерно понятно: все проявляют катастрофическую некомпетентность, быстро разговаривают и матерятся. При этом ритм несколько медленнее обычного, и поначалу трудно отделаться от впечатления, что с количеством оборотов пластинки что‑то напутали: даже в щадящем получасовом формате в сериях многовато воздуха. Справедливости ради, «Авеню» разгоняется и набирает форму: каждая из четырех показанных прессе серий была чуть лучше, собраннее предыдущей (всего в сезоне их будет восемь).

Метафора общества, оказавшегося в свободном полете с более чем сомнительными лидерами, в дополнительной расшифровке не нуждается. Насколько это свежо — другой вопрос, хотя, в принципе, фильм-катастрофа в виде ситкома — забавная идея. У Лори в моменты особенного стресса прорезается, к всеобщему ужасу, британский акцент. Джош Гэд переигрывает, но уместно; его герой, миллиардер с крашеными волосами, у которого в золотой спальне стоят черепа участников «Битлз», списан как с условного Ричарда Брэнсона, так и с Трампа, и регулярно начинает рассуждать о своем величии. Иногда — на удивление редко — авторы вспоминают, что речь идет о будущем; реплики на эту тему в основном касаются изменений климата. Также выясняется, что устроитель фестиваля Fyre однажды возглавил ФБР.

По большому счету не совсем понятно, зачем это смотреть. Политическая сатира в предыдущих работах Ианнуччи была веселее и злее, шутки про богатых белых людей имеют свойство ходить по кругу, а если хочется пародии на «Звездный путь», лучше найти «В поисках галактики». С другой стороны, сериал коротенький, смешного не так мало, а у плоского, как и все вокруг, героя Лори к середине сезона стало появляться нечто вроде глубины — возможно, из этого выйдет что‑нибудь путное; хорошо бы только не через три года.

Смотреть?

Пока да