Киноиндустрия
В 2019 году обновленному кинотеатру «Пионер» исполнилось 10 лет. Подводим итоги и вспоминаем главные события из «пионерской» жизни с комментариями из первых рук.
Текст: Катя Загвоздкина
2009
Так кинотеатр «Пионер» выглядел в советские годы
На месте существовавшего с советских времен детского «Пионера» бизнесмен Александр Мамут открывает новый кинотеатр. Реконструкцию (после нее вместо одного зала в кинотеатре появляются два, исторические люстры и лепнина остаются) проводит бюро Wowhaus. В «Пионере» можно не только посмотреть кино, но и купить о нем книгу (в книжном) и выпить кофе (в кафе).
Алена Бочарова, арт-директор «Пионера» (2009-2010)
«Тогда за хорошим кино с субтитрами ходили в „Художественный“ и „35ММ“, но это были такие неуютные коробки, которые через пару лет отправились на реконструкцию, а в „Октябрь“ никто особенно не ходил: он был увешан уродливой рекламой, и там шли только блокбастеры и низкое жанровое кино. То есть кинотеатра с приличным кафе, красивыми интерьерами, такого, в котором внешний вид соответствовал бы внутреннему содержанию, в Москве не существовало».
На открытии показывают «Первый отряд» — русско-японское аниме про пионеров и зомби. Кроме сеансов для обычных зрителей здесь проводят закрытые мероприятия, среди частых гостей — молодые российские режиссеры и Ксения Собчак.
Алена Бочарова, арт-директор «Пионера» (2009-2010)
«Когда я пришла, директором кинотеатра работал Валера Дубровский, участвовавший в строительстве многих проектов Мамута до и после. Когда кинотеатр открылся, вопросов, связанных с креслами, кинооборудованием и так далее, практически не стало, и Валера решил приглядывать за программой. Помню, шел „Артдокфест“: мы с Виталием Манским обсудили, что покажем в „Пионере“ какие‑то громкие картины, среди них была „Собачья жара“ Ульриха Зайдля. И вот вечером выходного дня раздается звонок от Валеры: „Алена, это позор, я выключаю проектор, останавливаю показ: тут на экране люди с собаками трахаются!“ Я ему говорю: „Что вы, что вы! Это же классик австрийской документалистики, нельзя выключать!“ В результате фильм показали до конца».
2010
У «Пионера» меняются руководство — приходит гендиректор Мэри Назари, уходит арт-директор Алена Бочарова — и концепция. В кинотеатре теперь показывают не только арткино, но и картины мейджоров. Формат остается прежним: фильмы демонстрируют на языке оригинала с русскими субтитрами. Показывать большое студийное кино в оригинале с субтитрами — ноу-хау «Пионера».
Кинотеатр становится площадкой для нескольких фестивалей («2morrow/Завтра», фестиваль мультфильмов) и многих ретроспектив (фильмы отбирают Наум Клейман и Максим Павлов из Музея кино), здесь устраивает показы киноклуб «Сине Фантом». Организует «Пионер» и собственный фестиваль британского кино Brick, его первый выпуск посвящен 1960-м.
Алена Бочарова, арт-директор «Пионера» (2009-2010)
«В то время главной фестивальной площадкой в городе был кинотеатр «35MM», там шли все фестивали национального кино, которые делало объединение СoolСonnections. У нас тоже была амбиция проводить свои фестивали и звать сторонние. И мы придумали такой шутливый слоган в пику «35ММ» — «Ни в какие «Красные Ворота», который пару раз использовали, к раздражению СoolСonnections. Кстати, мы никого не хотели обидеть — просто шутили».
Фестиваль британского кино Brick. Фото: страница «Пионера» в Facebook
К премьере «Белой ленты» Михаэля Ханеке в кинотеатре выставляют фотографии со съемок фильма (на них, например, видно, что один из героев черно-белого фильма — светловолосый, другой — рыжий), в холле кинотеатра появляется инсталляция — собственно, из белых лент. К двухлетней годовщине смерти Егора Летова в «Пионере» проходят показы картины «Егор Летов: Проект фильма» вдовы Летова Натальи Чумаковой и журналиста «Афиши» Максима Семеляка.
Постер к фильму «Егор Летов: Проект фильма» от Романа Литвинова (он же Mujuice)
Роман Крупнов, PR-директор «Пионера», (2009- 2011)
«Мы устраивали эти показы вместе с Натальей Чумаковой где‑то раз в месяц, иногда также приходили специальные гости, например, брат Егора Летова Сергей. Фанаты набивались в зал под завязку — помнится, кто‑то ради показа даже прилетел из Челябинска. Это были такие мемориальные вечера, на которых вспоминали Летова, но без надрыва».
Кадр из фильма «Кочегар»
Кинотеатры начинают переходить с пленки на цифру — «Пионер» одним из первых. Премьеру фильма Алексея Балабанова «Кочегар», несмотря на недоверие режиссера к новому носителю, кинотеатр показывает c цифровой копии DCP. Остальные фильмы из ретроспективы Балабанова, которая проходит здесь же, — еще с пленки.
