В начале 1960-х автомобильный гигант «Форд», которым руководит авторитарный внук магната Генри Форд II (Трейси Леттс), переживает определенный кризис идей и, чтобы завоевать сердца беби-бумеров, решает выступить на ниве популярного автоспорта. Когда попытка по-простому купить «Феррари» унизительно проваливается, Форд велит сконструировать собственный гоночный автомобиль GT40 и непременно выиграть на нем знаменитую гонку в Ле-Мане, где итальянцы — короли. Управлять этим процессом зовут Кэрролла Шелби (Мэтт Деймон), легендарного гонщика, которому в 1959-м как раз удалось победить в Ле-Мане — после этого, правда, врачи запретили ему гонять из‑за слабого сердца, и он ушел в автомобильный бизнес. Шелби хочет видеть за рулем GT40 своего приятеля Кена Майлза (Кристиан Бейл), англичанина по прозвищу Бульдог, отличающегося невыносимым характером.
Каким названием проще отпугнуть публику, далекую от автогонок, чем «Ford против Ferrari»? Разве что «Ле-Ман-66» (так фильм называется в ряде стран, например, в Англии). Расцвет кино о гонщиках был полвека назад, как раз в районе Ле-Мана-66: «Победители» с Ньюманом, «Ле-Ман» с МакКуином, «Гран при» Франкенхаймера — плюс главный герой «Мужчины и женщины». С другой стороны, не так давно с успехом прошла «Гонка» про Ханта и Лауду, и долгострой про успехи «Форда» тоже сдвинулся с места. В итоге эта стомиллионная двух с половиной часовая громадина оказалась довольно впечатляющим зрелищем. Режиссер Джеймс Мэнголд («Переступить черту», «Поезд на Юму», «Логан: Росомаха») никогда не отличался глубиной или тонкостью, но он мастер грубого американского стиля: эту картину про машинки и стоящие за ними амбиции хочется сравнить не со спорткаром, а с танком, которым Кен Майлз управлял во время Второй мировой.
Название вдобавок слегка привирает: точнее, если уж на то пошло, было бы «Ford против Ford». Итальянская сторона никого, в принципе, не волнует, хотя Энцо Феррари (его играет ветеран Ремо Джироне, антагонист в сериале «Спрут») появляется в забавном эпизоде в начале и играет желваками на трибуне в кульминационных сценах в Ле-Мане. Но истинный конфликт фильма проходит совсем по другой оси: это человек против корпорации. Шелби и Майлз всю дорогу и даже после финиша вынуждены воевать с неповоротливостью бюрократического аппарата «Форда», интриганством его холеных функционеров (неплохого «пиджака» играет Джон Бернтал, плохого — Джош Лукас) и капризами диктатора-директора. Трейси Леттс — немного ленивый выбор на роль Форда, но у него есть пара удачных моментов и один отличный, хоть для оскаровского ролика.
Еще более очевидная кандидатура на премии, как обычно, Кристиан Бейл, который здесь худой, эксцентричный и — если пойдете на версию с субтитрами — со смешным британским акцентом. Особенно он расцветает, когда мчится со скоростью 300 км/ч и бурчит себе под нос что‑то в духе «врешь, не возьмешь». У Деймона роль не такая броская, но основательнее и сложнее: эмоции, которые легко прочесть на лице Майлза, практичный Шелби прячет за черными очками (снова ультрамодной, кстати, модели) и ковбойскими шляпами (с этим лучше не экспериментировать).
Как драма это все равно не бог весть что: один из главных героев почти не пускает нас дальше фасада, а второму выданы слишком понимающая жена и идеальный сынишка, чтобы воспринимать их всерьез. С другой стороны, фильму про гонки дополнительные драмы, может, и ни к чему. Вот трасса, вон финиш. Все, что связано со скоростью, сделано здесь, конечно, изумительно — дома это смотреть практически нет смысла, но в кинотеатре вдавливает в кресло с завидной регулярностью.
Когда‑то этим проектом вроде бы занимался Майкл Манн (он даже присутствует маленькими буквами в титрах), мастер передать характер мужчины через его практические умения. Мэнголд работает, разумеется, прозаичнее, но не только в эффектных сценах гонок, но и в разговорах про моторы и лошадиные силы нет-нет да и просвечивает какая‑то правда про людей, занятых этим странным опасным спортом. «Ford против Ferrari» — до мозга костей голливудское кино, но в общем-то, это ровно то, зачем нам нужен Голливуд.
Станислава Зельвенского