Борис Нелепо, занимался спецпроектами «Пионера» (2010 — 2011)
«Когда я пришел в „Пионер“, наш офис был рядом с будкой киномехаников — и они постоянно раскручивали бобины с фильмами, в жизни все время была пленка. И потом все как по щелчку изменилось. DCP (это загадочное слово я впервые услышал от Мэри Назари) стал обычным форматом».
2011
«Летний Пионер»
Кинотеатр расширяет географию — в парке Горького в тестовом режиме начинает работать первый «Летний Пионер». А также пробует себя в книгоиздательстве, первая изданная книга — «Принципы и механизмы финансирования французского кино» Жоэля Шапрона.
«Пионер» вместе с ММКФ организует первую в России ретроспективу венгерского классика Белы Тарра, на которую приезжает сам режиссер. Фильмы, в том числе вышедшую в этом году «Туринскую лошадь», привозят на пленке: режиссер принципиально против цифры.
Кадр из фильма Белы Тарра «Туринская лошадь»
Еще одна ретроспектива — Вернера Херцога, он также приезжает и устраивает в парке Горького мастер-класс.
Борис Нелепо, занимался спецпроектами «Пионера» (2010 — 2011)
«Мы готовили ретроспективу Белы Тарра полтора года, это отчасти объясняется и тем, что нужно было привезти пленки со всего мира. „Сатанинское танго“ — самый известный фильм Тарра — идет семь часов, катушки с пленкой весили 93 килограмма. 93 — это священное число для сатанистов и Алистера Кроули, это совершенно потрясающее совпадение, хотя не знаю, в курсе ли сам Тарр. И я как сейчас помню, как мы на каком‑то минивэне везли этот центнер пленки из Сербии».
2012
«Летний Пионер» в парке Горького официально открывают: одно из первых событий, которое там устраивают, — Фестиваль архитектурного кино. На премьеру фильма «Между» в кинотеатр приезжает Фрэнсис Форд Коппола. Небольшой зал едва ли не целиком забит звездами — они охотно фотографируются в 3D-очках, которые им раздали перед показом. Сам Коппола говорит про кинотеатр, что это «место, где он хотел бы остаться».
Фрэнсис Форд Коппола. Фото: страница «Пионера» в Facebook
Другой гость «Пионера» — Тим Бертон, который представляет здесь свой продюсерский проект, фильм Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Перед кинотеатром собирается огромная толпа поклонников — из‑за того, что Бертон раздает автографы и фотографируется, показ значительно задерживается.
2013
Встреча с Полом Верхувеном. Фото: страница «Пионера» в Facebook
Специальные события кинотеатра посвящены Алексею Герману, Полу Верхувену (с ним проходит Q& A) и Владиславу Мамышеву-Монро (на показ спектакля-фильма «Серсо» приглашают Анатолия Васильева). В рамках «Пионерской ночи» кинотеатр показывает сериалы на большом экране — первым в России. Программа стартует 24 августа с сериала «Во все тяжкие». В конце года в «Пионере» проходит премьера «Оттепели» Валерия Тодоровского.
2014
Кадр из фильма «Синий Бархат»
«Пионер» запускает фестиваль «Наконец-то в кино», в рамках которого показывают отреставрированные фильмы, полные режиссерские версии, а также новые фестивальные ленты, не выходившие в российский прокат. На первых показах — «Сияние», «Ребенок Розмари» и «Синий бархат».
2015
Кадр из фильма «Любовь»
В парке «Сокольники» открывается второй «Летний Пионер». Днем здесь проходит лагерь — детям не только рассказывают о кино, но и учат их лепить из глины и кататься на лонгборде. В рамках фестиваля «Наконец-то в кино» показывают фильм Гаспара Ноэ «Любовь». Это единственная копия на всю Россию, которую кинотеатру отдает сам режиссер. В тот же год на видеосвязь с «Пионером» выходит Дэвид Кроненберг: он проводит конференцию, посвященную своему дебютному роману «Употреблено».
Рутгер Хауэр. Фото: страница «Пионера» в Facebook
В рамках фестиваля «Наконец-то в кино» «Пионер» показывает «Бегущего по лезвию». На сеанс по своей инициативе приходит Рутгер Хауэр, оказавшийся в это время в Москве.
Роза Амдилян, менеджер проектов, затем директор по коммуникациям (2014-2019)
«27 марта в рамках программы „Наконец-то в кино“ мы должны были показать режиссерскую версию фильма „Бегущий по лезвию“. Это была суббота, я дома. Неожиданно звонит администратор кинотеатра и говорит, что Рутгер Хауэр сейчас находится в Москве на съемках. Актер случайно узнал, что в „Пионере“ должны показать „Бегущего по лезвию“, и захотел „посмотреть в глаза зрителям“, которые купили билет в кино на фильм 30-летней давности. Мы решили до последнего держать приезд Рутгера Хауэра в секрете. Пока ничего не подозревавшие зрители рассаживались в кресла, Хауэр ждал в машине, чтобы его никто не заметил. Все в зале ждут начала показа — и неожиданно входит Хауэр. Зрители были в восторге».
2016
Книжный магазин в «Пионере» открывают в новом формате и с новой программой: теперь в нем устраивают Pioneer Talks — презентации книг и журналов, встречи с авторами и критиками, на которые может попасть любой желающий. Кинотеатр запускает программу «Детский Пионер» — показы для юных зрителей, после которых их приглашают на обсуждения с критиками и актерами (а в перерыве угощают какао с печеньем).
2017
Александр Мамут закрывает сделку по покупке киносетей «Формула Кино» и «Синема Парк». На базе кинотеатра появляется прокатная компания «Пионер». Первый фильм, который она выпускает, — документальный «Танцовщик» про Сергея Полунина.
Евгения Милова, PR прокатной компании «Пионер» (2017-2018)
«У Сергея Полунина репутация человека с норовом, даже скандалиста. А у нас была очень насыщенная программа: премьеры, ужины, встречи с поклонниками, интервью — из Москвы Полунин поехал в Петербург, затем в Новосибирск, где была еще одна премьера. И человек смирный с такой нагрузкой может не справиться, а темпераментный тем более — и мы всего ужасно боялись. Но, видимо, мы ему понравились — и в результате это сотрудничество было просто песней. Полунин был на высоте: в ДЛТ на паблик-токе пришло чудовищное количество людей, к нему выстроилась огромная извивающаяся очередь — и он со всеми поговорил».
Кадр из фильма «Теснота»
Другой дистрибьюторский проект кинотеатра — «Теснота» Кантемира Балагова, премьера которого в мае состоялась в Каннах. «Пионер» пытается показать режиссерскую версию фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» — с матом. Сделать это не получается — фильм выходит с запиканной нецензурной лексикой.
2018
Минкультуры отзывает прокатное удостоверение, выданное фильму Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина». Несмотря на это, фильм несколько раз при полных залах показывают в «Пионере» — в кинотеатре это объясняют тем, что не получали от ведомства нужных документов. Позже «Пионер» штрафуют за эти сеансы на 280 тыс. рублей. Под запрет неожиданно попадает и никак не связанный с картиной Ианнуччи «Диван Сталина» — представить фильм в кинотеатр приезжает режиссер Фанни Ардан, но в прокат он так и не выходит.
Леонид Парфенов, журналист и зритель
«Показ запрещенного фильма «Смерть Сталина» в «Пионере» совпал с моим днем рождения. Я сразу понял: это знак. Ведь большая часть моих ДР пришлась на советское время, когда к ним приберегали все недоступное в обычные дни. Так что здравствуй, детство золотое! Мы компанией приехали на первый сеанс с утра, начали отмечать днюху в «Пионере», потом великолепный фильм, который как раз именинный, духоподъемный, развеселый.
Выйдя с сеанса, я решил, что надо продолжать день запрещенки. Мы нашли поблизости хамон и пармезан, вынесли на улицу и поели прямо на морозном Кутузовском. С тех пор это традиция: днюха — это когда можно что нельзя. И хотя у меня было в «Пионере» несколько премьер моих фильмов — и, надеюсь, будут еще, — за «Смерть Сталина» и жизнь после него я благодарен кинотеатру особенно».
Кадр из фильма «Смерть Сталина»
Сергей Сдобнов, куратор публичной программы «Пионера», с 2018 года
«У нас было публичное интервью в рамках Pioneer talks с Константином Богомоловым, который представлял свою книгу. И когда он пришел, выяснилось, что он не один, а с Ксенией Собчак. Она села во втором ряду — и начала задавать своему мужу вопросы».
Минкультуры ужесточает требования к фестивалям — теперь они должны идти от 3 до 15 дней, столько же можно показывать фильмы без прокатного удостоверения. Показывать не массовое кино становится труднее.
Мэри Назари, генеральный директор кинотеатра «Пионер», c 2010 года
«Этот закон очень сильно ограничивает работу кураторов, которые хотят показывать актуальные фильмы. Все кинотеатры и „Пионер“ потеряли из‑за него, а молодые люди стали меньше ходить в кино, это статистические данные».
2019
Открывается еще один «Летний Пионер» — в парке «Музеон». При нем также работает детский лагерь, но на этот раз для подростков — им рассказывают о том, как выжить в большом городе, а также читают курсы по журналистике, дизайну и комиксам. Одни из спикеров — волонтеры «Лиза Алерт».
2020…
Венеция. Фото: Henrique Ferreira/Unsplash
Открытие «Пионера» в Венеции. Большой кинотеатр со сценой появится в самом центре города — на месте модного в 60–70-е годы кинозала, который после закрытия работал как выставочное пространство для биеннале. Планируется, что он станет главным премьерным кинотеатром Венеции и центром показов русского кино во время фестиваля и не только.